Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Это 13 главных культурных событий 2022-го года. И да, цифра не случайная.

Это был тяжёлый год... Но тяжёлый не так, как обычно говорят за пару минут до курантов. 2022-й должен был стать годом, когда все бы оттягивались после ковидного анабиоза, а получилось как-то всё ещё грустнее. Два года переносов концертов закончились их отменой, а ожидания громких кинотеатральных премьер оказались напрасными. Музыки в момент стало меньше, и даже отвлечься от всего происходящего кажется чем-то неправильным. Но травмы нужно проговаривать и лечить, тем более что не только печалью запомнился этот год, но и событиями, которые в потоке думскроллинга помогали отвлечься и даже улыбнуться. Это 13 главных культурных событий 2022-го года. И да, цифра не случайная.

Философский пароход 2.0 и «нежелательная интеллигенция»

inoagenty

Самое главное событие года (которое излишне озвучивать, ибо, цитируя рэпера Soda Luv, зачем говорить о том, что и так все знают) сложно напрямую отнести к культуре. Но влияние на культуру оно, безусловно, оказало непосредственное. С февраля мы наблюдаем значительный раскол общества на два лагеря: одних условно назовем «патриотами», они не обидятся, других «иноагентами», ведь юридически почти все лидеры мнений «иноагентов» теперь обязаны так себя обозначать. Патриоты поддерживают государство, цепляют разные знаки в поддержку военных и слушают певца Шамана — первого поп-артиста, выращенного в номенклатурной пробирке. Показательные артисты: рэперы Shokk и РИЧ. Иноагенты же уехали из России в места с воздухом посвежее, образовывают новые диаспоры и ходят на благотворительные концерты. Те, кто остались в России, осваивают эзопов язык и ругаются с родственниками на кухне. Странным образом получилось, что в лагере иноагентов оказались главные люди российской культуры последних лет, вроде рэперов Oxxxymiron*, Noize MC* Morgenstern* и Face, журналистов Юрия Дудя*, Екатерины Гордеевой* и Антона Долина*, писателей Дмитрия Быкова* и Михаила Зыгаря*, продюсера Александра Роднянского* и т.д. и т.п. Красноречивее всего говорит о тех и других два музыкальных релиза: «Отмена культуры» РИЧа и «Длится февраль» Влади.

* Звёздочками помечены лица, которых минюст РФ признаёт иноагентами.

КАНЬЕ УЭСТ

je

Главным ньюсмейкером планеты до сих пор остается Йе, и в этом году он превзошёл самого себя. Начав с провального роллаута второй «Донды», рэпер параллельно устраивал травлю Пита Дэвидсона и нелепыми способами пытался вернуть бывшую жену. Инфоповоды уровня Cosmopolitan могли бы продолжаться, и все бы в один момент забили, но Йе не смог остановиться. Провокации афроамериканского комьюнити коллекцией одежды White Lives Matter были странными, но, допустим, психический диагноз дал о себе знать. Но в итоге рэпер пошёл против евреев и закопал свою карьеру разгонами про еврейские заговоры. Пришлось блокировать артиста в соцсетях. И даже Илону Маску, купившему Твиттер, чтобы сделать ресурс свободным, пришлось заблокировать аккаунт Йе после очередных антисемистких постов. Решив, что терять уже нечего, рэпер пришёл на подкаст к Алексу Джонсу — главному фанату теории заговоров Америки — и признался в симпатии к Гитлеру в окружении двух сомнительных личностей, популярных на американском «Дваче». Ещё полтора года назад люди наблюдали за рэпером, провернувшим самую масштабную рекламную каомпанию альбома, а теперь на этого же самого человека без жалости не посмотреть. Это была грустная, но красивая история о том, как слишком уверенная в себе личность потеряла всё — близких, деньги и репутацию.

Моргенштерн* vs Оксимирон*: как иноагенты развлекают народ в тёмные времена

bif-oksicha-i-morgicha

Первые ростки конфликта показали себя ещё пару лет назад, когда Моргенштерн* полностью процитировал речь Оксимирона. Потом пошли какие-то подколы друг с друга, вышел альбом Last One Алишера*, который оказался не шибко успешен, и Оксимирон посвятил аж 12 строчек оппоненту на треке Bassline Business. Для теряющего популярность Моргенштерна* зацепиться за не теряющего актуальность артиста оказалось удачным шансом вернуться, и это действительно сработало: дисс на Оксимирона* собрал больше просмотров, чем любой клип с последнего альбома. Казалось бы, что на намеренную клоунаду рэпера лучше просто промолчать, так как один раз Окси* уже проигрывал в схватке с постиронистом. Но Оксимирон* обыграл противника на его же поле: написал восьмиминутный дисс и снял абсурдный клип в духе Эминема, наряжаясь в глупые наряды. Получилось так, что рэпер переклоунил Алишера*, развинтил его образ, создал очередной поток мемов, собрал больше медийного внимания и просмотров на клипе. Но кто кого переиграл, уже и неважно — аудитория развлеклась, один прорекламировал свой альбом, а другой свой международный тур.

* Звёздочками помечены лица, которых минюст РФ признаёт иноагентами.

Украинская музыка стала видимой всему миру

ukraina

Поиск позитивных сторон в любой трагедии — это нормальная защитная реакция организма. У Украины выдался, мягко говоря, нелёгкий год, но теперь иностранцы хотя бы знают, где она на карте находится. Как повлияла поп-музыка украинских музыкантов на российскую эстраду, красноречиво говорит афиша грядущего Stereoleto, где ещё год назад на первой строчке лайнапа был Иван Дорн, а сегодня Лев Лещенко. Зато теперь об украинской музыке услышала сначала Европа, благодаря победе Kalush Orchestra на «Евровидении» (не то, чтобы до этого у Украины были низкие места на конкурсе), а затем и весь мир. Про украинских музыкантов критик Энтони Фантано выпустил отдельное видео, а на саундтреке последнего Need For Speed среди A$AP Rocky и Charli XCX можно найти имена Алины Паш, Алёны Алёны и «Грибов».

Самоизоляция (но теперь культурная)

grustno-i-tochka

С начала марта из России начало исчезать всё: фильмы, музыка, еда, одежда, игры. В перспективе могут пропасть книги. Формирующийся 30 лет рынок начал рассыпаться на глазах. Так долго добирающиеся до нас Netflix и Spotify ушли моментально, как и компании, ставшие важной частью отечественного рынка. И если в начале года это казалось вещью временной, то сейчас понятно, насколько катастрофичны последствия — нелегальный прокат зарубежных фильмов не спасает кинотеатры от финансовых проблем, а местные лейблы не способны выплачивать артистам те гонорары, которые они получали на мейджор-лейблах. Конечно, всё в конечном счёте устаканится и адаптируется, но о тех благах цивилизации, ради которых железный занавес падал, нам придётся пока забыть. Грустно и точка.

Закон о запрете ЛГБТ+ пропаганды: о чем теперь читать рэперам

lgbt

Отечественная патриархальная культура последние 30 лет аккуратными шажками пыталась стать терпимее к меньшинствам, несмотря на кидание палок со стороны консерваторов. Но селяви — теперь любовь в России может быть только между мальчиком и девочкой. Показательнее всего эту тему развивал русский рэп — гипермаскулинный жанр двигался параллельно с западными коллегами от тем про легкодоступных женщин к «чистой братской» любви, при этом не теряя своего маскулинного облика. Наверное, больший вклад в это самое сделали участники Melon Music и рэпер OG Buda — они первыми в мейнстриме стали красить ноготочки под цвет бомбера и читать абсурдные панчи, ломая мужские стереотипы. Делалось это аккуратно, так как закон о пропаганде среди несовершеннолетних уже существовал, поэтому, к примеру, в кинематографе подобные темы почти не поднимались. Теперь караться солидным штрафом могут любые красивые ногти не на женщине или любая сомнительная строчка, идущая вразрез с нетрадиционными ценностями. Пока весь механизм непонятен, но книги с угрожающим для патриархальной психике содержанием уже стали распродавать в книжных с большой скидкой от греха подальше.

