«...белый снег, белая музыка революций...». Кто из мечтателей не вторил этим строчкам в своё время? Но они, как, впрочем, и название коллектива, не обусловлены гражданской / общественной / политической позицией (нужное подчеркнуть). С самых истоков, творчество группы движется совсем в другом, не менее важном направлении. Вместо лозунгов — обволакивающая нежность, вместо булгаковского протеста — единение с мирозданием. Лирика Зои Ященко привлекает идиллически настроенных слушателей, не спешащих по жизни и в то же время жаждущих новых впечатлений. Именно такая публика и собралась 10 октября в клубе «Ящик».
На первый взгляд, разгульные дворики за Лиговским, 50 не особо располагают к посиделкам в тихом семейном кругу. И всё же в этом случае можно сделать исключение. Лишь зайдя в уютное помещение, чувствуешь себя, как дома. Или, по крайней мере, в гостях у близких родственников, которые вот-вот позовут за стол и согреют задушевной беседой. В этом смысле, нынешний состав группы смотрится более чем органично. «Белая Гвардия» — это поистине дружеский коллектив, состоящий из двух любящих родителей и талантливой дочери.
Преемственность чувствуется во всём, в том числе — в общих воспоминаниях. Благодаря многослойной лирике, Зое Ященко удаётся одновременно передать как индивидуальный авторский опыт, так и точки соприкосновения радостных моментов, проведённых вместе с самими важными людьми. Возможно, по этой причине главным высказыванием вечера стала цитата Ивана Бунина. На правах заботливой матери, Зоя с трепетом раскрыла тайну рождения концертного замысла:
«Бунин говорил: «Путешествия, любовь и любимая работа делают человека счастливым». Если проанализировать все наши тексты, то других тем просто не найти. Поэтому я решила разделить концерт на эти три блока — ведь в каждом из них столько вдохновения и энергии! Начнём с путешествий: споём о местах, что сделали нас счастливыми».
Композиции о дальних странствиях и гастролях сопровождались трогательными историями из «багажа» группы, каждую из которых бессознательно пропускаешь через себя. Хватает всего нескольких минут, чтобы унестись вглубь улочек старого Парижа под бойкий шум маркаса, поприветствовать искушённую немецкую публику, потягивающую баварское пиво и глядящую куда-то вдаль, попасть в эпицентр индийских страстей, ощутить бриз Гранд-канала, неспешно покачиваясь в лоне гондолы. Все это ради того, чтобы, наконец, вернуться в Северную Венецию — суровую, привычную, настоящую. Для коллектива — пережитая реальность, для нас — фантасмагория. А ещё — повод почувствовать себя обновлённым, наполниться совершенно новыми эмоциями.
Воспоминания о студенческом путешествии Зои в окутанный тайной Питер открывают тему любви. Но не только романтической, а всеобъемлющей, непобедимой, немного неземной. Это глубокое чувство, которое испытываешь к целому миру одновременно. Наверное, оно рождается на каком-то запредельном уровне осознанности. А может, просто приходит с возрастом? В любом случае, для меня эта мысль стала одним из приятных открытий. Неожиданно, что именно в этой части многие люди моего возраста начали активно подпевать, вторя гитарному звону песен «Кукла в кармане», «Деревья», «Подросток».
После непродолжительного антракта, музыканты отыграли последний блок, посвящённый делу жизни — самой музыке. Вопреки стереотипам, совместная работа укрепляет отношения между родными людьми, если в её основе лежит творческое начало. Именно с его помощью каждый музыкант раскрылся с новой стороны: глава семьи Дмитрий Баулин увлек в свой мир акустических этюдов о внутренней силе, саморефлексии и войне. Дочь Соня на время покинула своё место у пианино, чтобы с удивительной точностью исполнить вполне взрослую песню «Малыш».
Сильное впечатление произвело появление на сцене друга семьи Константина Арбенина. Те, кто застал времена творчества группы «Зимовье зверей» знают, что речь идёт об артисте с большой буквы. Эдакий человек- оркестр, который успевает совмещать написание песен, работу над спектаклями в нашумевшем Упасла-цирке и участие во множестве других проектов. Как и положено настоящему свободному художнику, Константин легко балансирует между колоритным исполнением собственных произведений и участливым присутствием в зрительном зале. В этом, пожалуй, вся суть истинного искусства: даже слушатели «на стиле», далекие от понимания слова «квартирник» в такой обстановке становятся не просто зрителями, а братьями по разуму.
Когда возвращаешься с концерта «Белой гвардии» понимаешь, что какое-то время хочется остаться в стороне от громких слов. Жизнь Зои и её семьи — это, прежде всего, поэзия, поиск гармонии. После встречи с этими людьми охватывает благодарная, очищающая легкость, которая отдаётся каждой клеточке. Она заставит миллиардный раз переслушать легендарную песню «Питер» (прозвучавшую самой последней — чтобы закрепить эффект). Несмотря на небольшой приступ ностальгии, возникает и чувство благодарности. За искренность, которая, оказывается, все ещё вокруг и внутри нас. За 21 волшебный альбом. За трудолюбие и открытость каждого участника концерта. Фоторепортаж Светланы Карловой поможет Вам увидеть, что в наше время возможно насладиться текстами без постиронии, но с великими смыслами.
View this gallery on Flickr
https://sub-cult.ru/foto/10793-belaya-gvardiya-tri-pravila-schastya-i-nemnogo-peterburgskikh-krysh#sigProIdbb950fb1c5
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!