Одновременно с созданием синтезатора был дан старт одному из популярнейших на сегодняшний день музыкальных жанров. Середина двадцатого столетия. Сцена уже насытилась гламурным блеском поп-див и буйным ритмом 4/4. Весь музыкальный мир заскучал в ожидании перемен. Требовались разнообразие, новые впечатления, которых, увы, живые инструменты больше не могли дать. Сотворить со звуком невозможное – этого желали не только музыканты, но и аудитория. Грустно это или нет, но на сцене будет стоять тот музыкант, которого хотят видеть.
Итак, раз наблюдать дым без огня никого не прельщало, необходимо было этот огонь развести, то есть создать инструмент. Разработки такового велись еще в девятнадцатом веке, однако существенные достижения подоспели к середине двадцатого столетия. Rhodes Piano - результат совместной работы изобретателя Гарольда Родеса и Лео Фендера. Инструмент произвел фурор, и не за горами был выпуск первых синтезаторов Mark I и Mark II в 1955 и 1959 годах. С выходом более оптимизированных моделей стоимость упала почти в 12 раз, а качество звучания заметно возросло. Это означало, что пришло время воплотить самые смелые задумки, используя новейшие разработки. Эксперименты музыкантов и стремление наполнить композиции новыми искусственными звуками привели к появлению синти-поп-течения.
Особенности стиля
Особенностью, выделившей синти-поп среди других жанров, является использование синтезатора в качестве доминирующего инструмента. Клавиши зазвучали по-новому, искусственно, не подражая живым инструментам, рисуя особую композицию: ритм и ключевые части произведения циклично повторялись, создавая ощущение некоего нескончаемого саунда, которой надолго останется в памяти.
Отдельное внимание стоит уделить вокалу - исполнение в рамках жанра обычно тяготеет к эмоциональности, яркости. Все сделано так, чтобы музыка обрисовывала текст, делая его привлекательным. Например, певица Энни Леннокс демонстрировала прекрасный академический вокал в синти-поп-музыке - новые мелодии уверенно справились с функцией проводника привычных поп-песен. «И я слышала эти слова слишком часто», - поет она в песне «Why», сверкая свойственным поп-звезде блеском. Но это не то же самое. Незамысловатые тексты плавно доходят до слушателя, а в случае, если группы решат сделать их мрачнее (Depeche Mode «наблюдают за смертью людей в режиме реального времени» в песне «Going Backwards»), они все равно воспримутся легко.
Синти-история
Становление синти-поп, как жанра, произошло в конце 1970-х. Отцом течения принято считать джазового исполнителя Стэна Фри с его песней «Popcorn» - работа, записанная с помощью синтезатора Moog, мигом вышла в тираж, захватив топы чартов самых разных стран. Ажиотаж, естественно, стал первой ласточкой развития диско и синти-поп культур.
В США жанр прижился не сразу, но нашел свое место в Японии и Великобритании в лице коллективов «Yellow Magic Orchestra», «Human League» и «Ultravox». Цифровой увесистый саунд привлекал аудиторию, но не мог обеспечить мгновенную популярность всему жанру. Инновационные элементы претили массовому слушателю, одобрение которого гарантировало прорыв вперед. И таковое одобрение наконец появилось - группы, играющие синти-поп, полюбились действительно широкой общественности в 1980-х годах. В то время, считающееся лучшей порой, на смену авангардной электронной музыке пришла мягкая и ритмичная, ставшая частью «новой волны». Композиции приобрели бодрый танцевальный характер, в какой-то степени подчиняясь коммерциализации.
Головокружительный успех течения, в свою очередь, способствовал развитию и самого синтезатора - его основные возможности дополняли различными спецэффектами. Затем последовала разработка MIDI, а с ней и MIDI-клавиатура, в разы расширившей технические ресурсы музыкантов. Так уже к концу десятилетия начался новый период. Неординарность, смешение стилей – все это привело к разветвлению синти-попа и появлению поджанров: фьючер-поп, электропоп, электроклеш и других.
Синти-поп группы
Группы, уже снискавшие популярность до появления синти-поп, быстро освоили новый и модный жанр, отдав пальму первенства в своих композициях электронному другу-синтезатору. Но на всей этой волне электроники не могли не собраться новые, полные энтузиазма коллективы. Так, все они стали модельерами, которые по сей день изобретают образы будущих песен.
