Очевидно, что в 2022 году российская киноиндустрия столкнулась с кризисом: частично ушли кинокомпании, закрылись кинотеатры и свернулись проекты. Но, как показывает история, даже в тёмные времена появляются светлые имена. В годы революции, например, это были авангардисты.
Авангард
Под авангардом часто понимают разное значение. Так, для одних это направление в киноискусстве, для других — направление в искусстве в целом. Но изначально это слово вообще не имело ничего общего с культурой: авангардом называли часть войска, его передовой отряд. Позже слово стало метафорой французской революции, и только потом уже — революцией творческих натур.
Философ Анри Сен-Симон в своей статье «Художник, учёный и рабочий» писал:
«Это мы, художники, будем служить вам авангардом».
Киноавангард
Киноавангард возник во Франции в 1920-х годах. Началось всё с теории жанра в виде статей и книг, раскрывающих суть нового течения, но уже вскоре появились и сами фильмы, которые вживую продемонстрировали экспериментальные съёмки и новый подход к героям и образам: «Молчание» Луи Деллюка, «Прекрасная нивернезка» Жана Эпштейна, «Колесо» Абеля Ганса. Это стало серьёзным вызовом для коммерческого кино, в то время больше похожее на цирк и театр, и киноиндустрии в целом.
Читайте также
Сейчас влияние авангарда на кино трудно измерить: он вдохновил многих режиссёров, поменял подход к монтажу и породил такое направление современного искусства, как артхаус.
Советский киноавангард
Советский киноавангард появился позднее живописного авангарда из-за революции 1917 года и последующих экономических трудностей. Но, несмотря на это, советскому авангарду всё-таки удалось громко заявить о себе.
Первооткрывателем авангарда в СССР был Лев Кулешов, который придумал «эффект Кулешова», позже вошедший в учебную литературу о кино. Суть этого эффекта в том, что зритель, как оказывается, может по-разному воспринимать один и тот же кадр: всё зависит от контекста. Позже эти революционные труды Кулешова вдохновили Сергея Эйзенштейна. Этот режиссёр прославился благодаря картине «Броненосец Потёмкин», которая в наше время считается культовой. Она не имеет главных героев (и это — одна из особенностей советского авангарда), зато в ней есть монтаж, способный до сих пор удерживать зрителя в напряжении.
Ещё одни важные лица советского киноавангарда — это киевлянин Григорий Козинцев и одессит Леонид Трауберг, которые в 1921 году основали на территории нынешнего Санкт-Петербурга киномастерскую ФЭКС («Фабрику эксцентрического актёра»). В этой мастерской чаще всего работали с прошлым, но таким образом, чтобы оно помогало по-новому посмотреть на настоящее («Шинель»). И именно в ФЭКСе придумал помещать камеру в движущуюся тележку.
Этими именами советский авангард не ограничился. Стоит, например, упомянуть документалиста Дзигу Вертова. Он обогатил киноискусство методикой «скрытая камера», а также подарил миру фильм «Человек с киноаппаратом», удививший зрителей разными новыми приёмами: от совмещения двух изображений в одном кадре до slow-motion. А также важно вспомнить Владимира Кобрина, которого на Западе называют основателем русского авангарда в научном кино. Он активно использовал замедленную съёмку, анимацию и широкоугольный объектив.
Применение нового подхода в разных жанрах, не только в игровом, — ещё одна особенность советского киноавангарда.
Фильмы, которые обязательно стоит посмотреть, чтобы больше проникнуться советским киноавангардом: «Броненосец «Потёмкин» (1925), «Мать» (1926), «Бабы рязанские» (1927), «Белый орёл» (1928), «Дом на Трубной» (1928), «Обломок империи» (1929), «Человек с киноаппаратом» (1929), «Земля» (1930), «Города и годы» (1930).
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!