Обратить внимание на эту статью следует каждому, кто только-только взял в руки свою первую зеркальную камеру. Легендарный фотограф Арнольд Ньюман считал, что мы делаем фотографии не камерами, а нашими сердцами. Но прежде чем сердце укажет на то самое решающее мгновенье, разобраться с некоторыми правилами фотоискусства отнюдь не помешает.
Непосредственно о фотоаппарате
Разумнее всего начать с рекомендаций, касающихся главного инструмента — фотоаппарата. Говорят, если вы хотите отомстить своему врагу, подарите ему камеру, и он непременно увязнет в долгах за всю дополнительную аппаратуру, которая ему потребуется для занятия фотоискусством. Поддавшись красноречию консультантов, многие новички действительно приобретают целый вагон каких-то непонятных приспособлений, которые пригодятся лишь для сбора пыли. Не спешите покупать всё и сразу. В ходе практики вы сами поймете, без чего вам не обойтись, а что будет лишним аксессуаром. Камера с картой памяти и стандартный объектив — вот всё, что вам нужно унести из магазина в первый раз. Ну и набор для чистки, так уж и быть. В дальнейшем, когда вы поймёте, что и как именно вы хотите снимать, можно приобрести дополнительные объективы, штатив, фильтры, более объёмную карту памяти (и жёсткий диск в придачу), аккумуляторы, вспышку и ещё множество всего.
Когда в ваших руках наконец-то окажется фотоаппарат, не поленитесь изучить его вдоль и поперёк. За что отвечает каждая кнопка, для чего каждое отверстие и что означают загадочные буквы. Всё это найдется в инструкции. Пусть с первого раза вы не сможете разобраться со всеми характеристиками, постепенно дремучий лес настроек станет знакомой опушкой. И ещё — забудьте о существовании встроенной в фотоаппарат вспышки. Она почти никогда не даёт качественного изображения и лишь портит картинку. Собираетесь снимать в тёмном помещении — покупайте выносную.
Взаимодействие с фотоаппаратом
Когда настанет время взять камеру в руки, вспомните о следующем. Не держите зеркалку, как мыльницу. Во-первых, в вас сразу рассекретят новичка. Во-вторых, это может повлиять на качество снимка. Например, если вы снимаете на длинной выдержке и не поддерживаете объектив рукой, фотография получится смазанной. Придерживать тоже надо правильно: не сбоку (хотя так поначалу кажется удобнее), а снизу — это наиболее стабильное положение камеры в ваших руках. Не доверяете собственным конечностям — приобретайте штатив. Он будет полезен при ночной съёмке и для дистанционного управления.
При съёмке прохожих на улице пользуйтесь не видоискателем, а экраном: так вы вызовете меньше подозрений и недовольств. Кстати, обращаться к экрану после каждой снятой фотографии — не лучшая идея. Смотрите на дисплей при настройке параметров или когда не уверены, что выбранные параметры подходят к условиям съёмки — словом, когда вы сомневаетесь в получаемом изображении. В противном случае, пока вы любуетесь своим шедевром, другой, ещё более гениальный, снимок может от вас ускользнуть.
Основные настройки
Подобно существованию встроенной вспышки, в корзину памяти кидаем и всевозможные автоматические режимы, которые предлагает ваш фотоаппарат. Зачем вообще покупать зеркалку, если не использовать ручные режимы? Кажется, что настроить фотоаппарат самостоятельно — невероятно сложно. Да, сложно и долго, но только первое время. Потом все нужные значения вы будете подбирать интуитивно и очень быстро. При съёмке нужно помнить о трёх характеристиках.
Диафрагма — отверстие, через которое свет попадает на матрицу. Запоминаем как мантру: чем меньше значение диафрагмы (f), тем шире открывается наше отверстие и тем больше света попадает на матрицу, соответственно, фотография становится светлее. И наоборот: увеличиваем значение диафрагмы: отверстие закрывается и изображение становится темнее. Со значением диафрагмы также связан такой показатель, как ГРИП (глубина резко изображаемого пространства). Низкое значение диафрагмы обеспечивает резкий передний план и размытый задний, при большой диафрагме задний план почти не размывается.
