Пронизывающий ветер, от которого не спасал тонкий пледик, дул на всех собравшихся под круглым навесом пространства «Roof place». Под белой крышей собрались разные люди: у каждого была своя причина прийти на этот моноспектакль.
— Я родилась и выросла в Питере, но теперь живу в Германии, вообще не очень люблю моноконцерты, но Бродский зацепил давно и надолго.
— Нина, посмотри, здесь либо пенсионеры, как мы с тобой, либо молодёжь, нет среднего возраста. Они, видимо, заняты тем, что зарабатывают деньги, заботятся о семье. Крупной рекламы у таких мероприятий нет, на них ходят интеллигенция и люди достаточно продвинутые.
— Я из Новосибирска, на крыше в первый раз. Почему я пришла на этот спектакль? Мы - поколение Бродского.
— Пространства, которые делают в бывших промзонах, очень интересны, мы с Алиной поэтому и пришли сюда, любим такие места.
— На крыше я уже второй раз, в первый была на концерте Марины Цветаевой.
— Иосиф Александрович однажды сказал «Быть петербуржцем — не значит родиться в Санкт-Петербурге, а значит родиться в Питере заново». В Москве приезжих называют лимитчиками, туда люди с чем приезжают, с тем и остаются. А Питер меняет людей, я как коренная петербурженка считаю, что если ты любишь этот город всей душой, то ты и есть петербуржец.
Вот гул затих, и не стало слышно ничего, кроме голоса Дмитрия Креминского, шума ветра и накрапывающего дождя. В этом авторский замысел актёра: реальные звуки, никакой музыки и декораций. 20 лет назад, когда он только придумал эту программу и начал играть её на квартирниках у друзей, в мастерских, в галереях, то использовал фонограмму со звуками воды, скрипом уключин, чтобы добиться такого эффекта. Помимо тонко развитого чувства прекрасного, Дмитрий имеет богатый опыт работы. Он озвучил несколько десятков книг российских и иностранных авторов, работал актером дубляжа, занимался режиссурой различных аудиопостановок и радиоспектаклей. Твёрдым поставленным голосом он обратился к публике:
«Наверное, у каждого человека в жизни есть любимая рок-группа, любимый режиссёр, чьи фильмы можно смотреть бесконечно, любимый поэт. В моем случае это Иосиф Бродский, человек, который меня творчески во многом сделал, за его новыми текстами, конечно же, я следил, и когда в 96 году его не стало, я воспринял это как личную утрату. И, как человек театра, я не мог на это не отозваться, я захотел сделать спектакль. Но как сделать спектакль по произведениям поэта? Первое, что приходит в голову, это выучить более или менее крупный или не очень крупный корпус его текстов, и более или менее хорошо прочитать его под красивую музыку. Если вы заглянете в театральную афишу Москвы или Питера, вы увидите, что именно это и происходит по моноспектаклям Бродского. Но я думаю, что это неправильный путь, мне показалось интереснее вытащить на сцену тексты, которые не предназначались для публичного исполнения».
Без паузы он приступил к чтению, то замедляясь, то ускоряясь, а иногда переходя на рык:
«Гражданин второсортной эпохи, гордо
признаю я товаром второго сорта
свои лучшие мысли и дням грядущим
я дарю их как опыт борьбы с удушьем.
Я сижу в темноте. И она не хуже
в комнате, чем темнота снаружи».
Слова не улетали в пустоту, они были обращены лично к каждому и получали отклик. Это был не монолог, но множество внутренних диалогов сразу, о наличии которых говорили выражения лиц присутствующих: нахмуренное, с полуулыбкой, расслабленное или напряженное. Чтец продолжал:
«Если кто-то и извлек выгоду из войны, то это мы — ее дети. Помимо того, что мы выжили, мы приобрели богатый материал для романтических фантазий. В придачу к обычному детскому рациону, состоящему из Дюма и Жюля Верна, в нашем распоряжении оказалась всяческая военная бронзулетка — что всегда пользуется большим успехом у мальчишек. В нашем случае успех был тем более велик, что наша страна выиграла войну».
Несколько раз между кресел проносились тонкие смешки – в те моменты, когда со сцены звучало крепкое слово, но и сам поэт будто оправдывался перед публикой за него.
Отъездился. (Прости, Господь,
мне эту рифму, но что проще
чем мат для выраженья мощи
Твоей же, в сущности; и плоть
язвит он менее огня —
Тобой излюбленного средства
Свое подчеркивать соседство —
но все-таки прости меня.)
Дмитрий переходил с одной тональности на другую, и каждая пауза была на своём месте. Он ёрничал и играл с публикой, как это сделал бы, пожалуй, сам поэт, если бы ставил собственный спектакль.
«Сегодня мне сорок пять лет. Я сижу голый по пояс в гостинице «Ликабетт» в Афинах, обливаясь потом и поглощая в огромных количествах кока-колу. В этом городе я не знаю ни души. Выйдя вечером на улицу в поисках места, где б я мог поужинать, я обнаружил себя в гуще чрезвычайно воодушевленной толпы, выкрикивавшей нечто невразумительное. Мне пришло в голову, что это и есть тот свет, что жизнь кончилась, что это и есть вечность. Сорок пять лет назад моя мать дала мне жизнь. Она умерла в позапрошлом году. В прошлом году — умер отец. Их единственный ребенок, я, идет по улицам вечерних Афин, которых они никогда не видели и не увидят. Их сын свободен. И потому что они не встречаются ему в толпе, он догадывается, что он неправ, что это — не вечность».
При словах об отце у Дмитрия на глаза навернулись слезы, будто бы уже не было различий между ним и Бродским, будто актёр переживал свою собственную трагедию.
«Жил-был когда-то мальчик. Он жил в самой несправедливой стране на свете. Ею правили существа, которых по всем человеческим меркам следовало признать выродками. Чего, однако, не произошло. И был город. Самый красивый город на свете. С огромной серой рекой,
повисшей над своим глубоким дном, как огромное серое небо — над ней самой. Вдоль реки стояли великолепные дворцы с такими изысканно-прекрасными фасадами, что если мальчик стоял на правом берегу, левый выглядел как отпечаток гигантского моллюска, именуемого цивилизацией. Которая перестала существовать. Рано утром, когда в небе еще горели звезды, мальчик вставал и, позавтракав яйцом и чаем, под радиосводку о новом рекорде по выплавке стали, а затем под военный хор, исполнявший гимн вождю, чей портрет был приколот к стене над его еще теплой постелью, бежал по заснеженной гранитной набережной в школу. Широкая река лежала перед ним, белая и застывшая, как язык континента, скованный немотой, и большой мост аркой возвышался в темно-синем небе, как железное небо. Если у мальчика были две минуты в запасе, он скатывался на лед и проходил двадцать-тридцать шагов к середине. Все это время он думал о том, что делают рыбы под таким толстым льдом. Потом он останавливался, поворачивался на 180 градусов и бежал сломя голову до самых дверей школы. Он влетал в вестибюль, бросал пальто и шапку на крюк и несся по лестнице в свой класс. Это была большая комната с тремя рядами парт, портретом Вождя на стене над стулом учительницы и картой двух полушарий, из которых только одно было законным. Мальчик садится на место, расстегивает портфель, кладет на парту тетрадь и ручку, поднимает лицо и приготавливается слушать ахинею».
Это последнее, что произнёс образ Иосифа Бродского со сцены. Возникли другие звуки: голоса живых людей.
— Отлично, я как будто бы в том времени побывала, подходящая атмосфера и обстановка, очень сильно и очень хорошо скомпонованы произведения.
— Я под кайфом, не могу передать словами. Даже дождь не помешал.
— Мне запомнилась, что была кольцевая композиция, он начал с Отеля в Афинах, им же и закончил. Это здорово.
—Это событие само по себе необычное, прекрасно читал. Все было замечательно, кроме погоды.
— Мне понравилось, как он говорил: «Представьте себе здесь вот этот звук, а теперь вы видите человек встал, прислонился рукой к стене...» На сцене будто два человека было.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!