Коллективное бессознательное – термин, введённый швейцарским психоаналитиком Карлом Юнгом, который представляет собой глубинный слой психики, общий для всех людей независимо от их культурной или социальной принадлежности. Что общего термин из психологии имеет с модой? Будем разбираться!
Как оно проявляется?
Коллективное бессознательное выражается через архетипы – универсальные образы и символы, которые повторяются в мифах, снах, сказках, религиях и искусстве по всему миру. Эти архетипы являются своего рода «психологическими шаблонами», глубоко укоренившимися в нашей психике из-за общего человеческого опыта. Среди них мать – символ заботы и безопасности, герой – символ борьбы с хаосом, тень – подавленная сторона личности, и другие.
Почему так?
Существуют разные версии, но одной из основных считается эволюционная и биологическая предрасположенность. Наш мозг устроен так, чтобы быстро распознавать знакомые образы. Это связано с выживанием: в древности способность быстро интерпретировать сигналы давало преимущество.
Также люди склонны стремиться к социальной включённости и одобрению. Когда мы видим, что определённые образы популярны или повторяются в культуре, нам свойственно считать их истинными и правильными, а также безопасными.
Может, вы замечали, но мы предпочитаем то, что уже видели. Этот феномен называется «mere exposure effect» – эффект знакомства с объектом, при котором симпатия к нему возникает только на основании имеющегося знакомства. Это даёт ответ на вопрос о возникновении общих образов и архетипов.
Источник фото: freepik
Современные формы коллективного бессознательного
Сегодняшние образы, будь то стили по типу clean girl или goblincore, дизайн интерьера в доме Ким Кардашьян, а также логотипы брендов – часто неосознанно отсылают к архетипическим мотивам. Примерами выступают минимализм в интерьере, как символ порядка и контроля, которого многим так не хватает, или же стиль rustic, который выступает символом возвращения к природе, истокам и «материнской» среде.
Социальные сети создают эффект «визуального эха»: алгоритмы показывают нам то, что уже популярно, и мы бессознательно начинаем воспроизводить это. В результате образ, появившийся как личное выражение, быстро становится коллективным в масштабе платформы.
Благодаря глобализации появляется кросс-культурное повторение образов. При нём, например, японские культурные символы, такие как аниме, манга, мода харадзюку, эмодзи становятся частью визуального языка американской или европейской молодёжи. Ещё один пример – существование слова «babooshka» с ударением на второй слог в американском английском, которое означает платок, повязанный на голову.
Источник фото: freepik
Одно из необычных проявлений коллективного бессознательного – анемоя. Этот феномен описывает ностальгию по прошлому, в котором мы никогда не жили. Именно он проявляется в популяризации у зумеров трендов на 90-е и нулевые, поэтому даже если вы уже родились в это время, то точно не могли познать все прелести моды, ведь были детьми или подростками без необходимых финансов. Сюда же относится synthwave или retrowave – жанр музыки, который основан на использовании синтезаторов, в попытке воспроизвести атмосферу фильмов и видеоигр 80-х. При прослушивании создаётся ощущение, что ты точно уже слышал эти мелодии, видел неоновые картинки ночей в Майами и солнечных видов океана, хотя такой эстетики и музыки никогда не существовало до середины нулевых годов.
Неужели индивидуальности не существует?
Многие визуальные и смысловые выборы кажутся нам личными, но на самом деле они продиктованы культурной средой. Но не стоит забывать, что мы выбираем «как все» не всегда потому, что копируем, а потому, что эти образы уже встроены в наше внутреннее мироустройство. Хотя полностью избавиться от коллективного бессознательного не получится, можно начать рефлексировать свои выборы в одежде, попытаться осознать их и задать себе вопросы: «Почему мне нравится этот стиль? Почему я считаю его красивым, правильным? Влияет ли на мой выбор его популярность?».
Однако индивидуальность не противоположна коллективному. Индивидуальный и личный подход к стилю позволяет сотрудничать с коллективным бессознательным, использовать его как инструмент для создания чего-то уникального из комбинации знакомых нам символов.
Автор: Алиса Полоз
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.