25 лет «Брату»: почему Балабанов остаётся самым актуальным режиссёром России

brat

Ни одна российская премьера не отразила сегодняшнюю реальность так, как это сделал Балабанов 25 лет назад. Бандитов давно нет, музыка другая, но образ Данилы Багрова — этакого дурачка с принципами и ксенофобными предрассудками, до сих пор эксплуатируют люди полярных политических лагерей. С одной стороны, «сила в правде» стало чуть ли не национальной идеей, а интервью Бодрова про чеченскую войну аккуратно подрезали и крутят на всех госканалах как пример правильного отношения к сегодняшней ситуации. С другой стороны, критикесса и биографиня Балабанова Мария Кувшинова пишет статью с деконструкцией фильмов режиссёра и призывает переосмыслить всё его творчество. Также журнал «Сеанс» провёл «Балабановские чтения» — недельный фестиваль бесплатных показов фильмов Балабанова с лекциями критиков. Пока одни упрощают наследие режиссёра, другие наоборот — пытаются говорить о его неоднозначности. Для одних Балабанов — это «Брат» и «Война», для других — «Про уродов и людей» и «Груз 200», которыйого, впрочем, в повторный прокат не пускали в этом году. Резюмировала всю полемику Любовь Аркус — близкий друг режиссёра. Её фильм «Балабанов. Колокольня. Реквием» показывает последние годы жизни режиссёра, но что самое главное, показывает человека, которого все забыли. Алексей Балабанов в 2022-м году — новый Александр Пушкин, которого одни боготворят, а другие всеми силами пытаются очеловечить.

Закрытие «Гоголь-центра»

gogol-tsentr

О «Гоголь-центре» знали даже те, кто не ходит в театр, а о художественном руководителе тем более. 11 лет назад Кирилл Серебренников изменил предрассудки о театре, сделав его более молодёжным и менее снобистским. На подмостках бывшего стареющего Московского драматического театра имени Н. В. Гоголя ставили как Прилепина и Макдона, так и Пушкина, но с рэпером Хаски. Консервативным людям мало нравились такие выходки, но за декаду театр стал одним из символов похорошевшей Москвы. Но в новой реальности смелому и прогрессивному места мало, и самому знаменитому современному театру столицы, а может и страны, пришлось вернуться к старому названию., Ии какой курс у театра будет дальше, несложно догадаться. Уходил «Гоголь-центр» красиво — последними постановками стали «Берегите ваши лица» по пьесе Вознесенского с музыкой Shortparis и «Я не участвую в войне» на стихи Левитанского. Более красноречивое окончание придумать сложно.

Metallica и Кейт Буш: новые-старые кумиры молодежи

strendzher-fings

Каждый раз, когда выходит новый сезон «Очень странных дел», кажется, что уже большого шумового потока сериал обрести не может. Но четвёртый сезон, разделённый на две части, мало того, что породил затяжные обсуждения, так ещё и подарил вторую жизнь двум не сказать что забытым композициям: Master Of Puppets Metallica и Running Up That Hill Кейт Буш. Однао — классика тяжёлой музыки, другая — поп-бэнгер 80-х, сделавший Буш артисткой одного трека. Но создатели «Очень странных дел» идеально вплели их в драматургию сериала, из-за чего зумеры вернули композиции в чарты, будто 35 лет с выхода песен и не проходило. Теперь авторы хитов получили огромный приток новых слушателей, состоящих из детей старых, по мотивам радио в Fortnite появилась целая радиостанция с музыкой Металлики, а мы получили миллионы тиктоков с нарезками под музыку и повод переслушать лишнюю сотню раз нетленки.

«Уэнсдей»: очередной хит Netflix по ежегодному расписанию

uensdej

Последние годы Netflix обязательно выдаёт осенью сериал, который до конца года будут обсуждать и резать на тысячу мемов. Так было с «Ходом королевы», затем с «Игрой в кальмара». И когда уже казалось, что громче четвёртого сезона «Очень странных дел» ничего в этом году не будет, в инфопространство ворвалась готическое пятнадцатилетнее очарование Уэнздей Адамс. Её танец уже выучили даже те, кто не смотрел сериал, а образ эмо-гёрл начинает возвращаться в мейнстрим. Режиссёр Тим Бёртон наконец-то вернулся к своему мрачному стилю спустя много лет и выдал, вероятно, самый успешный проект в своей карьере. Ну и что самое главное, дал новую жизнь франшизе об эксцентричной, но такой дружной семье.

«Дом дракона» и «Кольца власти»: битва главных фэнтези

koltsa-drakona

Главный фэнтези-сериал последнего десятилетия против сериала по книгам отца жанра фэнтези — казалось бы, какая тут конкуренция? Но вышедшие примерно в одно время спин-офф «Игры престолов» и предыстория «Властелина колец» разожгли многочисленные споры, у кого получилось лучше. Оба проекта оказались неидеальны: «Кольца власти» еле справлялись с размахом книг Толкина, а история «Дома дракона» казалась необязательной для самой вселенной. «Кольца власти» запустился успешнее (когда снимаешь самый дорогой сериал в истории, ты можешь рассчитывать только на успех), но «Дом дракона» дольше сохранял аудиторию. И кто бы там ни выиграл — эпичная сказка, одна серия которой стоит целого сезона «Дома дракона», или мрачное фэнтези для взрослых — проекты не дали друг другу провалиться, и их уже продлили на вторые сезоны. Так что это только начало большого соперничества.

Ежегодный и особенно долгожданный Пелевин

pelevin

Когда казалось, что хуже уже не будет, издательство «Эксмо» заявило, что нового ежегодного романа Виктора Пелевина не будет — впервые за восемь лет. Вместо него читатели получили переиздание S.N.U.F.F — антиутопии про отношения стран Уркаины и Бизантиума. В итоге новый роман писателя вышел на месяц позже обычного под заголовком K.G.B.T+, и разговоры про исписавшегося Пелевина прекратились. Тематическое продолжение прошлогоднего Transhumanism Inc. настолько удачно попалоа в нерв времени, что критикесса Галина Юзефович поставила роман на второе место в топе всех романов писателя. Не меньшее восхищение вызывает история рэпера Славы КПСС, ставшегоий прототипом главного героя. Он утверждает, что для создания романа Пелевин обратился от имени вымышленного издания и брал у него интервью по почте. Узнал об этом Слава только после того, как открыл роман и нашёл там свои ответы из интервью. Зная рэпера, сложно сказать, насколько история правдива, но факт сотрудничества двух постмодернистов восхищает.

Камбеки года: РХЧП, Пласибо, Бьорк

kambeki

Ну и, наверное, самое приятное событие года — возвращение многих классиков на сцену. Это и Red Hot Chilli Peppers, выпустившие два с половиной часа новой музыки с вернувшимся в строй Джоном Фрушанте. Это и Placebo, сменившие имидж, но пришедшие к старому звучанию. Это и всеми уже забытый дуэт Black Star, в котором Мос Деф и Талиб Квели объединились спустя 24 года ради записи второго альбома. Что уж там говорить про пять лет молчавших Бьорк, Arcade Fire, Arctic Monkeys и, конечно, Кендрика Ламара. Никто так красиво не возвращался после перерыва так, как это сделал Ламар со своим исповедальным альбомом Mr. Morale & The Big Steppers. Видеть старые добрые лица в отличной форме всегда приятно — о громких возвращениях можно слышать каждый год, но такого потока не разочаровывающей музыки от опытных музыкантов не было давно.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика