25 мая группа «АлоэВера» отыграла свой последний театральный концерт «Про мужей и капитанов» на сцене Центрального Дома Художника.
Концерт на стульях. Еще год назад я бы подумал: «Как это так? Идти на концерт и не танцевать? Это что, прямо как у взрослых? Нет, это не про меня». Но ребята крайне настойчивы и решили на этот раз сделать небольшой тур, показать эту историю целиком в последний раз, так что вот – мы здесь. В Центральном Доме Художника. В помещении, похожем на университетский лекторий. При аншлаге, который обычно преподаватели не видят. Все места заняты. Sold out.
Здесь все абсолютно по другому. Сцена здесь, внизу, прямо рукой до нее можно подать, и нет никаких ограждений, барьеров, охраны. Нет, ты просто свободно проходишь мимо нее, ты можешь спуститься по ступенькам и как следует рассмотреть то скромное, уютное домашнее убранство, подготовленное ребятами.
А посмотреть есть на что. Взять хоть торшер – часто ли их выносят на сцену? А тут он есть, и даже в тему: от него льется по домашнему теплый свет. Так и хочется поставить рядом кресло, забраться в него с ногами и начать читать книгу. Например Джека Лондона. Что-нибудь такое суровое, о снегах и сильных людях. Про бурю и превозмогания. А ты тут, дома, в тепле, при свете этой желтой лампы.
На полу постелен ковер. Такой, который мог быть дома у кого-нибудь из твоих родных. У мамы или, быть может, у бабушки. Окончательно дорисовывает эту картинку диван, накрытый пледом, и натянутая бельевая веревка, на которой весит одежда. Мне кажется, что такие концерты нужно проводить зимой. Такой злой, холодной, смурной. Чтобы приходя в зал, ты отогревался душой и телом, а потом нес в себе весну на улицу и в души людей.
Конечно же и сама Вера Мусаелян не подкачала. Она так и вышла на сцену. В носочках, белой безразмерной футболке и спортивных штанах. И села на стул у микрофона так же вольно, по-домашнему скрестив ноги.
Я уже привык к тому, что концерты вовремя не начинаются. Всегда дается небольшой промежуток времени – дождаться опаздывающих, или дать отработать производственным мощностям барных стоек. Так было и здесь, но не в обычном формате в духе «разогрева» от другой команды – Вера просто приглашает всех выпить вина, которое ребята из группы уже разливают по пластиковым стаканчикам на ножках. А после и вовсе объявляет открытый микрофон, чтобы каждый желающий мог прочитать стихи или что-то спеть прямо со сцены.
И люд хлынул по ступеням лектория вниз, но не как бурный разрушающий поток, вовсе нет. Все очень мирно, без злобы, с любовью. От всего этого веяло дружеским теплом, чем-то таким из тесных комнат общежитий, промокших палаток, случайных купе. Нечто такое, создающее ощущение того, что знакомы все уже лет двести.
Конечно же, пройдя сквозь шумный поток людей, находятся героини и герои, которые решаются подняться на сцену. Шутка ли, оказаться рядом с теми кого любишь, с теми чьи песни всегда вместе с тобой? Мало того оказаться рядом, так еще и выступить.
Особенно запомнилась милая девушка, единственная, кто из всех решилась спеть. Она двигалась под ритмы музыки настолько легко и свободно, будто всю жизнь провела на сцене. Такая экспрессия и подача, которую трудно сравнить с выступлениями групп «на разогреве». Ведь девочка вышла на сцену заявить о себе, сказать во весь голос: «Я люблю тебя. Это здорово». Это и впрямь было очень здорово.
После открытого микрофона все рассаживаются по своим местам, разговоры стихают, и гаснет свет. Приходит время самой постановки. В этот раз ребята открывают концерт песней «Город». И все, что происходит дальше, очень сильно отличается от концертов «АлоэВеры». Нет скачущих, танцующих, свободных людей. В этот раз все немножко остаются наедине с самими собой и лирической героиней Веры. Со сцены мы слышим песни, которые не исполняются на других концертах. Больше всего западают в душу «Качели». Да и в принципе уже знакомый репертуар звучит иначе, ведь «Несуразная» и «Капитан» тоже вплетены в канву повествования, разбавлены стихами и историей, которую нам подают со сцены. И как итог, ты видишь совершенно новый узор, созданный из знакомых частей.
Вера говорит со сцены, как показалось, основную идею «Мужей и капитанов» почти в самом начале:
– Читала у Толстого дневники его. И он после свадьбы написал там: «Не то». И правда, я это запомнила. Это произвело впечатление. И не знаю почему. Это не про меня. Ведь еще полгода назад «ЭТО» было очень «ТО». А два года назад вы даже не представляете, как «ЭТО» было «ТО».
Вера со сцены вещает о своей лирической героине. А быть может быть о себе? Или быть может о тебе? Ведь у каждого из нас было такое, что в самом начале отношений порой не нужны стены, кровати, дом, вообще ничего не нужно, кроме как человек, в которого ты влюблен. Когда хочется забраться внутрь человека, сожрать его, растворится в нем и никуда не отпускать. Никогда. А потом проходит время и ты читаешь месседжи в духе: «Купи хлеба» или «Выходи. =) Поедем в Ашан».
А вопросов остается ворох. Быть с мужьями и «Ашаном», или «сбежать на море, свалять дурака» под руку с Капитаном? А дальше что с ним, тоже станет мужем и снова все будет «Купи хлеба»? А что если страсть растворится в рутине, и выйдет, что ты поменяешь одно на другое с тем же результатом? Ну, и главное, что хочется узнать: как сделать так, чтобы мужья навсегда оставались капитанами.
Несмотря на то, что история о девушке, стоящей перед выбором, она все равно задела мужские сердца. Я видел минимум двоих парней со слезами на глазах. Да чего лукавить, у самого глаза были на мокром месте. А все почему? Думаешь, нам есть дело до выбора между одним мужиком и другим? Нет, просто у нас тоже был свой выбор.
И вот все подходит к логическом концу. Мужья уходят, Капитаны уплывают покорять моря. А вопрос весит в воздухе: «Что делать то? Как быть?» И Вера дает ответ, такой же, как она сама – легкий, свободный, но тем не менее весьма емкий: «Где заканчивается одна история, обязательно начинается другая». И ты можешь быть сколько угодно согласен или не совсем, суть вещей останется той же. Как и мнение главной героини, ведь история её и про неё. А у тебя своя жизнь и тебе решать, как с ней быть.
Вера прощается с нами, ребята выходят на поклон и покидают сцену, а в зале включается свет. И люди медленно и задумчиво уходят сквозь открытые двери в весну. Любить и быть любимыми. Прощайте, Мужья и Капитаны.
Фото: Константин Родионов
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!