Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
«Королевство полной луны», 2012. Режиссёр: Уэс Андерсон.

Банально, но факт: кино снимают для того, чтобы его смотрели. Однако одни фильмы цепляют даже при отсутствии гениального сюжета, а другие, какая бы новая и интересная идея не была в них заложена, не могут удержать внимание зрителя. Всё просто — существует ряд приёмов, при помощи которых создаётся хорошее кино. Что это за приёмы и как они работают — разбираемся в новом материале.

Игра с цветом

Цвет в кино формирует эмоции. Причём делает это часто незаметно для зрителя.

Например, от фильма к фильму меняется цветовая гамма «Гарри Поттера». Если в первых частях преобладают пастельные мягкие тона, то вторую половину картин серии отличают холодные оттенки. Изменение цвета помогает зрителю прочувствовать, как ухудшается положение дел в волшебной Англии. В сцене убийства главного героя мрачность достигает своего апогея — и почти не остаётся цветов и оттенков, кроме грязно-зелёного и бурого.

«Гарри Поттер и Философский Камень», 2001. Режиссёр: Крис Коламбус.

«Гарри Поттер и Дары Смерти. Часть II», 2011. Режиссёр: Дэвид Йейтс.

Влияет цвет и на выстраивание нужных для понимания фильма ассоциаций. Так, в «Матрице» цвет подсказывает, в каком из миров происходят события. Синий цвет означает реальность, зелёный — матрицу.

«Матрица», 1999. Режиссёр: Лана Вачовски, Лилли Вачовски.

Световые и цветовые акценты

Человеческий глаз в первую очередь цепляется за самый освещённый или за самый яркий участок в кадре. С помощью этого приёма выделяются главные объекты композиции и расставляются акцентные точки.

«Матрица», 1999. Режиссёр: Лана Вачовски, Лилли Вачовски.

Этот прием, к слову, используется и в геймдизайне — светом зачастую выделяются важные объекты в локации.

Смена планов

Ракурсы и смена кадров задают темп фильма — статичная картинка попросту заставит зрителя скучать. Смена планов может придать необходимой напряженности повествованию. Так, например, в «Омерзительной восьмёрке» Квентина Тарантино диалог генерала и Кровавого Майора начинается довольно расслабленно: камера находится далеко от персонажей, оба они попадают в кадр. Постепенно разговор становится более тревожным: камера то отдаляется, расслабляя зрителя, то приближается, выставляя акценты и подчеркивая драматичность момента.

«Омерзительная восьмёрка», 2015. Режиссёр: Квентин Тарантино.

Смена локации

Ещё один интересный приём, при помощи которого можно оживить диалог. Его использовали, например, создатели «Ла-Ла Ленда». В одной из сцен герои разговаривают, выходя из кафе, прогуливаясь и заходя в джазовый клуб. Такой приём используют и в сериалах. Даже при том, что в кадре находятся одни и те же говорящие головы, за счёт смены обстановки и динамики локаций диалог не кажется скучным.

«Ла-Ла Ленд», 2016. Режиссёр: Дэмьен Шазелл.

Бывает и наоборот — кинематографисты используют в фильмах пришедший из классицизма закон единства времени, места и действия, помещая героев в одну неизменную локацию. Ограниченность антуража дает возможность сфокусировать историю на героях и психологически повлиять на зрителя, сблизить с действующими лицами или погрузить в ощущение замкнутости и отсутствия выбора.

«Куб», 1997. Режиссёр: Винченцо Натали.

Формат кадра

Мало кто задумывается, от чего отталкиваются создатели фильма, выбирая тот или иной формат кадра для своих картин. Однако пропорции на экране дают широкие возможности для игры с восприятием зрителя и напрямую зависят от жанра фильма и его основной идеи.

Широкие форматы создаются ощущение масштабности событий, позволяют захватить много деталей или несколько персонажей с индивидуальными эмоциями. На самый широкий вариант плёнки сняты почти все фильмы Квентина Тарантино.

«Криминальное чтиво», 1994. Режиссёр: Квентин Тарантино.

Есть и другая крайность — узкий кадр, вызывающий у зрителя чувство дискомфорта. «Мамочка» Ксавье Долана снята в квадратном формате — жуткая теснота кадра вмещает лишь лица героев. В финале фильма герой буквально руками раздвигает рамки киноэкрана.

«Мамочка», 2014. Режиссёр: Ксавье Долан.

Сила ракурса

Ракурсы заставляют кино работать. Так, съёмка под углом сверху визуально уменьшает персонажа, символизируя его слабость и неспособность противостоять обстоятельствам.

«Отель "Гранд Будапешт"», 2014. Режиссёр: Уэс Андерсон.

