Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
«Поговорили и отложили»: почему в России не принимают закон о домашнем насилии?

«Разрушитель семьи», «Сядем все!», «Насаждают инородное» — так звучат комментарии к законопроекту о домашнем насилии. Инициативу продвигают не первый год, и каждый раз она встречает сопротивление с разных сторон: политики, общество, церковь. Какие аргументы выделяют противники закона? Работают ли они на самом деле? Стоит ли ожидать утверждения законопроекта о домашнем насилии в России? — ответы найдете в материале.

Аргумент №1: Закон нуждается в доработке

Последняя попытка продвинуть законопроект о домашнем насилии произошла летом 2024 года. Группа депутатов Госдумы от ЛДПР во главе с Леонидом Слуцким направили на рассмотрение в правительство пакет законопроектов о «комплексном регулировании домашнего насилия». В документе они попытались объяснить термин и описать характеристики разных форм насильственных действий. Группа депутатов также предложила ввести повышенную уголовную ответственность за преступления для членов семьи.

Законопроект прокомментировал председатель комитета по защите семьи Нина Останина. По её словам, избиение женщины на улице ничем не отличается от избиения дома. На самом деле, отличий достаточно много. У преступления на улице как минимум могут быть свидетели, а жертва может сбежать или получить помощь от прохожих.

Останина считает, что перед принятием закона нужно наладить работу психологических служб и укрепить материальное положение в семьях. Возникает ряд вопросов: насколько затянется процесс подготовки к закону? Зачем чего-то ждать? Как неустойчивое материальное положение семьи связано с насилием?

Ещё один аргумент против закона, по мнению Останиной случаи, когда многие женщины забирают «в сердцах написанное заявление», желая сохранить семью. Можно ли утверждать, что они отказываются от обвинений не под угрозами мужей и что за этим не последуют побои?

Можно ли говорить, что закон о домашнем насилии когда-либо будет принят? Учитывая, что за это время в правовой среде для этого так и не возникло тенденций. Например, в 2017 году побои декриминализировали. Сейчас за избиение совершенное впервые предусмотрено административное наказание. Уголовное дело возбуждают, только если ситуация повторяется в течение года.

Аргумент №2: Общество против закона, разрушающего семьи

В 2019 году законопроект о профилактике семейно-бытового насилия отклонили, даже не доведя его до первого чтения в Госдуме. Один из аргументов общественное неодобрение. Действительно, на сайте Совета Федерации к этому законопроекту более 11 тысяч комментариев, большинство из них негативные. Многие из протестующих это родители, которые волнуются, что закон позволит вмешиваться в семьи и в частности в воспитание детей.

skrinshot-s-kommentariyami

Скриншот страницы Совета Федерации с обсуждением законопроекта о домашнем насилии

Ссылаясь на общественное неодобрение, стоит учитывать, что потенциальным агрессорам, дополнительная ответственность и не будет выгодна. Если родители переживают, что из-за нового закона у них могут забрать детей, наверное, это что-то говорит о методах воспитания в семье. Если ты не бьёшь ребёнка или жену, тогда почему боишься, что они могут на тебя пожаловаться? Если же в семье нет насилия, но страх ложных доносов всё равно есть, то это уже говорит о том, что в отношениях есть проблемы. Документ регулирует реальные случаи насилия, но не может повлиять на доверие и любовь в отношениях.

Мнением о необходимости закона и историей развода с мужем делится мама троих детей и пострадавшая от домашнего насилия Мария Гах:

«Абьюз — это всегда большая амплитуда, когда бывает очень хорошо и очень плохо. Когда в 2014 году меня с грудным ребёнком на руках впервые ударил муж на трассе, всё было хорошо. В тот раз, я оправдала его тем, что он был пьян.

Сейчас я задаюсь вопросом, как столько лет жила и не замечала очевидного?! “Звоночки” появились ещё в самом начале. Если я говорила, что-то не так, он блокировал карточки и менял пароль от сейфа, где лежали деньги. Мне пришлось выйти на работу, когда младшей дочери ещё не было года, так как оплата занятия троих детей и покупка продуктов всегда покупала я»

По мнению Марии, закон о домашнем насилии необходим. Без него сложно получить поддержку и довести дело до суда:

«Когда мы с супругом уже не жили вместе, я писала заявления в полицию после сотрясения мозга и других травм, но им не давали хода. Говорили, что это мой муж и мы должны разбираться сами. Потом он начал писать встречные заявления. До суда ни одно дело так и не довели. Мой муж не хотел разводиться, хотя уже жил с другими женщинами в одной из наших квартир.»

У Марии всё-таки получилось развестись с мужем. Во время судебных тяжб и год после развода она прожила в деревне. В тот период насилие со стороны мужа все ещё продолжалось. В итоге она переехала в другой город и изолировала дочерей от бывшего супруга. Домашнее насилие, жертвой которого была Мария, затронуло и её детей:

«Когда я разошлась с мужем младшей дочери было 3 года, поэтому сейчас она уже многое забыла. Но в период судебных разбирательств, когда папа приходил домой, она часто писалась от страха.

Старшей дочери сейчас 14 лет и она конечно все помнит. Её жизнь после моего развода стала спокойнее, с отцом она не общается. Возможно, у дочки есть какие-то внутренние переживания, но она рада, что её папа больше не живёт с нами.

Среднего сына у меня отсудили. Экспертиза показала, что его отец психически нестабилен, органы опеки дали заключение, что все дети должны быть с мамой, но муж настроил его против меня и дочерей. Не даёт нам общаться, поэтому я очень скучаю по сыну.»

Аргумент №3: Уже есть законы, регулирующие семейные отношения

Такие законы действительно уже есть, но история Марии показывает, что их недостаточно. Чтобы защитить свои права в суде и воспользоваться положениями в Гражданском и Семейном кодексе, на которые часто ссылаются противники закона о домашнем насилии, дело ещё нужно довести до суда.

Пострадавшие от домашнего насилия обычно страдают от нескольких его видов сразу: физическое, психологическое, сексуализированное экономическое. Последняя форма абьюза часто становится причиной, по которой женщинам ещё сложнее решиться на развод. С точки зрения закона предусмотрены следующие меры для восстановления финансовой независимости (прим.ред — список подготовлен юристкой центра «Насилию.нет»*).

adobestock_430632015-1

Источник: Adobe Stock, (прим. ред. — фиолетовая лента является международным символом борьбы против домашнего насилия)

1) Раздел имущества, приобретённого в браке, возможен по ст. 38 Семейного кодекса РФ как в период брака, так и после его расторжения. Это может помочь финансово, например, для первоначального взноса по ипотеке.

2) По ст. 89 СК РФ, супруги обязаны поддерживать друг друга материально. Если такая поддержка отсутствует, можно подать исковые заявления о взыскании алиментов. Это право имеют нетрудоспособные и нуждающиеся супруги, беременные женщины и те, кто ухаживает за детьми.

3) При расторжении брака бывшая жена, беременная во время брака, и бывший супруг, ухаживающий за общим ребёнком, могут также требовать алименты (ст. 90 СК РФ).

4) Ст. 106 СК РФ позволяет взыскивать алименты на детей, причём даже во время брака. Кроме того, в силу ст.107 СК РФ алименты присуждаются с момента обращения в суд. Также у матери есть возможность взыскать алименты за прошедший период.



5) «Жилищные алименты» (ст. 86 СК РФ) направлены в основном на помощь матерям, которые хотят уйти от агрессоров. Через суд можно разделить кредиты, взятые в браке, или получить деньги на оплату съёмной квартиры (ст. 39 СК РФ).



Примут ли закон о домашнем насилии в России?

«Принятие закона о домашнем насилии — это, конечно, не решение всех проблем. Есть страны, где этот закон был принят, но, по сути, остался просто «бумажкой», так как государственные системы ему не следуют.

Не стоит забывать о случаях, когда закон сформулирован таким образом, что работает чуть ли не во вред. Важен не только сам закон, но и формулировки в нём. Их соблюдение и исполнение всеми структурами, в первую очередь — правоохранительными.» — считает пресс-служба центра «Насилию.нет»*.

Закон о домашнем насилии необходим, но это не отменяет того, что существующие законопроекты нуждаются в доработке. Например, для определение семейно-бытового насилия авторы законопроекта 2019 года используют формулировку «физические страдания», которой нет ни в Уголовном кодексе, ни в КоАП. Это значит, что физическое насилие, которое подразумевается под этим термином, не будет попадать под действие закона.

В законопроекте «О профилактике семейно-бытового насилия в Российской Федерации» не говорится о преследовании и о запрете на него как меры защитного предписания. В качестве профилактики домашнего насилия НКО и общественным объединениям предлагается содействовать примирению партнёров, что может привести к повторению ситуации. Адвокат и кандидат юридических наук Татьяна Сустина выявила целый ряд неточностей в законопроекте. В таком виде он не защитил бы жертв домашнего насилия. Другой вопрос в том, почему спустя 5 лет после публикации его так и не смогли доработать?

«В России сейчас всеми силами пытаются сделать вид, что проблемы домашнего насилия не существует. Российские чиновники сегодня много говорят про «традиционные ценности» и о том, что закон их как-то может подорвать. Они считают, что не стоит пытаться регулировать отношения в семье извне. При этом почему-то подобное не касается положения женщины — решения заводить детей или нет»

По мнению центра «Насилию.нет»*, довольно сильным противником закона о домашнем насилии выступает Русская православная церковь. Её представители ссылаются на риск учащения разводов из-за подобного закона.

«Перспективы принятия закона о домашнем насилии довольно туманны: сейчас множество мужчин возвращаются с фронта и все чаще появляются новости об убийствах и насилии женщин Госдума просто не может поддержать принятие этого законопроекта. Да, поговорили в этом году — и отложили. В противном случае придётся признать, что часть тех людей, которая возвращается из зоны боевых действий, может оказаться насильниками и убийцами.»

* — выполняет функции иноагента

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика