Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
История клуба TaMtAm

1991 год. В стране происходят массовые общественно-политические потрясения и перевороты. Меняется культурный код населения: свободы становится так много, что цензура перестаёт существовать в принципе. Русский рок переживает свой расцвет из-за ослабленного контроля со стороны властей. На фоне перестройки появляются самобытные издания: «Птюч» и «Контркультура». Из подполья выходят исполнители, которые воплощают дух времени: бескомпромиссность, дерзость и бесконечный энтузиазм.

В это же время Всеволод Гаккель, один из бывших участников группы «Аквариум», решает организовать подпольный клуб в Санкт-Петербурге, который объединил бы музыкальных единомышленников под своей крышей. Идея создания приходит ему после посещения рок-клуба CBGB в Нью-Йорке. Так начинается история клуба TaMtAm. Впоследствии он даст начало культовым российским исполнителям: «Король и Шут», «Химера», «Сплин» и многим другим. О самых ярких представителях петербургского андеграунда лихих 90-х — в этом материале.

Заря музыкальной эпохи андеграунда: с чего всё начиналось

В качестве помещения клуба было выбрано дореволюционное здание на Васильевском острове. Его отдают Гаккелю бесплатно: «платой» за аренду была уборка внутренней части клуба после концертов. На верхних этажах по иронии судьбы живут сотрудники милиции. Адрес заведения специально не разглашается: каждый из интересующихся должен найти это место сам и сохранить аутентичный статус подпольности.

kopiya-kayi7wjhceТак выглядит здание клуба в наши дни. Фото из группы VK https://vk.com/clubtamtam

Клуб быстро обретает народную славу, и его начинают посещать молодые музыканты с разных уголков города. Под одной крышей выступают панки, хиппи, скинхеды. Периодически между ними возникают стычки, после которых к участникам конфликта применяется дисциплинарное наказание — запрет на посещение клуба на установленный период.

Здешние исполнители — не глянцевые артисты, которые поют под фонограмму вызубренные песни и мечтают снискать всемирную славу. Это настоящие революционеры в мире музыки — такие, какими они должны быть: в чём-то неряшливые, неаккуратные, нарушающие каноны выступлений и бунтующие против устоявшейся системы. Такое позиционирование цепляет петербургскую молодёжь.

kopiya-8ybzbnkhhlq
Флаер клуба. Фото из группы VK https://vk.com/clubtamtam

За выступления музыкантам платят не деньгами, а ящиками пива. Это — своеобразный способ отблагодарить ребят за отыгранный концерт.
На сцену вход бесплатный, музыкальных данных не требуется: у многих выступающих их и нет вовсе. Ключевая деталь, на которую обращают внимание, — энергетика исполнителя, которую он передаёт слушателям.

«Химера»: гениальность, граничащая с безумством

В 1990 году, за год до открытия TaMtAmа, в Выборге на фоне вдохновения Bauhaus и Fugazi появляется группа «Депутат Балтики», которую впоследствии переименуют в «Химеру». Музыкальный коллектив не похож ни на один другой. Здесь экспериментируют с жанрами и смешивают то, что смешивать до этого другие боялись или не решались: эзотерические элементы с хардкорным и джазовым звучанием, а также яркие духовые инструменты со слегка перегруженными гитарами.

kopiya-po7hvao-nx0
Эдуард Старков. Фото: Анатолий Антонов

На сцене клуба появляется Эдуард «Рэдт» Старков — молодой татуированный парень в фартуке на голое тело, солист группы «Химера». Он набирает кровь в шприцы и разбрызгивает её по сцене и в концертном зале, прыгает на перекладину и висит на ней вниз головой, вызывая бурную реакцию аудитории. Создавать шоу для Старкова было важно так же, как и отыграть концерт.

Группа вдохновлялась Скандинавией, и это заметно во всём: и в татуировках артиста, и в символике группы, и в несколько фольклорной манере пения, отсылающей нас к нордическим мотивам. Сам Старков признавался, что предпочитал слушать финское радио вместо того, что крутили на российских радиостанциях.

Спустя 10 месяцев после закрытия TaMtAmа перестаёт существовать и «Химера». Музыкальный организм, симбиоз творческих идей, распадается на мелкие кусочки. После выпуска альбома ZUDWA, 23 февраля 1997 года, Эдуард «Рэдт» Старков покончил с собой на чердаке дома, в котором репетировала группа. Через 10 дней после произошедшего его труп обнаружит Всеволод Гаккель.

«Нож для Фрау Мюллер»: обскурные эксперименты

В 1991 году из-под крыла группы «Буква О» возникает коллектив «Нож для фрау Мюллер». Их ранние работы — воплощение хардкорных и нео-готических экспериментов, сочетание ускоренных звуковых дорожек с тяжёлым звучанием.

В том же 1991 году музыканты впервые посещают музыкальный клуб TaMtAm по приглашению бас-гитариста Solus Rex Виктора Иванова, который организовал выступление. Они оказывают положительное впечатление и на слушателей, и на основателя клуба. «Было такое ощущение, что эти люди играют для себя. Не имело никакого значения, слушают ли их и реагируют ли вообще. Надо сказать, что у них была совершенно адекватная, пришедшая с ними публика, которая вела себя абсолютно таким же образом. Создавалось впечатление, что они обладают определённого рода кодом, который мне недоступен. Меня это заинтриговало и восхитило», — вспоминает Всеволод Гаккель.

kopiya-ebk3blwmdxg
Тима Земляникин, лидер группы.
Фото из группы VK https://vk.com/clubtamtam

Группа начинает часто выступать на сцене клуба вместе с другими музыкантами. Их запоминают как одних из главных нойзовщиков, экспериментирующих со звуком.

1994 год становится переломным для группы: её покидает ключевой участник коллектива, солист Тима Земляникин. За ним уходит и барабанщик Лёша Микшер. Состав группы меняется, вместе с этим изменяется и звучание: используется всё больше элементов электронной музыки.

В будущем популярность группы разрастётся до масштабов страны: их клип на песню «Лучшая девушка в СССР» появится на MTV в 2000 году. Участники группы фактически станут теми, кого они презирали: теперь они не андеграундные выходцы из клуба TaMtAm, а коллектив, который использует приёмы easy listening — «безликой» музыки, для понимания которой не требуется особая концентрация слушателя.

«Король и Шут»: сказки и пляски

В 1993 году молодая группа «Король и Шут» записывает альбом «Истинный убийца» и желает распространить его среди слушателей. Так выбор музыкантов падает на клуб TaMtAm:

«Однажды Горшок пришел и говорит: „Всё фигня, я узнал про прикольный клуб, там вход бесплатный, короче, пойдём, посмотрим“. Это был „Тамтам“. „Тамтам“ был совершенно потрясающим. Глоток свободы. Такого в России не было никогда, и вряд ли ещё будет», — пишет Андрей Князев, бывший участник группы, в книге «Король и Шут. Между Купчино и Ржевкой...»

kopiya-pngnuyo_ppe
Группа «Король и Шут». Фото: Александра Настальская

Здесь впервые коллектив сыграл на качественной аппаратуре. После этого «Король и Шут» начинает репетировать и выступать в клубе.
Несколько раз между руководством клуба и участниками группы происходят недопонимания: Михаил Горшенёв нередко выступает на концерте в состоянии алкогольного опьянения, за что его выгоняют из клуба.

В будущем простые парни из Купчино становятся флагманами русского рока. Сказочные мотивы, причудливые образы, театральные выступления сыграли свою роль в популярности группы: после 90-х годов их кассеты и диски раскупают по всей России.

В 2016 году Андрей Князев со своим творческим коллективом «КняZz» выпустит песню «Призраки Там-Тама» — воспоминание того беззаботного времени, воспоминание начала пути молодых артистов.

Закат музыкальной эпохи 90-х: закрытие клуба TaMtAm

Спустя 6 лет своего существования клуб был вынужден закрыться. Причиной тому стали регулярные драки на концертах, рейды милиции и распространение наркотиков. Проблема последних стояла особенно остро: в туалете молодые люди активно употребляли запрещённые вещества. Не помог и контроль со стороны руководства.

Дмитрий Спирин, бывший вокалист группы «Тараканы!», вспоминает, что «в ноябре 93-го „Там-там“ был натуральной клоакой, где торговали „кислотой“ перед входом в клуб на глазах у охраны <...>, в фойе, зале, туалетах и на лестнице».

kopiya-ebsmtt7wigc
В клубе TaMtAm. Фото из группы VK https://vk.com/clubtamtam

Своим существованием это место полностью отразило фразу Live fast, die young. По словам Всеволода Гаккеля: «Клуб не было никакого смысла продолжать. <...> Я свою функцию выполнил. <...> Я увидел: клуб закрылся, и не надо было делать ничего, чтобы его реанимировать».

Сейчас TaMtAm — памятник музыкальной эпохи 90-х годов. Это место, где родился бесноватый и порывистый русский андеграунд 90-х. Здесь создавалась новая, альтернативная творческая реальность того времени.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика