Родители при изучении алфавита с детьми часто совершают ошибки, вынуждающие педагогов исправлять их месяцами. Как правильно выстроить учебный процесс и выбрать методику обучения чтению дошкольников, подскажут специалисты по детскому развитию.
Основные ошибки
Первая и самая важная – спешка. Стремясь вырастить вундеркиндов, мамы начинают учить с малышами алфавит раньше, чем те научатся сидеть, забывая об особенностях психофизиологии. Способности у детей развиваются последовательно, и перешагнуть на следующий этап, минуя предыдущий, невозможно. Крохи мыслят образами, им сложно запоминать отдельные буквы. Даже научившись читать в нежном возрасте, они не понимают смысла. Раннее обучение часто отбивает желание читать в дошкольном возрасте.
Вторая причина – нечеткое произношение слов или отдельных букв взрослых из-за плохой дикции, «смазывание» окончаний в речи накладывает отпечаток на произношение. «Каша» во рту у родителей приводит к проблеме различения, фонематическому нарушению, плохому звукопроизношению у детей: сигматизму, ламбдацизму, йотацизму, дефектам озвончения. Они неправильно произносят шипящие и свистящие, звуки «Л», «Й», смягчают окончания. Многим не нравится, что их постоянно поправляют в саду логопеды и не хотят обучаться.
Третья причина – это отсутствие культуры чтения в семье. Привычка взрослых в свободное время проводить с книгой передается детям. Времяпровождение родителей с пультом в руках или игровые батлы за компьютером не мотивируют к чтению. Часто мамы прекращают читать на ночь, когда малыши научились складывать слоги, считая, что они в состоянии сами себя развлечь сказками. Это ошибочное мнение. Взрослые не учитывают важности общения, возможности помочь сформировать лексикон и формулировать предложения.
Что не нужно делать при обучении ребенка?
Неправильное произношение создает проблемы в слоговом чтении. Буквы и звуки говорите одинаково. Следите, чтобы согласные звучали как «Н» или М» а не «ЭН» и «ЭМ», иначе вместо «НА» будет «ЭНА» и «ЭМА». Для запоминания произносите их нараспев.
Принуждение
Обучение чтению дошкольников по разным методикам при отсутствии мотивации дает обратный результат. Когда их вынуждают читать, возникает стойкая неприязнь к процессу. Стимулирование фразой: «Вот сейчас дочитаем стих и пойдем играть» недопустимо, как и сравнивание со сверстниками. Дети с разными психотипами усваивают знания по-разному. Требовать одинаковых результатов от холерика и меланхолика неправильно.
«Нанизывание» букв
Это еще одна распространенная ошибка во всех методиках чтения. В слогах ребенок произносит буквы отдельно. Вместо «МА-МА» у него получается «М-А-М-А». Причем при сложении длинных слов он отвлекается, повторяется и окончательно путается. Для запоминания слоговой структуры задавайте ритмику отстукиванием по столу ладошкой: «КО-РО-ВА» и просите повторить.
Неосознанность
При механическом чтении малыш думает о другом и не вникает в суть прочитанного. Часто коверкает слова, пропускает буквы. Чтобы этого избежать, просите не спешить и повторять. Иначе для коррекции неправильно сформированных навыков учителю потребуется 3-6 месяцев. Не обладая нужными знаниями, лучше совсем не учить чтению по слогам, а положиться на педагогов детского сада.
С каких книг нужно начинать учить читать?
Психологи утверждают, что дети с интересом учатся в играх. Когда они перед собой видят буквы с картинками-ассоциациями, то быстрее запоминают. Вот «Ж» похоже на жука и жужжит как он, «З» звенит, как комар, «Ш» шипит, как змея. Со временем понимают, что при сложении слогов получаются слова, а из них составляют предложения. Увлекательное занятие вынуждает отложить игрушки и заняться умственным трудом. Для развития в разном возрасте продаются книги для ребенка с красочными иллюстрациями, крупным шрифтом и интересными историями.
Для самых маленьких
Трехлеткам подойдет «Тося-Бося играет с буквами». Автор в увлекательной форме знакомит с алфавитом, предлагая:
– дописать буквы и убрать лишние;
– закрасить контурные картинки;
– составить слова из путаницы.
Книги для дошкольников
Для обучения чтению детей 5-6 лет родители могут приобрести «Альтернативный букварь». Буквы размещены в удобном для запоминания порядке и сопровождаются не предметными картинками, а сюжетами на разворот.
«Оранжевая книга сказок» М. Носова из трех сборников включает короткие рассказы от 40 до 73 слов, разделенные на слоги с расставленными ударениями. К изданию прилагается инструкция для родителей, тесты на проверку скорости чтения. В серию Т. Руссита «Чей бок?» входят 5 комплектов по 8 книг с интригующими историями. Читают их по порядку из-за нарастающей сложности сюжета. Благодаря удивительным иллюстрациям Эвы Эриксон к текстам, написанным на языке детей, серия из 11 книг «Макс и печенье» стала бестселлером.
Сколько времени в день нужно читать?
Это зависит от интереса, желания ребенка и не ограничивается временем. Если ему нравится это занятие, контролировать нет смысла. По настроению он будет читать до тех пор, пока не наскучит. Не ставьте дневные нормы с указанием количества печатных знаков, вынуждая каждый день пересказывать по 5-7 страниц. Лучше мотивируйте, предлагая читать по очереди и обсуждать сюжеты. Суть обучения состоит не в объеме, а привитии любви к книгам, умении получать удовольствие от процесса, психологическом комфорте.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!