Вслед за Вампиловым «Комедианты» рассказывают «Провинциальные анекдоты» о мытарствах коридорных взяточников и трудностях экзистенциальных поисков трех рублей на опохмел.
Приятно в холодный день неожиданно объявившейся зимы оказаться в теплой дружественной атмосфере гостеприимного театра «Комедианты». И пусть вас не смущает такое благостное начало после весьма иронического вступления. Мне действительно хочется сказать много хорошего о самом театре, прежде чем перейти к повести анекдотов.
Вот уже больше 20 лет в знаменитом Доме Перцева располагается камерный театр. С восторгами мы делали рецензию на их спектакли «Крепостная любовь» и «Земляки». Недаром каждый спектакль проходит с аншлагом – театр нашел свое прибежище в самом сердце Петербурга и сердцах своих посетителей. Не нужно особо приглядываться, чтобы понять, что публика здесь неслучайная – они запросто беседуют с работниками театра о делах текущих в антракте и пишут «…неизменно…» в книге отзывов, что говорит о длительных творческих взаимоотношениях.
В этот раз я даже встретила известного не только в Петербурге режиссера Ольгу Ерофееву, художественного руководителя любительского театра «Март» и организатора Фестиваля любительских театров. Когда коллеги приходят на спектакль – это высокий показатель!
Камерность театра «Комедианты» позволяет погрузиться в атмосферу произведения, встретиться лицом к лицу с его персонажами. Для артиста это, безусловно, дополнительное испытание – нужен практически балетный баланс между ярко выраженным образом, сияющим всеми красками под софитами, и грубым крупным масштабом – все должно быть выверено: голос, движения, эмоции.
Говоря о спектакле, хочется отметить, что бывают такие реалистичные, что кажется, с них учебники по истории писать можно. И правда, воспроизведенный быт определенной прослойки жителей СССР настолько живо передает атмосферу, а персонажи настолько колоритны, и мы настолько верим, что потом, уже в спорах, даже не родившиеся в союзе, но наполненные впечатлениями от спектакля, уверенно говорим: «а вот в советское время… было так: (!)»
А было так:
Анекдот Первый. «Метранпаж». Гостиница. К молодой девушке вламывается мужчина, чтобы дослушать трансляцию футбольного матча. Но уже время позднее, и коридорный пытается выгнать мужчину из-за неприличия положения, не соответствующего нормам советской морали, или получить взятку. Когда же коридорный узнает, что выгнанный им мужчина некий метранпаж, чуть не умирает от ужаса быть им в дальнейшем уничтоженным.
Анекдот Второй. «20 минут с ангелом». Гостиница. Просыпаются двое. Пытаются найти три рубля на опохмел. Кричат в окно, не одолжит ли им кто 100 рублей. И тут является некто и за так предлагает им сотню. Никто из созванных соседей и работников гостиницы не верит в чистоту помыслов незнакомца, пока не выясняется, что он потерял мать. Все выпивают водки, и на этом заканчивается действие
Точка.
Я писала выше, что воспроизведено все максимально интересно – и с точки зрения режиссуры, и художественное оформление чудесное (очень иронично, что все анекдоты состоялись в антураже декораций из газеты «Правда»), и актерская реализация очень живая, простая, насыщенная.
Но у меня вопрос к автору: «Господин Вампилов, что здесь смешного?».
Как-то Наполеон сказал самому великому на тот момент актеру Тальма: «В моей приемной совершаются еще большие трагедии, но никто не грызет локти и не заламывает рук».
Право в чем глубокая драматургия этих трех рублей и найденного Вами в словаре слова метранпаж? Я возьму на себя наглость напасть на автора, но мое изумление не может себя не выразить, так же как и Ваш гений.
Этот коридорный всегда был слаб и мелок, почему Вы из этой ситуации вывели «смешно»-«трагично»? Радость пробуждения, столкнувшаяся с реальностью «дурного самочувствия» и безденежья – там из всего почти часового перетирания из пустого в порожнее с громкими пафосными фразами, драками и прочим одна достойная фраза: «музыка ваша мне надоела!» Вот это почти афоризм. А все остальное…и заметьте, не режиссер виноват, а лично Вы! Какая проблематика – не различили чистую душу? Да они и в чистом стакане не нуждаются! Это же не высшее общество, обремененное высокими идеалами…
Да-да, я весь спектакль искала Вам оправдания. Я понимаю, что изобразить маленького человека невероятно сложно. Гораздо проще злодея, им публика так или иначе сопереживает, а вот душевно-нравственным пигмеям… как-то не очень.
Здесь нужно быть ювелиром, тем более если берешься рассказывать анекдоты! Мое сочувствие улетучилось на том, как герои распивают водку в конце, тем самым завершая все случившиеся с ними забавы за день.
Сценаристы Нашей Раши должны считать Вас отцом! Ведь они с тем же рвением перед публикой изображают «провинцию» сирой и убогой.
Не стоит апеллировать к суровой реальности – в эпоху постмодерна реальные образы режут глаза.
А знаете, дорогие любители театра, я очень рекомендую вам сходить! Наверняка спектакль вызовет у вас такой же спектр эмоций – от большого уважения к игре актеров до полного непонимания автора. А может и совсем иные. Вот так интрига!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!