Борис Эскин – поэтический «богач»
Родился Борис в 1937 году в Днепропетровске, где прошла его юность. Более 30 лет прожил в Севастополе. Был актером, режиссером, заведующим литературной частью театра, газетчиком и радиожурналистом, ведущим программ и главным редактором телевидения. В молодости избороздил множество морей и океанов, будучи собкором Всесоюзной программы радио «Для тех, кто в море».
С 1984 года обосновался в Израиле и оттуда шлет нам привет и ответы на вопросы редакции:
– Почему на конкурс Вы прислали именно эти два стихотворения?
– Мне кажется, что в каждой строке этих стихов – я, и никто другой.
– В чем Вы черпаете вдохновение и на какие темы Вы пишете преимущественно стихи?
– Вдохновение – слишком высокопарное слово, оно меня, скажем помягче, смущает! Мое желание «схватить перо» (а по нынешним временам – застучать на клавиатуре компьютера) начинается с удивления. Я пишу, потому что меня что-то безмерно удивило – как красиво падает желтый листик на землю или разбивается о форштевень океанская волна, как, увы, безжалостны морщинки на лице любимой или отчего совсем беспричинно вдруг стало светло на душе.
А темы… Пожалуй, тема одна: ЛЮБОВЬ. Любовь к жизни, любовь к женщине, любовь к природе, любовь к стране, любовь к странствиям, любовь к книге…
- Какую книгу Вы сейчас читаете?
– Вот и перечитываю в сто пятидесятый раз «старомодного» Паустовского, перенасытившись Кафкой, Хемингуэем да Кингом.
- У Вас такая насыщенная творческая биография. Какие сюжеты она Вам дает для Вашего творчества?
– Вся моя жизнь – нескончаемый сюжет для стихов и прозы. Вот только что я закончил и сдал в издательство большущую очерковую книгу – «Автограф». Получилось два тома. Там в предисловии пишу:
«Всякий раз, когда взгляд падает на мои книжные полки, шепчу про себя:
– Здравствуйте, друзья! Здравствуйте…
Я прошел с ними всю жизнь – с этими томиками и томами великих и сочинениями моих добрых друзей. Их несколько полок – книг с автографами авторов – здравствующих и отбывших на вечный покой…
Каждый автограф на книгах, которые плотными шеренгами выстроились на полках, а также надписи на театральных программках – это и трепетные воспоминания о дарителе, это и раскопы подзабытых отвалов собственной жизни…»
В книге – 22 очерка и не опубликованные ранее стихи. Вот, например, очерк «Шарфик Ковалевского» – о моей студенческой и театральной юности. А повод к воспоминаниям – книга теоретических трудов моего покойного учителя Виталия Иннокентьевича Ковалевского «Интеллектуальный театр», которую прислала мне с дарственной надписью вдова режиссера.
В очерке «Был в жизни моей океан» я рассказываю об удивительных людях, с которыми столкнула меня судьба в годы морских странствий, – капитанах, корабельных механиках, матросах, боцманах, асах рыбацкого дела.
«Четыре встречи с Михаилом Казаковым» – очерк о выдающемся русском актере и режиссере, неожиданная дружба с которым началась при трагических обстоятельствах в Севастополе, а продолжилась в Израиле.
О дружбе и многолетней переписке с «Последним поэтом Великой Отечественной», профессором медицины Ионой Дегеным, рассказывает эпистолярный очерк «От всего лишь лейтенанта».
В книге – рассказы о поэтах Михаиле Дудине, Всеволоде Азарове, Григории Поженяне, Римме Казаковой, Владимире Орлове, Леониде Вышеславском, драматурге Александре Штейне, режиссерах Владимире Петрове и Романе Мархолиа, композиторах Константине Листове, Леониде Розене и Якове Машарском, художнике Вольфе Бульбе, самобытном сказочнике Исааке Боголюбове и многих других ярких личностях, которые озарили мою жизнь светом своего таланта и душевной щедрости.
– Что дает Вам творчество в Вашей будничной жизни? У него есть география?
– Помните, у Маяковского: «Мне и рубля не накопили строчки…»? Однако, не сочтите сие конфетной красивостью, но я чувствую себя богачом – это когда просто пишется, и нищим – когда ничего не клеится, когда перестаешь удивляться жизни, когда вылезает из болотной трясины мурло вот этих самых будней…
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!