Значение актёрской игры в театре безусловно велико, но именно сценография придаёт ей то самое восприятие, без которого невозможно создание образа героев и атмосферы, царящей на сцене. На примере нового оперного спектакля «Мастер и Маргарита», номинированного на премию «Золотая маска», вы узнаете, как эффектные декорации помогают воплощать великие творческие задумки современности.
От истоков сценографии
История производства сценических декораций берёт своё начало вместе с первым театром, построенным древними греками в VI веке до нашей эры возле храма Диониса в Афинах. Вместе с идеей обставлять игровую площадку у театральных постановщиков появилась возможность менять место действия на сцене, а у драматургов — создавать захватывающие пьесы с более сложным сюжетом.
В средневековье театрально-декоративное искусство продолжало развиваться. Появились первые трактаты об устройстве театра и сценографии, которые закрепили имеющийся опыт и проложили путь к дальнейшему развитию данного ремесла.
Сегодня в распоряжении у режиссеров и постановщиков имеется обильный арсенал средств для обустройства сцены на любой случай.
Творить искусство, оставаясь в тени
Создание декорационных элементов и малых архитектурных форм для большого спектакля требует значительных усилий и тяжелой работы, в том числе и технологической, ведь необходимо, чтобы все предметы были безопасны для актёров, которые ими пользуются во время игры, учитывая то, что некоторые из предметов передвижные. Мастерская «Театральный Портал» часто сталкивается со сложными задачами, но всегда их решает успешно, радуя глаз театралов своими великолепными работами.
Одной из главных задач театральной мастерской, помимо художественной составляющей, технологичности и безопасности всех отдельных элементов, является создание неповторимого облика сцены. Для этого в её штате обязательно присутствует художник-технолог, выступающий в роли некоего архитектора. Ему необходимо хорошо знать устройство сцены как внутри, так и снаружи. Он работает по эскизам, предоставляемым художниками заказчика. А результат его дизайнерских решений должен удовлетворить видение режиссёра, так что работа у него достаточно тонкая.
В числе недавних недавних проектов «Театрального Портала» — постановка «Мастер и Маргарита» режиссёра Юрия Александровича Исакова, впечатлившая критиков и журналистов не только актёрской игрой, но и помпезностью игровых подмостков.
Всем знакомая и популярная сегодня история о Мастере и Маргарите совсем недавно предстала перед зрителями в непривычном формате на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Путь к этому событию был так же тернист, как и у героев самого произведения, ведь в СССР роман допустили к публикации лишь спустя несколько десятилетий после смерти автора, а на театральной площадке, несмотря на предпринимаемые ранее попытки, оперную постановку спектакля российские зрители увидели впервые.
Подготовка декораций к спектаклю
При изготовлении заказа для этого спектакля мастерская тоже столкнулась с определёнными трудностями. В первую очередь декорации для оперных постановок всегда отличаются более высокими требованиями. Они должны быстрее монтироваться и перемещаться во время смены места действия.
Самым наполненным среди прочих декорационных элементов является игровой трамвай, который служит местом заседания Массолита и в то же время дурдомом для Мастера. В него заложено много различных спецэффектов: источники света, звука, дыма и прочие элементы. Он перекатывается реквизиторами в театре по планшету, а артисты активно его используют, даже залезают на крышу и сидят там на перилах. Снаружи установлена приставная лестница, внутри расположен светящийся пантограф, сами фары трамвая тоже мигают. Из-за такого обильного количества встроенных электрических приборов трамвай оснащён шестью аккумуляторами, от которых идёт питание всех его составляющих. Технологам пришлось потратить немало времени на его разработку, а мастерам, от станочников и электриков, до плотников и штукатуров,— на его безопасность и внешний вид.
И данный декорационный элемент не является единственным на сцене на протяжении всего спектакля. Помимо упомянутого трамвая, есть ещё второй, который спускается с потолка на подвесных тросах и выполняет роль своеобразной люстры. Также в одной из сцен на подмостки из-за кулис выкатываются три лестницы с крестами наверху, один из которых оснащён светодиодными лентами, изображающими струи стекающей с него крови Иешуа.
Также перед декораторами стояли и другие задачи. Часть декораций должны выглядеть жёсткими, но быть изготовленными из мягких материалов. Такой приём необходим, опять же, для того, чтобы сцена соответствовала требованиям безопасности для актёров.
В целом, декорации достаточно динамичные, сложные, а холсты на задних планах должны создавать перспективу московских дворов. Нельзя не отметить вклад в создание постановки художника-постановщика Сергея Новикова, изобразившего на сцене столицу, поистине пропитанную духом историзма.
Репетиция и встреча спектакля зрителями
Подготовка подобного проекта с нуля обычно занимает от шести до девяти месяцев и включает в себя репетицию не только на пустой площадке, но и с предметами. «Театралный портал» получил заказ на подготовку декораций для спектакля в середине июня, а сдать его было нужно уже в середине сентября. Работа велась планово, по частям. Для первого репетиционного периода театр попросил сделать большие лестницы.
Как отмечает сам руководитель мастерской, репетиции у актёров шли долго, режиссер требовал точности исполнения каждого элемента игры, идеального попадания в такт музыкальному сопровождению.
6 октября в Самарском театре им. Д. Д. Шостаковича спектакль был встречен зрителями с огромным успехом. А17 ноября показ спектакля «Мастер и Маргарита» прошёл на второй сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Это событие приурочили к IX Международному культурному форуму в связи с высокой популярностью постановки и отличными отзывами о ней.
Сами декорации достаточно громоздкие и тяжеловесные, так что их вряд ли удалось бы перемещать по гастролям, если бы конструкторы оставили их цельными, без возможности демонтажа.
Судьба декораций после окончания показов спектакля
Срок службы декораций, несмотря на активное использование, составляет достаточно большой временной отрезок. В крайнем случае повреждённую часть конструкции можно просто заменить на новую. Так что для вас возможность увидеть это зрелище никуда в ближайшее время не исчезнет!
Правда, это совсем не означает, что весь период показа спектакля декорации остаются на сцене Самарского театра. Нет. Они хранятся в театре и выставляются накануне показов.
По прошествии периода нахождения спектакля в репертуаре декорации складируют, до тех пор, пока не спишут. Решение о списании принимает руководство, отвечающее за показы данной программы, по мере популярности спектакля. Если мы говорим о кассовых спектаклях, то статистика их посещений сама выявляет спад интереса зрителя.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!