В Большом Гостином Дворе Петербурга 5 июля открылась музейная выставка «Ловцы слов», посвященная творчеству авторов Серебряного века. Рассказываем, почему стоит побывать в пространстве и под новым углом взглянуть на место каждого автора в литературе прошлого столетия.
Период жизни таких мастеров слова, как Маяковский, Ахматова, Есенин, пришелся на эпоху технического прогресса. Искусство жаждало изменения: писатели находились в поиске новых смыслов и тем, а Петербург превратился в город с бесчисленными литературными объединениями. История самых влиятельных салонов, где читали стихи именитые писатели, на выставке 2023 года переплелась с биографиями каждого из творцов беспокойной эпохи.
«Салон Мережковских», «Подвал бродячей собаки», «Привал комедиантов» — всё это пристанища петербургской творческой интеллигенции. На широкой карте «литературной антропологии» отмечены самые важные салоны, соединенные между собой цветными линиями — писателями и поэтами, участниками творческих объединений. На цифровых экранах сменяют друг друга чёрно-белые архивные фото зданий и деятелей искусства.
В первой части пространства внимание зрителя привлекают необычные стулья — символ места литераторов в искусстве, отражение их художественного видения. Всего тринадцать штук. У Леонида Андреева — это расколотый в щепки стул, символизирующий потерянный рассудок писателя, увлекшегося спиритизмом. У Велимира Хлебникова — решётчатая спинка и гротескно большое число 317 вместо ножек, отсылающее на математическую закономерность, выведенную поэтом.
Советские писатели также не остались без внимания. Тяжелый взгляд Владимира Маяковского виднеется со стендов. Ему принадлежит то ли стул, то ли лесенка, навсегда привязанная к образу писателя, творившего в необычной форме стихотворчества.
Поздние писатели советской эпохи занимают места уже не на стульях со спинками, а на скромных табуретках — элементе интерьера каждой коммунальной квартиры. Последний стул XX века принадлежит Максиму Горькому. Он возвышается над коллегами и будто навлекает на них тень. Заслоняя, Горький символично присматривает за каждым, поскольку за свою жизнь воспитал множество талантов, в которые, по началу, никто не хотел верить.
Интерактивные экспонаты погружают в творческую среду писателей начала XX века. По «медикакубу» крутят немое кино и короткие фильмы по рассказам Даниила Хармса, в словаре окказионализмов даны определения необычным, а иной раз и жутким словам — определениям эпохи.
Последняя остановка экскурсовода — у монументальной экспозиции с личными вещами Николая Заболоцкого, приуроченной к 120-летию поэта и переводчика. За выставочными стеклами литературоведы разместили небольшие книжки, переведенные с грузинского на русский автором, личные письма и архитектурные чертежи, составленные им в лагерях. В дальней части зала восстановлена атмосфера рабочего кабинета: письменный стол, за которым работал Заболоцкий в период жизни на набережной канала Грибоедова в Писательском доме.
Литературный мир XX века — мир противоборствующих взглядов на искусство, зарождение новых поэтических направлений, революция русской культуры. И всё это нашло отражение в экспозиции пространства «Ловцы слов» Литературного музея.
Автор фото: Ксения Виноградова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!