Комедия — про смех. Она веселит и расслабляет нас. Но на самом деле цели комедии могут быть самыми разными. А ещё она отчасти присутствует во всех фильмах: и в супергеройских «Мстителях», и в криминальной драме «Брат». Но в чём же её суть и почему она не утратила актуальность за 126 лет существования? Сейчас расскажем.
Что же это такое?
По мнению киноведа А. Гусева, «комедия всегда основана на несовпадении: чего-нибудь с чем-нибудь. Ожидания — с действительностью; ожиданий одного — с ожиданиями другого; представления о человеке — с самим человеком».
Но комедию не стоит воспринимать как развлечение. Не все комедии такие. Некоторые, например, обнажают недостатки в обществе, показывают изнанку реальности.
Как мы докатились до жизни такой?
Кинокомедия появилась вместе с первым киносеансом братьев Люмьер в 1895 году. Их фильм был о садовнике, которого разыграл мальчик. Позже, в 1920-е и 30-е, наступила «золотая эпоха» для комедии, где Чарли Чаплин с «Огнями большого города» и «Малышом» стали символом этого времени. Но потом появился звук — и правила игры изменились. Людям хотелось не только видеть, но и слышать: остроумные диалоги, песни и внутренние монологи. Вместе со звуком в индустрию кино пришли и Фрэнк Капра («Это случилось однажды ночью»), и Билли Уайлдер («В джазе только девушки»).
Сейчас комедии немного другие: набирает популярность стиль Тайки Вайтити и такие его фильмы, как «Кролик Джо-Джо» и «Реальные упыри». Это — комедии, но не в чистом виде. И в этом заключается особенность жанра комедии XXI века: она часто с примесью драмы, триллера или чего-то ещё, причём в больших количествах. Тайка Вайтити рассказал в интервью Нелли Холмс о том, что для него «комедия — сильнейшее оружие против фанатизма и диктатуры». Поэтому он не боится говорить о фашизме и приравнивает себя к Чаплину, как новатору своего времени.
Лучшие из лучших
Выделять — сложно. Но хорошо, что за нас это уже сделали режиссёры, критики и зрители.
Ежемесячное британское издание о кино Sight&Sound в 2012 году составило список лучших фильмов по версии главных режиссёров современности. Среди них: «Правила игры» (1936), «Огни большого города» (1931), «Время развлечений» (1967) и «Мужья» (1970).
Также советуем вам посмотреть любимые комедии культовых режиссёров. У Квентина Тарантино — это «Воспитание крошки» (1938), у Мартина Скорсезе, автора «Волка с Уолл-Стрит» и «Острова проклятых», — «8 с половиной» (1963).
А что думают критики? Компания BBC провела опрос среди 253 кинокритиков в 2017 году, чтобы составить список лучших комедий. Вышла целая сотня, но мы остановимся на первой пятёрке: «Утиный суп» (1933), «День сурка» (1993), «Энни Холл» (1977), «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» (1963), «В джазе только девушки» (1959).
По версии «Кинопоиска» лучшие комедии — это «Иван Васильевич меняет профессию», «Операция “Ы„ и другие приключения Шурика», «Бриллиантовая рука» и остальные картины Гайдая.
Комедия меняется, в киноиндустрию приходят новые люди (тот же Тайка Вайтити), но всегда остаётся смех. Как способ разоблачения жизненных нелепостей и стереотипов.
Для понимая того, как менялись комедии, предлагаем посмотреть их в хронологическом порядке:
90-е: «Маска», «Большой Лебовски», «Четыре комнаты»
00-е: «Всегда говори “Да„», «Залечь на дно в Брюгге», «Евротур»
10-е: «Отель “Гранд Будапешт„», «Невероятная жизнь Уолтера Митти», «Кролик Джо-Джо»
Источник фото: kinopoisk.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!