Depeche Mode
Оправдывая свое название, группа по праву зовется законодателями моды синти-поп. Собравшись в 1980 году, они разработали свой собственный стиль и стали одними из самых успешных представителей электронной музыки в мире.
«Вестники» образовались из малоизвестного коллектива Composition of Sound, когда к Винсу Кларку, который позже покинул группу, Эндрю Флетчеру и Мартину Гору присоединился вокалист Дэвид Гаан. В первые же годы существования группа покорила британские чарты своими синглами, а в 1981 году выпустила дебютный альбом «Speak & Spell».
В неповторимых классиков электронной музыки их превратило использование цифровых семплеров наряду с синтезаторами. Треки альбомов пропитаны футуризмом. Каждая новая нота, словно мигающий неоновый квадрат танцпола, увлекает все дальше от реальности, заставляет чувствовать, ощущать музыку всем телом, ведет за собой в глянцевую черноту ночи, ежесекундно оживающую тысячами огней.
Слушая ранние работы, трудно представить, что в то же время на соседней сцене зажигали брутальные рокеры. И пусть британцы часто отклонялись от выбранного курса в сторону более мрачного звучания и экспериментов, но недавний лонгплей «Spirit», вышедший в 2017 году, стал своеобразным возвращением к истокам.
Japan
Британская группа, основанная в 1974 году братьями Дэвидом Сильвианом, Стивом Джансеном и их другом Энтони Микаэлидисом (Мик Карн).
К сожалению, бравый саунд и популярность не спасли участников от конфликтов, дав «стране восходящего солнца» просуществовать недолго. Группа распалась в 1982 году, хотя позже и была попытка объединиться как Rain Tree Crow. Однако за 8 лет Japan отошли от глэм-рока и устремились к «новым романтикам», покорили аудиторию своими экзотическими мотивами.
«Японцы» изобрели свою собственную визитную карточку - «стильный синти-поп», став новаторами в направлении. Особый вокал Сильвиана, безладовая бас-гитара и нетипичные партии других инструментов – лишь обрамление картины. Добавив диковинных специй в виде атмосферного и ориентального саунда, они пришли к утонченному рисунку композиций.
Многие группы, а также еще одни «романтики» Duran Duran отмечают влияние творчества Japan на их собственную музыку.
а-ha
Пол Воктор и Магне Фурухолмен создали а-ha в 1982 году из школьного проекта Bridges.
Норвежская группа попытала счастье в Лондоне, связываясь с издательствами и отправляя демо-материал, но их музыка не заинтересовала англичан. Казалось бы, на этом могла и угаснуть энергия молодых музыкантов, но юношеский максимализм не дал бросить начатое.
A-ha решают продемонстрировать свой потенциал в жанре синти-поп. В студии их игра впечатлила владельца, и он тут же связался с менеджерами. После некоторых сложностей дела начинают идти в гору -песни дебютного альбом «Hunting High and Low» (1985) моментально становятся хитами, а группа отправляется в мировой тур.\
В жанр они привнесли тот самый танцевальный огонек, мелодичную прохладу звучания и балладную лирику. Альбом 2009 года «Foot of the Mountain» - дань а-ha «родному» жанру синти-поп.
Tesla Boy
Синти-поп добрался и до России. «Жемчужины» отечественной сцены Tesla Boy, горячо любимые за рубежом, ищут вдохновения в синтезаторах 80-х годов, создают самую настоящую модную синти-поп-музыку, под которую недурно танцевать на лучших вечеринках.
Антон Севидов собрал коллектив в 2008 году добился мировой популярности со своим инди-проектом. Он построил работу группы уникальным образом, обходясь без влияния продюсеров. Здесь, помимо таланта, важно найти правильный подход (например, репертуар на английском языке) и влиться в течение популярной молодежной музыки, которое, так или иначе, крутится вокруг «хорошо забытого старого». К тому же, это возможность зацепить в аудиторию и ностальгирующих по молодости восьмидесятников.
Синти-поп сегодня, как лепесток из сказки «Цветик-семицветик», вернулся, сделав круг. Появляется все больше новых многообещающих проектов, но не стоит забывать о коммерческом звучании и модной электронике некоторых из них, которые ритмично тянут музыку, что называется, за уши. И все же, когда становится понятно, что же это за жанр, лучшее, что можно сделать – включить радио и танцевать. А танцевать под синти-поп – одно удовольствие.
Какая из этих групп самая любимая? Напишите в комментарии!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!