Выдержка — время, в течение которого диафрагма остается открытой. Чем дольше затвор открыт (например 1/4 секунды), тем больше света успевает проникнуть и тем светлее фотография. Чем короче выдержка (1/100 секунды и меньше — оптимально для съёмки с рук без смазывания), тем темнее. Быстрые объекты снимают с короткой выдержкой, для длинной используют штатив.
ISO — светочувствительность матрицы. Чем выше этот показатель, тем светлее будет ваша картинка. Но стоит помнить, что с повышением ISO увеличивается и зернистость изображения, появляются шумы и качество падает. Так что ISO советуют поднимать в последнюю очередь, то есть после того, как выставлены максимально возможные значение диафрагмы и выдержка.
Техника съёмки
О том, как следует выстраивать кадр, как выставлять свет, на что делать акцент и как, собственно, получить идеальный снимок, существует множество советов. Остановимся на принципиальных правилах построения изображения.
Особое внимание при фотографировании какого-либо объекта нужно обращать на его расположение — как в среде, так и в кадре. При неправильной композиции даже самый интересный сюжет может выйти скучно. Старайтесь добиваться того, чтобы на снимке был какой-то главный объект, но чтобы при этом все части картинки были уравновешены: по цвету, тональности или другим характеристикам. Центральная композиция — отнюдь не залог успеха. Только если это не специальная задумка, подкрепленная другими приёмами.
Линию горизонта, если она есть в кадре, тоже лучше не помещать в центр. Идеальное расположение — 2/3 кадра. И вообще, разместив все элементы композиции в соответствии с правилом золотого сечения, вы увидите, насколько гармоничным и приятным для глаза стал снимок. Поначалу придётся обращать на это особое внимание, но потом вы сможете ловить объекты в соответствии с этим правилом автоматически. Не забывайте также выравнивать линию горизонта, но и до фанатизма в этом деле доходить не нужно.
Обязательной составляющей фотографии должен являться резкий объект, иначе, за редким исключением, снимок можно смело отправлять в корзину. При съёмке сначала наведите резкость на главный объект (полунажатие кнопки), а потом выстраивайте кадр со смещением аппарата и нажимайте кнопку до конца. И, пожалуйста, ни в коем случае не снимайте против света, только если специально не планируете получить интересные силуэты.
Профессиональные фотографы обычно очень негативно высказываются о снимках домашних животных, цветочков и прочего из этой категории. Однако это совсем не значит, что на начальном этапе вам нужно избегать различных клише. Учитесь на простом и доступном, пусть даже если это невозмутимый кот или невероятно скучный кактус. Фотографировать банальности можно и даже нужно. На них хорошо отрабатывать технику и экспериментировать. Просто совсем не обязательно сразу же выкладывать такие снимки на всеобщее обозрение.
Что делать дальше
Существует мнение, что фотошоп — это зло и настоящим снимок может быть только без обработки. А ещё есть мнение, что так говорят только истинные гении или истинные невежды, которые так и не освоили основы редактора. Почему художнику можно добавить пару мазков на свой холст, писателю внести очередные корректуры в текст, а фотографу нельзя добавить яркость и обрезать изображение? Конечно, можно. И совсем не трудно, если посмотреть пару элементарных видеоуроков. Но тут, как и с макияжем, главное не переусердствовать.
Не оставляйте свои фотографии на компьютере, дарите им тело и жизнь в настоящем мире. Проще говоря, обязательно печатайте свои лучшие работы. И вы увидите, что в таком виде они выглядят ещё лучше.
Обязательно показывайте свои снимки всем кому не лень: от родственников до экспертов. Придётся пережить порцию обидной критики, прежде чем получить признание не только родителей, но и независимых экспертов. Критиков в душе можно и возненавидеть (хотя лучше не надо), но к их советам начинающему фотографу лучше прислушаться, ведь взгляд со стороны — всегда хороший толчок для дальнейшего совершенствования.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!