Начало марта – это не только вдохновение, цветы и Всемирный женский день. Это ещё и промозглый ветер, переход на новый световой день и авитаминоз. Для того, чтобы прекрасные девушки не теряли веру в себя и в весну, мы подготовили праздничный топ, собрав самые вдохновляющие биографии великих женщин.
1. Анри Труайя «Екатерина Великая» (2005)
Екатерина Вторая в представлении не нуждается – на то она и Великая. А между тем, школьные знания едва ли дают хоть какое-то понимание того, что за грандиозная личность была императрица всея Руси.
«Поиск радости, как она считает, – долг каждого из нас. С детства она развивает в себе этот оптимистический настрой. Для неё это система, обязательная духовная гигиена. Каждый раз, когда ей грозит новая забота, она призывает на помощь свою жизнерадостность. «Надо быть весёлым, – пишет она. – Только так можно всё преодолеть и вытерпеть».
Под звучным псевдонимом Анри Труайя скрывается Лев Асланович Тарасов – французский писатель с русскими корнями, перу которого принадлежат десятки книг об истории России. Анри Труайя изваял масштабную и объёмную биографию великой Екатерины Алексеевны, урождённой Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, взяв за основу канву исторических и политических событий.
После прочтения книги перед нами возникает не тот шаблонный и безликий образ, а живой образ остроумной и сильной женщины, которой восхищался Вольтер и от которой трепетали не только «заморские» страны, но и вся Россия.
2. Анри Гидель «Коко Шанель» (2008)
Сложно удержаться от искушения и не посвятить этой женщине песню, стих, картину, духи или книгу. Биографиями легендарной Шанель уставлены полки книжных и библиотек, а классической остается книга французского писателя Анри Гиделя.
Это захватывающий, чувственный роман в идеальном исполнении, сюжетом которого стала жизнь Коко Шанель. Сумочка на длинной цепочке, маленькое чёрное платье, аромат «Chanel № 5» – это лишь несколько из открытий Габриэль, сделанных в мире моды. Кроме модернизации женского костюма Коко стала известна своим непростым нравом, несгибаемым характером, сотрудничеству с германским правительством во времена Второй мировой войны, близкими отношениями с Игорем Стравинским. Обо всём этом можно подробнее узнать в биографии «Коко Шанель», где воспевается эта героиня – уточненная, сильная, легендарная.
«Коко любила усесться в столовой у камина, сунув одну руку в карман (а другою жестикулировала), и, перемежая свою речь смехом, принималась рассказывать чуть хриплым голосом (дар рассказчицы у нее был незаурядный) анекдоты, порой озорные, о себе самой и о своих друзьях, которые были её излюбленной мишенью и с которыми она далеко не всегда церемонилась. Она была мастером вставить шпильку».
3. Лидия Чуковская «Записки об Анне Ахматовой» (1989)
Живой диалог с поэтом, объёмный документ эпохи, поэзия сквозь размышления об обыденном – всё это составляет «записки» Лидии Чуковской. В трёх томах, охватывающих несколько десятилетий из жизни Ахматовой, размышления автора над лучшими строками русской литературы, воспоминания о великих людях эпохи, и, конечно, сама Анна Андреевна.
Лидия Чуковская – писательница, редактор, публицист, диссидент, дочь Корнея Чуковского, провела много времени с Ахматовой, помогая с изданием последнего прижизненного сборника стихов. Она записывала диалоги с поэтом, ведя своеобразный дневник их встреч и бесед.
После смерти Ахматовой, Лидия Чуковская переработала свои дневниковые записи, объединив их в три тома. Записки долго не удавалось издать на родине, только в 1976 году в Париже опубликовали первый том. Забвение, страх, «страшные годы ежовщины», литература, война – обо всём этом автор пишет честно и правдиво, «по горячим следам». Этим и покоряет.
«Ленинград вообще необыкновенно приспособлен для катастроф, – сказала Анна Андреевна. – Эта холодная река, над которой всегда тяжелые тучи, эти угрожающие закаты, эта оперная, страшная луна… Чёрная вода с жёлтыми отблесками света… Всё страшно. Я не представляю себе, как выглядят катастрофы и беды в Москве: там ведь нет всего этого».
4. Лиля Брик «Пристрастные рассказы» (2011)
«…Мне / ни один не радостен звон, / кроме звона твоего любимого имени…» – с нежностью писал Лиле Брик Владимир Маяковский. Об этой великой любви известно, наверное, каждому, но не все знают, что за личность была Лиля Брик. Тайна «амазонки авангарда» до сих пор остаётся неразгаданной, но книга «Пристрастные рассказы» даёт уникальную возможность – приблизиться к этой музе начала 20 века.
«Мы с Володей не расставались, ездили на острова, много шлялись по улицам. Володя наденет цилиндр, я – большую чёрную шляпу с перьями, и пойдём по предвечернему Невскому, например, за карандашом для Оси. Ещё светло, и будет светло всю ночь. Фонари горят, но не светят, как будто не зажжены, а всегда такие. Заходим в магазин, и Маяковский с таинственным видом обращается к продавщице: «Мадемуазель, дайте нам, пожалуйста, дико-о-винный карандаш, чтобы он с одной стороны был красный, а с другой, вообразите себе, синий!».
Эта книга – мечта Лили Брик об отдельном издании собственных мемуаров, которые она писала всю жизнь. Книга соткана из простых, личных и очень характерных воспоминаний. Это истории о Маяковском, Осипе Брике, о других поэтах и друзьях Лили, характеризующие не просто отдельных личностей, но передающие дух эпохи. «Пристрастные рассказы» дополняют редкие и одухотворенные фотографии Лили Юрьевны и её окружения, а также копии писем Маяковского, где вместо подписи поэт рисует милых щенят.
5. Хейден Эррера «Фрида Кало» (2011)
Магдалена Кармен Фрида Кало-Кальдерон – мексиканская художница, популярность которой сегодня достигла невероятного пика. Интерес с этой яркой фигуре легко объясним: едва ли встретишь вторую такую женщину, в жизни которой было столько трагедий, боли, измен, но которая продолжала любить, бороться за жизнь и творить.
Живопись Фриды центростремительна, а главным жанром выступает автопортрет, через который художница рассказывает о своих переживаниях и радостях. Поэтому для понимания творчества этой художницы нужно знать не только основы мексиканской народной культуры, но и жизнь Фриды.
Всю эту информацию можно почерпнуть из великолепной книги Хейден Эрреры, которой удалось передать сложную и противоречивую персону художницы. Эрерра дотошна и внимательна к мелочам, но и с удивительной легкостью и мастерством описывает масштабные события в жизни Фриды, такие, как любовь к знаменитому художнику Диего Ривере. В тексте вплетены воспоминания самой Фриды, письма друзей и возлюбленных.
«…У меня есть желание многое сделать, и я никогда не чувствую «разочарования жизнью», как это бывает в русских романах. Я отчётливо понимаю свою ситуацию и почти счастлива, потому что у меня есть Диего, и мама, и папа, которых я так люблю. Я думаю, что этого достаточно, и я не прошу у жизни чудес или чего-нибудь подобного».
6. Эдит Пиаф «Моя жизнь» (1992)
Великая французская певица, провозгласившая лозунгом своей жизни песню «Нет, я не жалею ни о чём», писала воспоминания в самом конце жизни. Ей, как и всякой известной личностью, двигало желание рассказать ту правду, которая останется в этом мире вместе с песнями. Так получилась книга «Моя жизнь» – без прикрас, без грима, без стыда, без игры.
«Воробушек» парижской сцены начинает свою историю с парижских улиц, где она была вынуждена петь, чтобы как-то прокормиться. Ранняя слепота, прозрение, кабаре, менингит, смерть маленькой дочки, выступления, обвинения в убийстве, потеря мужа, театр, война, слава… Кажется, слишком много событий для одной «Малышки Пиаф».
Рассказывая о своей жизни – сложной, «неправильной», волшебной и трагичной, Пиаф признаётся, что единственным оправданием для неё служит любовь к жизни и к людям. Влюбчивая и искренняя, она вспоминает о Раймоне Ассо, Шарле Азнавуре, Иве Монтане и других своих великих любовниках и верных друзьях.
Именно это любовь заставляла её расправлять плечи и смело шагать дальше, несмотря на все трудности. Эта любовь и, кончено, её музыка.
«Моё истинное призвание – петь. Петь, что бы ни случилось! Мои песни – это я, моя плоть, моя голова, мое сердце, моя душа. Мои песни – вот моя жизнь».
7. Олег Дорман «Подстрочник. Жизнь Лилианны Лунгиной, рассказанная ею в фильме Олега Дормана» (2013)
Карлсон, Эмиль из Ленеберги, Пиппи Длинный Чулок – все эти персонажи стали верными спутниками русских детей благодаря переводчику Лилианне Лунгиной. Российский филолог, учёный, она занималась переводами с французского, немецкого, норвежского, датского и шведского языков не только детской литературы. Её жизнь сопоставима с романом, где история героя и целой страны плотно переплетены: детство во Франции, Германии и Палестине, судьба эмигрантов, большая любовь, война, «оттепель», новая эпоха…
Режиссёр Олег Дорман, снявший биографический киносериал на основе воспоминаний Лунгиной, позже выпустил отдельную книгу с монологами переводчицы. Лилианна Зиновьевна просто, но вместе с тем мудро и тонко, повествует историю, которая так похожа на судьбы великих советских писателей или учёных, и которая так уникальна.
«Жизнь безумна, но всё-таки прекрасна. Она безумна, страшна, ужасна, но вместе с тем прекрасна, и я все-таки думаю, что хорошее в ней преобладает над плохим. Над страшным. Потому что главное в этой жизни – люди, и людей замечательных гораздо больше, чем предполагаешь. Значит, всё-таки хорошее побеждает плохое. Надо внимательнее присматриваться к людям вокруг. Может быть, не сразу увидишь, что они замечательные, – надо дать себе труд разглядеть то, что несёт в себе человек. И может быть, это есть тоже маленькая тропинка, ведущая к какой-то радости».
8. Маргарет Тэтчер «Автобиография» (2014)
Первая и единственная женщина, занимающая пост премьер-министра Великобритании, открывает все карты, рассказывая свою жизнь. Это история борьбы не только с патриархальными устоями, предвзятому отношению к женщине-политику, но и история поиска баланса общественной жизни и внутренней свободы.
В этой искренней и честной книге автор снимает «железную» маску, открываясь перед читателями как интересная личность, чувствительная и эмоциональная женщина.
«Я часто размышляю, какое счастье, что я родилась в 1925 году, а не на двадцать лет раньше. До 1930-х у юной девочки, живущей в маленьком провинциальном английском городке, не было бы возможности соприкоснуться с таким диапазоном таланта, драматической формы, человеческих эмоций, сексуальной притягательности, зрелищности и стиля. Для девочки, родившейся на 20 лет позже, все эти вещи были заурядными и считались само собой разумеющимися. Грэнтем был маленьким городком, но, посещая кино, я попадала в самые сказочные царства воображения. Это воспитало во мне решимость однажды окунуться в реальность».
Маргарет Тэтчер, создавшая свою оригинальную линию в политике, долгое время была и остается примером подражания для многих женщин. И даже если вы не собираетесь становиться политиком, вы всё равно можете вдохновиться историей этой женщины, её стойкостью, оптимизмом и верой в человека. Автобиография Тэтчер – настоящий мотиватор для тех, кто испытывает сомнения и трудности на пути к своей мечте.
9. Майя Плисецкая «Я, Майя Плисецкая» (1997)
«Что тебе ещё интересно узнать обо мне, читатель? Что я левша и всё делаю левой рукой? Что я всю жизнь страдала бессонницей? Что я всегда была конфликтна? Лезла на рожон попусту? Что во мне сочеталось два полюса — я могла быть расточительной и жадной, смелой и трусихой, королевой и скромницей? Что я почитала питательные кремы для лица и любила, густо ими намазавшись, раскладывать на кухне пасьянсы? Что была ярой футбольной болельщицей? Что любила селёдку, нежно величая ее «селедой»? Что никогда не курила и не жаловала курящих, что от бокала вина у меня разболевалась голова? За прожитую жизнь я вынесла простую философию. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы, государственные системы. Люди делятся на плохих и хороших. На очень хороших и очень плохих. Только так».
Автобиография страстной Кармен, самого лиричного Лебедя и самой известной русской балерины 20 века. Плисецкая, вдохновляющая балетмейстеров, композиторов, режиссёров, модельеров, танцоров, селекционеров (в её честь назван один из сортов пиона), оставила после себя несколько мемуаров, в том числе первую свою книгу «Я, Майя Плисецкая».
Стремительные, резкие, честные, решительные, бескомпромиссные строки Плисецкой поражают также как и её танец. В книге великая танцовщица рассказывает о своей жизни, о Большом театре, о своем романе с балетом, о рассвете и зените славы. Автобиография будет интересна не только поклонникам Майи Плисецкой, но всем интересующимся балетом и русской культурой.
10. Одри Хепберн «Признания в любви» (2012)
Светлая, искренняя, человечная – всё это приложимо как к личности Одри Хепберн, так и к её автобиографии. Одри узнала о неизлечимости своей болезни всего за несколько месяцев до смерти. Она начала писать мемуары, в которых не было слышно уныния, грусти или обиды на свою судьбу – только признания в любви самым дорогим людям.
«Говорят любовь – самый выгодный вклад, чем больше отдаешь, тем больше получаешь в ответ. Не в том дело: любовь самый уникальный вклад – чем больше её даришь, тем больше рождается в вас самих. Если бы все это понимали, насколько легче было бы жить».
Читая светлые и искренние мемуары, удивляешься, как в этой хрупкой пожилой женщине (она начала писать «признания» в шестьдесят три года) удивительным образом сохраняется детская чистота, доброта и душевная сила. Актриса, испытавшая головокружительный взлёт, модель, вдохновлявшая Юбера де Живанши, больше всего она гордилась титулом специального посла ЮНИСЕФ. Все свои силы Одри отдавала на улучшение жизни детей из беднейших стран мира. На съёмках фильма «Всегда» Стивен Спилберг не раздумывал, кто сыграет Ангела: роль светлого небесного создания стала для Одри Хепберн последней.
Кто из этих женщин вдохновляет именно вас? Напишите в комментариях!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!