Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

                                               Ксения Ром – о жизни и любви в стихах и прозе
 
Ксения Ром
 
Писательница Ксения Ром – автор цикла «Демонических стихов», рассказов в прозе «Осень. История одной любви», «Мама, купи мне собаку!» и других. Произведения Ксении Ром всегда откровенны и искренни. Через свое творчество писательница делится с читателем самым сокровенным, не прячась в тени вымышленных героев и не надевая маску.
 
Мы взяли интервью у писательницы, в котором она рассказала о себе, о личном и творческом, поделилась воспоминаниями и планами на будущее.
 
– Ксения Ром – это псевдоним? Почему вы выбрали себе это имя, если не секрет?
 
– Да, это мой творческий псевдоним. Почему Ксения и почему Ром? Дело в том, что мне всегда нравилось имя Ксюша. Именно так называли и называют меня сёстры и родители, но почему-то в документы записали Оксаной. А Ром – это и аббревиатура моего настоящего имени: Рабинович Оксана Михайловна, и напиток пиратов – крепкий, терпкий, забористо-захватывающий. Считаю свои стихи именно такими. Надеюсь, мои читатели это тоже заметят и почувствуют (улыбается).
 
– В какой период пришло увлечение поэзией и вы стали активно развиваться в этом направлении?
 
– Увлечение поэзией?! Не помню, чтобы мне нравилось что-то одно: нравилась литература целиком – стихотворная и прозаическая. В старших классах стала обращать внимание, что многие писатели писали и прозу, и стихи (Пушкин, Лермонтов).
Стихи я даже в некоторой степени недолюбливала. Из-за того, что папа меня учил их не просто рассказывать, а с выражением. За что сейчас я ему весьма признательна и благодарна, и того же требую от младшего сына.
В те давние-давние времена моего детства, когда непременным атрибутом подарка была красочная, собственноручно подписанная открытка, мой папа добровольно-принудительно просил меня их не просто подписывать, а в стихотворной форме. Это были мои начальные экзерсисы.
Активно писать и развиваться начала в студенческие годы, учась на филфаке. Развитие предполагало менторство, наставничество, как сейчас модно говорить. Поэтому свои первые творения (свой первый блокнот) я показала нашему куратору, Сергею Алексеевичу Голубкову. Помню, как он попросил разрешение ставить пометки, отмечал, что ему особо понравилось, а что нет. Эти отметки до сих пор стоят, поставленные его рукой. Он честно сказал, что чувства у меня ещё незрелые, опыта маловато, но талант есть и его надо развивать и многому ещё предстоит научиться. Именно он принёс мне большой словарь рифм (Зализняк-Кравчинский автор, если мне не изменяет память) и обратил моё внимание на несколько рифм, одну из которых («всклень») я не только полюбила, но и стала использовать.
Именно Сергей Алексеевич прокомментировал стих «Когда я стану чьей-нибудь женой» словами: «А вот это – зло…» И спустя годы я подпишу к нему ещё несколько четверостиший, грустных, но не злых. Именно он будет вручать мне диплом и успеет сказать по-отечески мудрое напутствие (этот факт моей биографии описан в «Осени»).
 
– Вы пишете и стихи, и прозу. Что для вас ближе, в какой форме легче писать?
 
– Не могу сказать, что именно ближе. Однозначно, прозаических произведений у меня очень мало. Наверное, потому что прозы хватает в самой жизни: веянием времени стали различные чаты (мессенджеры – Viber, Telegram и др.), где люди больше пишут, чем разговаривают: такое своеобразно-пишущее поколение выросло. Многие мои знакомые отмечают, что и на простое смс я отвечаю как-то по-особенному. Просто не так, как все.
А стихи либо не пишутся, либо пишутся как-то сами по себе, по поводу или без, но всегда благодаря эмоциям. И то, и другое пишу без особого труда. Исключение составляют те случаи, когда не знаешь, с чего начать. Например, надо было написать свою биографию для участия в конкурсе, а у меня полный ступор. Потому что за прошедшие 7 лет в моей жизни ничего не изменилось, именно в моей, а не в жизни моих родных и близких.
 
– Когда решили опубликовать свои первые работы? Можете вспомнить, какие эмоции и впечатления были в момент, когда вы решили показать свои творения незнакомой аудитории?
 
– 2010-й год был той точкой отсчёта, когда я, полный ноль в делах Интернета, вышла на его просторы. На сайтах Стихи.ру и Проза.ру была возможность бесплатно о себе заявить, и я воспользовалась этой возможностью.
Начала я со стихов. Чтобы опубликовать свой стих, нужно было прокомментировать 3 стиха «братьев по цеху». Сначала я это делала прозаически. Потом научилась у одного поэта это делать в стихотворной форме. Обычно авторы благодарили и иногда признавали, что сам отзыв лучше оригинала. Это было отчасти потому, что, во-первых, каждодневная тренировка сказывалась; а во-вторых, каждый стих, пропущенный через моё мировосприятие и опыт, мою субъективность, нёс в себе некий контекст (сгусток) самостоятельности и индивидуальности.
Эмоции были самыми разными. Меня и хвалили, и ругали, и советовали «слезть с Парнаса». Тем не менее на меня обратил внимание один из членов Союза писателей и предложил опубликовать мои стихи в своём сборнике. У него же я выпустила первый и последний книжный вариант «Хроники пожара».
 
– Вы публиковали свои произведения только в Интернете? Выйдет ли ваш сборник в печатном издании?
 
– У меня есть три маленькие печатные брошюры. Первая, где напечатаны 2 моих стиха в общем сборнике. С гордостью младший сын своей рукой написал на ней слово «МАМА» (об этом мой стих «Я в рейтингах себя не вижу»). И я была счастлива, потому что поняла: сын мной гордится!
Вторая брошюра, вернее то, что там написано, никогда больше не будет опубликована в первоначальном виде. Есть вещи, которые настолько личные и семейные, что по праву памяти их хранят только сердца родных и близких. Как сказал современный киногерой фильма «Зелёная миля» (по роману Стивена Кинга): «Всё, что происходит на «Зелёной миле», должно оставаться на «Зелёной миле».
Есть горе тайное: оно
Вниманья чуждого боится
И в глубине души одно,
Неизлечимое, таится.
И.С. Никитин
Третья моя публикация в журнале «Золотая строфа» лежит где-то у родителей.
Издаваться и печататься будут, скорее всего, только мои стихи. В них много личного и обобщённо-абстрагированного: где-то я включала воображение, где-то захотела обыграть фразу или слово.
Конечно, очень хочется увидеть себя в печатном формате. И чтобы мои родные и близкие имели возможность мной гордиться.
Кстати, мой рассказ-миниатюра «Мама, купи мне собаку!!!» вот-вот должен выйти в печатном виде в одном из номеров «Русского колокола» в сентябре этого года. Думаю, что и «Осень», и «Записки неискушённой» тоже дождутся своего печатного часа.
 
– Сейчас вы участвуете в конкурсе им. М.Ю. Лермонтова. Это ваш первый литературный конкурс?
 
– Да, конкурс им. М.Ю. Лермонтова – это мой первый литературный конкурс. Может быть, это то, чего я ждала всю свою жизнь? Лермонтов всегда был моим любимым поэтом и писателем. А в его «Демона» я влюбилась с первого прочтения. Тем не менее я чётко осознаю, что и искусству слова, и стихосложению мне ещё учиться и учиться.
 
– Какие идеи вы хотите выразить в своем творчестве? Чем хотелось бы поделиться с читателями?
 
– Ну, я не ахти какой писатель или поэт, чтобы нести какие-то глобальные идеи. (Интересно, как бы на этот вопрос ответили авторы «Гарри Поттера» и «50 оттенков»?!). Общечеловеческое, взаимоотношения людей, их нравственные метания и переживания, психология человеческая. Не делю её на мужскую и женскую, потому что с годами пришло понимание, что все люди, независимо от гендерной принадлежности и возрастной категории, хотят приблизительно одного и того же: любить, быть любимыми, быть признанными и реализованными в семье и в социуме.
Поделиться хочется многим. Нужно это кому или нет – другой вопрос.
Очень хотелось бы донести до нынешних людей идею ценности и неповторимости собственной жизни. Некоторые, к сожалению, живут так, словно черновик пишут. Многие боятся остановиться, взять паузу. Страх одиночества мешает им признаться самим себе, например, в том, что их брак и их семейная жизнь не удалась.
На одном из тренингов женщина-психолог сказала такую великолепную фразу: «Близость – это ваша возможность и способность говорить друг другу правду». Многие стараются сохранить хорошую мину при плохой игре и, будучи несчастными сами, растят несчастливых детей.
А наши дети смотрят фильмы, где у героев по нескольку жизней, но ведь жизнь-то у всех одна-единственная.
Когда бывший супруг обвинил меня в цинизме, я, как за соломинку, уцепилась за цитату Э.М. Ремарка: «Меланхоликом становишься, когда размышляешь о жизни, а циником – когда видишь, что делает из неё большинство людей». Многие молчат и замалчивают свою боль и несчастливость и считают это нормой. К счастью, я не из их числа (об этом мой стих «Я хочу не прятать свои мысли»). «Всегда говори то, что чувствуешь, и делай то, что думаешь! Молчанье ломает судьбы», – лучше, чем сказал Пауло Коэльо, не скажешь. Видимо, в наше время – это своего рода роскошь, которую не всякий может себе позволить.
 
– Расскажите поподробнее о цикле стихотворений «Демонические стихи». Почему вы избрали такие «темные» образы для выражения своих мыслей? Довольно нестандартный подход, наверняка цикл пользуется особенной популярностью у читателей.
 
– «Демонические стихи» – название условное и никакого отношения к «тёмным силам» не имеющее. Ещё со школьной поры мне очень нравился Демон М.Ю. Лермонтова: независимый, романтичный, красивый и… вовсе не злой и не страшный. Образ Демона (а благодаря великолепным картинам М.А. Врубеля он был очень осязаем и зрим) для меня был настолько притягательным и родным, что я сначала просто к нему обратилась («Феерия»). Потом появились два моих самых больших по объёму стиха «Исповедь на берегу озера» и «Разговор с Демоном». Причём они настолько переплелись, что с годами мне хотелось слить их воедино. Хотелось, чтоб именно они были признаны критиками самыми лучшими. Но сегодня я вижу и их плюсы, и их минусы.
Несомненным плюсом является эволюция восприятия моей ЛГ (лирической героиней) образа Демона. Исповедуясь в одном стихе, в другом она осмеливается с Демоном не просто заговорить, но и разговаривает на равных, по-дружески. Потому закономерно появление стиха «Воссоединение с Демоном». Вроде бы ничем не связанное с образом Демона стихотворение «Царство тёмных бликов» (несомненная моя гордость: очень мне этот стих самой нравится!) тоже писалось легко и слова находились сами. Фраза «И, словно крылья, распластались руки» идёт после «Душа летит на зов другой души» под воздействием чувства умиротворённости от услышанной красоты звуков, под их впечатлением. Причём это было мной написано задолго до того, как мы с вами увидели в «Красотке» и «50 оттенках серого» сцены с роялем.
Тем не менее моя героиня, не имея зримого партнёра, погружается именно в царство «тёмных» бликов, потому что царство Демона не чёрное, а именно многообразное и многоликое.
Интересно, что моя бескрылая героиня постоянно стремится или в звёздную высь (стихи «Воссоединение с Демоном», «Волшебница», «Как же я по тебе скучаю!»), или сама вдруг становится крылатой («Птица счастья», «Легенда о Крылатке», «Дышу»).
Почему именно воссоединение? Потому что в юности была «Молитва Демону».
«Демон» Лермонтова для меня прежде всего романтик и бунтарь, своеобразный такой «оппозиционер», что ли, но никак не воплощение зла!
Приведу такой пример. Моим сыновьям нравятся «ужастики» (фильмы ужасов). Мне же они никогда не нравились (смотрю вместе с младшим, чтобы быть в курсе, что именно смотрит мой уже подросший ребёнок) своим открытым финалом и торжеством непобедимости зла.
У Лермонтова, как вы помните, Демон остаётся ни с чем. А душа Тамары попадает в рай, защищаемая Ангелом и прощённая Богом.
Как-то один знакомый сказал, что мои стихи «какие-то бунтарские». Возможно, потому я и выбрала Демона-бунтаря себе в воображаемые собеседники, что он чем-то, хотя и очень отдалённо, напоминает бунтарскую человеческую душу, раздираемую внутренними противоречиями. Но у него хватило смелости открыто заявить о своём несогласии, а вот я, к счастью или к сожалению, отношусь к категории тех людей, которые сначала сделают, что им скажут, а потом уходят молча и без объяснений. Я назвала бы это синдромом тургеневского Герасима: он, не согласный с волей барыни, утопил бедную Муму, а потом сам ушёл от ненавистной барыни. Логичнее было бы уйти, не топя бедное животное. Ан нет (улыбается).
Скорее всего, Демон для меня – это символ тех противоречий, с которыми сталкивается на своём жизненном пути человек. Воплощение той внутренней борьбы, которая во мне происходила: дома, на работе, в семье родителей (извечная проблема отцов и детей).
Что касается популярности у читателей… Как раз стихи данного цикла не пользуются популярностью. Возможно, потому что большинство из них написано мной в студенческие годы и так и остались «сырыми», «незрелыми» и «недоработанными».
Тем не менее мне интересен и важен вердикт, который по ним вынесут критики и жюри.
А вообще, в каждом человеке есть «тёмная» и «светлая» стороны. И очень может быть, что мой Демон – это воплощение моей «тёмной» стороны.
 
– Давайте поговорим о ваших рассказах в прозе. Порой в них вы затрагиваете очень личные темы, которые редко кто выносит напоказ для публики. Например, в рассказе-зарисовке «Осень. История одной любви» вы открываете душу читателям, без прикрас, откровенно рассказываете о своей любви, семье и браке. Не страшно ли быть настолько откровенной с читателями?
 
– Страшно было всё это испытывать, но не писать. Знаете, есть такая фраза у Козьмы Пруткова: «Желание писать – болезнь души, умение писать – почти лекарство». Так вот моя «болезнь» – это желание поделиться своим опытом, чтобы, возможно, кого-то предостеречь и уберечь от ненужных трат времени и ошибок. Ведь не каждому дано описать то, что он испытал и пережил. И если это талант или дар, которым я обладаю, то почему бы мне не поделиться этим с другими?
Некто назвал это душевным стриптизом. Возможно это так, со стороны виднее.
Душевный показав стриптиз,
Открыв сердца любви желанной,
МИР ТВОЙ понять я не смогла,
В судьбе твоей не стала главной.
(Из моего стиха «А в феврале всё было хорошо»).
 
– Рассказ «Маша. Хроника одного пожара» написан о вашей погибшей сестре? Что вас мотивировало написать об этом? Вы хотели сохранить память о ней?
 
– Вы сами и задали вопрос, и тут же на него ответили (улыбается). Тем не менее я немного добавлю от себя. Сначала во мне говорила только боль и чувство вины. Потом я поняла, что важно показать своё отношение к происшедшему, потому что такие пожары не являются редкостью. Но везде надо соблюдать меру и уметь отделять личное от публичного. Поэтому если «Хроника» и будет в будущем публиковаться, то только в том варианте, который я предоставлю на суд жюри и который не причинит боль моим родным и близким.
 
– Какую литературу и авторов читаете сами? Что цените в хорошей литературе?
 
– Считаю, что каноном и неподражаемым образцом настоящей и подлинной литературы является русская и зарубежная классика. «Во имя жизни, как дар бесценный, Сонет Шекспира, ноктюрн Шопена», – строка из этой песни всплыла в моей памяти, когда помогала младшему сыну готовиться в этом году к экзамену по литературе. И ведь это действительно бесценный дар: наследие Толстого, Достоевского, Куприна, Тургенева, Некрасова, Жуковского, Пушкина, Лермонтова, Диккенса, Драйзера, Конан Дойля, Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, Золя, Уайльда, Байрона, Гёте, Гюго, Лондона. Поэзия Серебряного века, Ахматова, Гумилёв, Анненский, Есенин, Маяковский, Булгаков, Грин. К сожалению, я не настолько знакома с современными авторами. И литературу прошлых веков люблю больше, чем современную.
С детства у меня сохранилась такая привычка: читать книгу после просмотра фильма. Когда происходит наоборот, смотреть фильмы намного тяжелее: чётко вижу расхождения и навязываемые режиссёром образы.
Вместе со своими детьми полюбила «Поттериану»: читала сначала вместе со старшим сыном. Очень важно было, чтобы старший по аналогии с главным героем понял, что он нормальный, но просто не такой, как все (из-за частых простуд ребёнок был переведён на индивидуальное обучение). Здорово, что фильмы снимались по мере взросления главных героев и мы росли вместе с ними.
С удовольствием прочитала трилогию «50 оттенков серого». Даже хотела написать рецензию, но так руки и не дошли. Два уже вышедших фильма значительно слабее самих книг. Интерес был вызван тем, что по центральному телевидению крутили ролик-анонс, где герой на фоне своего гардероба берёт в руки галстук. В это время мой младший сын, отводя взгляд, тихо, но внятно комментировал: «Извращенец». Ну, мне пришлось объяснить сыну, что мужчина при галстуке и извращенец – понятия не всегда совпадающие. Ну и что само слово «извращение» означает вращение вокруг нормы, а не отклонение от неё.
На Поэмбуке, обыгрывая сюжет серости, я в прошлом году написала такой шутливый стишок:
Серый мокрый дождик,
Серая погода,
Серые оттенки
Есть и у природы!
Можно в свете молний
Красоту найти
И по лужам серым
В сапогах пройти,
Серую водицу
Поднимая ввысь,
Радостно, как в детстве
В холоде спастись:
По колено лужа, талая вода –
Холодна, прохладна,
Но не так сера!!!
50 оттенков грусти и дождя
Серости оставим,
Чтоб любовь жила
В каждой серой птичке,
В сереньком мышонке,
Пусть от счастья светятся
Серые глазёнки!!!)
А вот книга «Законный брак» Элизабет Гилберт, продолжение «Ешь. Молись. Люби» никак не прочитывается мной уже второй год. Первую часть после фильма с Джулией Робертс я перечитывала несколько раз. Очень близок образ героини, не желающей больше быть замужем.
 
Очень понравилась книга «До встречи с тобой». Сразу же посмотрела потом фильм, снятый по ней. Фильм, увы, хуже, но что поделать?
 
В книгах ценю захватывающий сюжет, оригинальность изложения и нравственную проблематику. Например, в том же «Гарри Поттере» красной нитью проходит мысль об ответственности за ту силу, которой обладаешь. В каждом из нас есть и плохое, и хорошее, главное – не выпустить это плохое из-под контроля.
 
– Где черпаете вдохновение? Как рождаются ваши стихи?
 
– Как ни банально это прозвучит, но меня вдохновляет природа, путешествия и дети. Хорошо пишется под стук колёс (стих «ЭТО»), под дождь и снег («Музыка дождя», «Пороша», «Дышу»), когда что-то делаешь, а мозг отдыхает. Ты просто наслаждаешься сиюминутностью, покоем, просто идёшь, просто дышишь, созерцаешь и стараешься ни о чём не думать. И потом рождаются строки («Сегодня», «С праздником Святой Троицы», «В Крещенье»).
Бывает, что пишешь «по заказу». Когда читаешь на портале «собратьев по цеху» и пишешь им отклики. Там перед глазами заданная конструкция и конфигурация, остаётся только наложить своё впечатление и облачить всё это в нужные слова.
Сюда же можно отнести написание стихов как выполнение некоего задания. Например, мне надо было выполнить задание одного из тренингов: сказать как можно больше комплиментов мужчине. Я взяла за основу стих «Дичаю» одной поэмбуковской девушки, и у меня родился стих «Как же я по тебе скучаю».
Ещё, правда, случались и случаются в моей жизни реальные мужчины (см. мой стих «Мои стихи, мои мужчины»), обрезающие или дарующие мне крылья. Но об этом лучше скажут мои стихи, рождённые из слёз, боли, любви и отчаянья.
Собираю стихи я свои по крупицам,
В паутине всемирной их вновь нахожу.
Вдохновенье как Феникс в душе возродится.
Слёзы льются? Ну, значит, я – СНОВА ЖИВУ!!!
03.03.2014.
Будете смеяться, но даже когда убирала квартиру, сочинился стих «Домовой» (улыбается).
Дети – это особая статья, особый мир. Именно маленькие малышата-дошколята, у которых всё написано на их милых лицах.
Недаром Ф.М. Достоевский говорил, что душа исцеляется рядом с детьми. Дети чрезвычайно искренни и непосредственны. И очень-очень ранимы. Они чрезмерно чутки и восприимчивы к окружающему миру. И очень важно, чтобы они с этим миром научились сосуществовать в взаимообогащающем симбиозе, а не чтобы этот мир «задавил» и переделал их по определённому соцзаказу. Дети в начальной школе тоже пока ещё дети, необезличенные и не умеющие лгать, с открытой нараспашку душой и чистым сердцем. Их глаза – это целый океан эмоций: гнев, удивление, вопрос, укор, восхищение, радость, порой боль, отчаяние и даже крик о помощи. Помните, как описывал свою младшую сестрёнку Холден, герой романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи»?
Сейчас, когда я снова вернулась в начальную школу, я снова чувствую покой и умиротворение рядом с детьми. Это дорогого стоит после работы в коммерческом коллективе, где думалось одно, а говорилось много, разно и пакостно.
 
– Чем увлекаетесь помимо творчества? Читают ли ваши произведения близкие люди?
 
– Люблю отдыхать на природе и путешествовать. Люблю слушать музыку, смотреть сериалы с младшим сыном и ходить в кино. Люблю нянчиться с трёхлетним племянником и 2,6-летней племянницей. Бассейн, коньки. Петь тоже люблю, когда готовлю или убираюсь. А вообще творчество и есть отдых, всё остальное – работа, подготовка к ней и… бытовые каждодневные обязанности.
Да, близкие меня читают, но не всю меня и не все близкие…
 
– Поделитесь, пожалуйста, с читателями планами на будущее. Над чем-то работаете сейчас?
 
– Всегда хотела написать что-нибудь детское, для детей.
Несколько лет назад у меня была попытка написать эротический роман про виртуальную любовь, но ревнивая рука бывшего супруга безвозвратно стёрла мою интернет-версию. Рукописного черновика, к сожалению, не было. Как и черновиков многих моих стихов, безвозвратно канувших в Лету. Отец моих детей просто не знал, что я писала экспромтом. Поэтому блокнот и ручка до сих пор самые мои верные и постоянные спутники: всегда ношу их в сумке на случай, если вдруг какая-нибудь мысль внезапно придёт в голову.
Есть у меня в мыслях план повести или романа (посмотрю, что получится по объёму) «7 лет расставаний, или Кто она, я настоящая?!!». Речь пойдёт о судьбе женщины, которая, потеряв себя в браке, находит в себе силы разорвать отношения с нелюбимым человеком, уходит с нелюбимой работы и вновь обретает своё счастье. Думаю, что определённой аудитории это будет интересно.
 
Беседу вела Елизавета Булавина
 

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика