Всё ещё путаете фантастику с фэнтези? Не понимаете, где проходит тонкая грань между хоррором и триллером? А драма и мелодрама — это одно и то же? В этом материале рассказываем про основные жанры игрового кино и том, как в них разбираться.
Жанры в любом виде искусства — набор стереотипов, которые помогают отличать одно произведение от другого. Когда в конце XIX века появился кинематограф, другие виды искусства уже имели жанровые системы. Молодому кинематографу, выросшему из театра, предстояло создать свою.
Жанры кинематографа начали развиваться в эпоху немого кино. Совершенствовалась техника, которая позволяла снимать картины длиннее, чем полутораминутные зарисовки братьев Люмьер. А с увеличением хронометража и усложнением сюжета авторы фильмов 1920-х годов начали искать особые для каждой работы художественные приёмы. Они-то и легли в основу известных до сих пор жанров.
С 1928 года каждая студия в Голливуде стала специализироваться на одном жанре. Paramount Pictures выпускала комедии, Metro-Goldwyn-Mayer — мюзиклы, а Universal Pictures прославилась на хоррорах о монстрах. Это систематизировало создание фильмов и помогало продвигать картины на рынке.
И лишь тогда, на заре кинематографа, можно было говорить о чистых жанрах. С развитием самого кино и вкусов публики фильмы редко оставались в рамках одного жанра. Что уж говорить о современном кинематографе. Тем не менее в каждой новой картине существует какие-то основные приёмы и клише, которые и определяют её жанр. А какие жанры бывают и чем отличаются друг от друга, мы сейчас расскажем.
Комедия
Тогда: «Генерал» (1926), «Огни большого города» (1931), «Новые времена» (1936)
Сейчас: «Маска» (1994), «Всегда говори да» (2008), «Американский пирог» (1999—2020)
Сам жанр известен ещё со времён древнегреческого театра. И задача комедии была одна — вызвать у зрителя смех или улыбку. Герои комедии обычно попадают в забавные, нелепые или по-настоящему абсурдные жизненные ситуации.
Можно сказать, с комедии и начался игровой кинематограф — вспомним «Политого поливальщика» братьев Люмьер (1895) или Чарли Чаплина, который прославился именно благодаря комедиям. Важной частью немого кинематографа были жесты и мимика актёров, с помощью которых и изображалась комичность события. С приходом звука это тоже осталось, но появился простор для создания смешных диалогов и запоминающихся фраз.
Мелодрама
Тогда: «Парижанка» (1923), «Унесённые ветром» (1939), «Мужчина и женщина» (1966)
Сейчас: «Титаник» (1997), «Поговори с ней» (2002), «Призрачная нить» (2017)
Тоже один из первых жанров кинематографа. Здесь акцент сделан на эмоциях и чувствах персонажей. Сами персонажи или их окружение могут быть изображены стереотипно и схематично. Для персонажей часто используются готовые образы: идеальный главный герой, противостоящее ему зло, возлюбленный/возлюбленная в беде. Но на экране мы обязательно подробно увидим всю волну переживаний, которые захлёстывают персонажей.
Чаще всего мелодрамы — это фильмы о любви, где душевные терзания очевиднее всего. Однако переживать за героев мелодрам особо не стоит: одна из особенностей жанра — хеппи-энд.
Приключенческий фильм
«Индиана Джонс» (1981—2022), «Пираты Карибского моря» (2003—2017), «Мумия» (1999—2008), «Лара Крофт» (2001—2003), «Невероятная жизнь Уолтера Митти» (2013), «Круиз по джунглям» (2021)
Такие картины пропитаны духом приключений и авантюризма (отсюда и второе название жанра — авантюрный фильм). Герои — искатели приключений, покоряющие джунгли, моря или даже другие планеты. События приключенческих фильмов развиваются очень стремительно, а ещё они очень любят неожиданные повороты. Персонажи чётко разделяются на хороших и плохих, и хорошие, в отличие от героев боевиков, редко используют физическую силу, чтобы побороть зло. Чаще в ход идут смекалка, ум, а иногда и немного сарказма.
Вестерн
Тогда: «Сокровища Сьерра-Мадре» (1948), «Хороший, плохой, злой» (1966), «Золото Маккены» (1969)
Сейчас: «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Поезд на Юму» (2007), «Джанго освобождённый» (2012)
В вестерне присутствуют элементы авантюрного фильма и боевика, но он имеет свою особенность, которая выделяет его на фоне этих и других жанров. Вестерн — это всегда фильм, связанный с освоением Америки в XIX веке. Дикий Запад, перестрелки из револьверов на фоне пустынь и гор, ковбои и индейцы — отличительные черты жанра, в какой бы стране картина ни снималась. Сюжет вестернов крутится чаще всего вокруг героя-одиночки, борющегося с преступниками.
Вестерн был одним из популярнейших жанров молодого Голливуда. Настолько популярным, что снимали вестерны не только в США. Известны, например, спагетти-вестерны, снятые в Италии.
Боевик
«Терминатор» (1984—2019), «Смертельное оружие» (1987—1998), «Крепкий орешек» (1988—2013), «Леон» (1994), «Миссия невыполнима» (1996—2023), «Джон Уик» (2014—2022)
Если в приключенческих фильмах герои стараются решать проблемы мирным путём, то в боевике этого не выйдет. Герои таких картин всё решают кулаками или оружием. В боевиках много экшн-сцен — драк, погонь и перестрелок. Сейчас этот жанр — один из самых дорогих на рынке. Большие суммы уходят на то, чтобы все экшн-сцены и трюки выглядели убедительно, ведь эти две вещи — неотъемлемые признаки боевика. Однако даже несмотря на трэш и насилие в боевике, такие фильмы почти всегда заканчиваются позитивно: «хорошие» (чаще всего мужчины) побеждают «плохих».
Хоррор
Тогда: «Кабинет доктора Калигари» (1920), «Франкенштейн» (1931), «Психо» (1960)
Сейчас: «Хэллоуин» (1978), «Сияние» (1980), «Прочь» (2017)
В фильмах ужасов, или хоррорах, всегда будут напряжённая музыка, неожиданные появления всяких монстров или маньяков из-за угла, расчленёнка и другие неприятные детали. Такие картины играют на самых примитивных чувствах людей — страхе и отвращении, и авторы всеми силами стараются вызвать их у зрителей. Поэтому хорроры не рекомендованы к просмотру детям. Однако в фильмах ужасов не всё так безнадёжно: часто добро побеждает зло, хоть и с потерями. Кстати, о зле. В хорроре им могут быть фантастические монстры, потусторонние силы или же люди с извращённой психикой.
Триллер
Тогда: «Газовый свет» (1944), «Окно во двор» (1954), «Отвращение» (1965)
Сейчас: «Бегущий по лезвию» (1982), «Остров проклятых» (2009), «Сплит» (2017)
Этот жанр отличается от хоррора тем, что его задача вызвать скорее не страх, а тревожность и неопределённость. В общем, саспенс. Он приковывает внимание зрителей не к каким-то внешним действиям, а к внутренним переживаниям персонажей. Поэтому главное в нём — психологизм персонажей. Сам триллер при этом может быть страшным или даже мистическим. Через персонажей эмоции переходят и на зрителей. А чтобы ещё больше накалить атмосферу, в картинах используют запутанные сюжетные ходы, нагнетающую музыку и даже обрывы истории на самом интересном месте (клиффхэнгеры). Элементы триллера могут присутствовать в картинах других жанров — в том же хорроре, детективе или приключенческом фильме.
Детектив
Тогда: «12 разгневанных мужчин» (1957), «Свидетель обвинения» (1957), «Фотоувеличение» (1966),
Сейчас: «Молчание ягнят» (1990), «Воспоминания об убийстве» (2003), «Достать ножи» (2019)
Картины-детективы — это всегда про расследование преступлений. Обычно зрителям показывают само преступление, а фильм — процесс распутывания героем (или героями) этого дела. Докапываться до правды могут как профессиональные детективы и полицейские, так и обычные люди. Главный интерес вызывает само расследование: как сыщик расшифровывает улики, как применяет свои умственные способности, какие детали добывает у подозреваемых. Хорошие детективы, полные разных незначительных подсказок, позволяют зрителю во время просмотра провести собственное расследование и попытаться самому предположить, кто же преступник. Здесь также важен саспенс.
Драма
«Общество мёртвых поэтов» (1989), «Побег из Шоушенка» (1994), «Форрест Гамп» (1994), «1+1» (2011), «Земля кочевников» (2020), «Отец» (2020)
В древнегреческом театре к драме относили всё, что не являлось трагедией или комедией. Почти так же дела обстоят в кинематографе. Драма — самый частый его жанр. Здесь изображаются обычные, бытовые обстоятельства, в которых герои показаны во взаимоотношениях с другими людьми и внешним миром. Они пытаются найти решения своих проблем и преодолеть трудности на этом пути, будь это побег из тюрьмы или семейная ссора. Мистика, какие-то сверхъестественные силы в таких картинах, как правило, отсутствуют. Драма часто дополняется другими жанрами, которые позволяют конкретизировать её тематику или место действия.
Фантастика
Тогда: «Путешествие на Луну» (1902), «Метрополис» (1927), «2001: Космическая одиссея» (1968)
Сейчас: «Звёздные войны» (1977—2019), «Начало» (2010), «Довод» (2020)
В фантастических фильмах часто создаются миры, которые демонстрируют развитие технологий и наук. Обычно это картины о недалёком будущем или альтернативные варианты настоящего. У фантастических фильмов есть три направления: космические путешествия, встречи с инопланетными существами и жизнь людей в альтернативных мирах. Но не всегда фантастика — это только о великих открытиях и эпичных приключениях на краю Вселенной. К этому жанру также относятся фильмы-антиутопии.
Для фантастических фильмов очень важны спецэффекты и декорации: без них создать образ возможного будущего будет сложно.
Фэнтези
«Зелёная миля» (1999), «Властелин колец» (2001—2003), «Гарри Поттер» (2001—2011), «Иллюзионист» (2005), «Алиса в стране чудес» (2010—2016), «Малефисента» (2014—2019)
Главное отличие фэнтези от фантастики — магия. Если в фантастических фильмах миры создаются с развитием технологий, то в фэнтези решающую роль играет именно волшебство. Часто эстетика фэнтези напоминала Средневековье, но сейчас это перестало быть обязательным. Обычные люди могут сосуществовать с разными магическими существами и монстрами, перемещаться между мирами и отправляться на опасные квесты в поиски волшебных артефактов. В фэнтези (как и в фантастике) любят использовать «избранного» главного героя, о котором непременно найдётся какое-нибудь пророчество. Однако наличие волшебного мира не является обязательным: к фэнтези могут также относиться картины, где в обычный мир проникает магический элемент.
Мюзикл
Тогда: «Поющие под дождём» (1952), «Вестсайдская история» (1961), «Звуки музыки» (1965)
Сейчас: «Призрак оперы» (2004), «Отверженные» (2012), «Ла-Ла Ленд» (2016)
Мюзикл пришёл на театральную сцену как синтетический жанр, совмещающий в себе танцы, пение и диалоги. В кино он тоже синтезируется, только уже с другими жанрами: по сути, мюзиклом может быть что угодно. Главное условие — музыкальное сопровождение, и его должно быть много. Оно может быть просто «для красоты», чтобы служить переходами между обычными действиями. А может быть полноценной частью повествования, где через песни и танцы нам рассказывается история и раскрываются персонажи. Часто киномюзиклы — это масштабные проекты, которые оказались слишком дорогими для постановки на сцене.
Источник фото: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!