Ракурс снизу, наоборот, возвышает героя, демонстрируя его силу, власть или героизм. Так часто показывают супергероев.

«Мстители: Эра Альтрона», 2015. Режиссёр: Джосс Уидон.

Другой вариант разворота камеры — «голландский угол», когда линия горизонта в кадре намеренно «заваливается», и мир вокруг персонажа будто начинает шататься. Такой приём обычно используют для того, чтобы показать сложное психологическое состояние героя, действие каких-либо веществ или просто дезориентировать зрителя.

«12 обезьян», 1995. Режиссёр: Терри Гиллиам.

Символы и знаки

Кинематограф полон различных символов. Подобный приём помогает режиссёру выстраивать в голове зрителя аллюзии и отсылки к определенным культурным кодам.

Например, в фильме «Драй» в кадре то и дело мелькает куртка главного героя с изображением скорпиона. Символ отсылает к притче о скорпионе, укусившего лягушку, которая перевозила его на спине через реку. Герой считает себя скорпионом, преступником, но старается отказаться от своей природы ради возлюбленной. Его старания не оправдываются — в итоге он оказывается лишь лягушкой. Язык символов ненавязчиво намекал об этом с самого начала: на протяжении всей картины преступник от природы «возил» скорпиона на спине.

«Драйв», 2011. Режиссёр: Николас Виндинг Рефн.

Костюмы

Как известно, встречают по одежке. Так и в кино, немалую роль в вовлечение зрителя в действие на экране влияют костюмы героев. С самого начала фильма они задают общее настроение.

«Круэлла», 2021. Режиссёр: Крэйг Гиллеспи.

Зачастую одежда выражает социальную принадлежность героя, отражает его характер и привычки, становясь отправной точкой в понимании невысказанного в фильме напрямую. В нарядах Кэрол, главной героини одноименного фильма, художники по костюмах спрятали много мужских деталей, из-за чего зритель воспринимает её как женщину обеспеченную, сильную и самодостаточную.

«Кэрол», 2015. Режиссёр: Тодд Хейнс.

А еще костюмы могут двигать сюжет — например, отражать течение времени, как в фильме «Мотылёк» 2017 года. Время, проведённое главным героем в карцере, создатели картины обозначали через ухудшение состояния его одежды.

«Мотылёк», 2017. Режиссёр: Михаэль Ноер.

Сопереживание героям

Мы сочувствуем тем, кого понимаем. И режиссёры добиваются этого сочувствия при помощи психологических приёмов.

Так, фильм «Мстители. Финал» начинается со сцены, которая напоминает привычную многим жизнь: Клинт Бартон, Соколиный Глаз, проводит время с семьёй и собакой. Когда происходит щелчок Таноса, половина населения Земли исчезает, рассыпаясь в пыль — семья Клинта в том числе. Сцена вызывает живое сочувствие у зрителя, задавая необходимый настрой.

«Мстители. Финал», 2019. Режиссёр: Энтони Руссо, Джо Руссо.

Еще один вариант, как заставить зрителя неподдельно переживать за героя — сделать его слабее потенциального противника. Человеческая психика устроена таким образом, что мы подсознательно сочувствуем аутсайдерам.

Часто кинематографисты наделяют отрицательных персонажей чертами, которые выгодно отличают их от «хорошего» окружения, или тяжёлым прошлым, объясняющим их поведение. Поэтому мы любим утонченных аристократов-злодеев или сочувствуем плохим парням.

Характерный почерк

Это тоже можно назвать приёмом – ведь именно система кинематографических трюков формирует образ того или иного режиссёра. По некоторым случайным кадрам можно без проблем определить, кто снимал фильм. Так, Тарантино часто использует вид снизу — его герои то и дело смотрят вниз на поверженных врагов.

«Бесславные ублюдки», 2009. Режиссёр: Квентин Тарантино.

Уэс Андерсон, наоборот, часто снимает сверху: в кадре оказываются руки и предметы, так или иначе характеризующие хозяев этих рук. Кроме того, Андерсон активно работает с композицией кадров. Например, многие сцены его фильмов построены на симметрии.

«Бесподобный мистер Фокс», 2009. Режиссёр: Уэс Андерсон.

Симметрия в фильмах Уэса Андерсона.

Фильмы братьев Коэнов отличаются и вовсе необычными и небанальными ракурсами — в «Большом Лебовски», например, за происходящим можно наблюдать изнутри шара для боулинга.

«Большой Лебовски», 1998. Режиссёр: Джоэл Коэн, Итан Коэн.

Кадр на обложке материала: «Королевство полной луны», 2012. Режиссёр: Уэс Андерсон.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика