28 октября был вечер в «Буквоеде», на котором состоялась театрализованная презентация обновленной версии небезызвестного сборника стихов «Мне нравится, что вы больны не мной» Марины Ивановны Цветаевой. О поэтах и поэтессах, о литературе и Искусстве говорили многие и много. Но не всё так точно и честно, как пронзающие время строки Марины Ивановны.
Марина Ивановна Цветаева – великая поэтесса. Нет: поэт! От поэтессы – женщины, наделённой поэтическим даром, пронизанной талантом, в ней не осталось ничего. От героя, бойкого и терпящего всевозможные лишения судьбы – всё!
«Ибо, раз голос тебе, поэт, дан, все остальное – взято,» (здесь и далее) – М.И.Цветаева.
В ней ничего от хрупкости, тонкости, вся она – сплошная стена. Стоит, непоколебимая. В каждой строчке, в каждом колком словечке, набирающим скорость с каждой строкой.
«Рас-стояние: вёрсты, мили…
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели
По двум разным концам земли».
Во время вечера зрителей спросили: что для вас Марина Цветаева? Что вы видите, в первую очередь, в её творчестве? Большинство замялось, парочка ответили вольными размышлениями.
А я скажу, что творчество Цветаевой, в первую очередь, череда лишений, горестей и потерь. Близкие и любимые люди покидали Марину, выпадая из ее жизни, как страницы календаря. Радость встречи и знакомства с такими же одинокими и отстранёнными, как падающие звёзды, вспыхивала время от времени и, не успевая разгореться, угасала.
«Считают мужественной. Хотя я не знаю человека робче. Боюсь всего. Глаз, черноты, шага, а больше всего — себя. Никто не видит, не знает, что я год уже ищу глазами — крюк. Год примеряю смерть. Я не хочу умереть. Я хочу не быть. Надо обладать высочайшим умением жить, но ещё большим умением — умереть! Героизм души — жить, героизм тела — умереть…»
Марина – человек-текст, человек-слог. Жизни её не было вне Поэзии, вне текста. Вся жизнь для неё – Искусство, а что более – то «от лукавого».
«Как таковой жизни я не люблю, для меня она начинает значить, обретать смысл и вес — только преображённая, т.е. — в искусстве. Если бы меня взяли за океан — в рай — и запретили писать, я бы отказалась от океана и рая.»
И Искусство не как ноша, но как Крест. Как величайшее из великих проклятий. И ад, где Боль, Поэзия и Любовь сливаются в одно, и есть жизнь Марины Цветаевой.
«Любовь: зимой от холода, летом от жары, весной от первых листьев, осенью от последних: всегда от всего».
А мечтают-то поэты о чём? Как говорил Камю, несчастье художника в том, что он изначально живет и не в миру, и не в монастыре, а прельщают его прелести и одной, и другой жизни.
«Моя мечта: монастырский сад, библиотека, старое вино из погреба, длинная трубка и какой-нибудь семидесятилетний «из прежних», который приходил бы по вечерам слушать, что я написала, и сказать, как меня любит.»
Приятного погружения в атмосферу театрализованной презентации! Благодарим за фото Елену Скрипниченко.
https://sub-cult.ru/foto/5391-vecher-cvetaevoi-vecher-poyeta-spb-bukvoed-na-nevskom-28-10-15#sigProId891a1308c0
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.