Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru
Три лекции о тоске и смерти: как прошла «Библионочь» в «Маяковке»

Филиал библиотеки им. В. В. Маяковского в «Севкабель порту» открылся совсем недавно, но все приглашения на лекции, приуроченные к ежегодной акции «Библионочь», были разобраны за пару дней до начала. Вечером 28 мая гости «Маяковки» слушали три часовых лекции от спикеров «Правого полушария Интроверта» и «Зело». Мы побывали на всех, а теперь готовы рассказать и показать, как это было.

«Русские не смеются»

«Библионочь» от «Маяковки» в «Севкабель порту» началась с лекции о депрессивности русской культуры. Слушатели вместе с Дарьей Зуевой, исследовательницей темы смерти в искусстве и культуре, разбирались в основных стереотипах о русской тоске.

21
Дарья Зуева

«Монолита русской культуры нет, культура проходит огромное количество этапов», — Дарья Зуева.

Основные клише такие:

1. «Виноват менталитет»: явление менталитета не устраивает современных исследователей, потому что все культурные особенности можно свести к этому понятию. Однако есть такой концепт, как национальное коммуникативное поведение. Для русских характерны такие черты: мы не улыбаемся незнакомым, пристально смотрим в глаза и проявляем тактильность.

2. «Просто у нас очень холодно!»: многие северные культуры похожи, но это не говорит о русской культуре как об уникальной. Философ Освальд Шпенглер в книге «Закат Европы» говорил о том, что содержание культуры зависит от ландшафта, который, в свою очередь, влияет на мироощущение человека. Шпенглер выделил три основные культуры: античная, арабская, европейская. При этом он говорил о зарождающейся русско-сибирской культуре, которая содержит принципы арабской (устремление в мир чуда) и европейской (постоянное расширение) культур.

3. «Всё дело в православии»: религия воздействует на культуру, а в православной религии большое место занимает так называемый русский аскетизм.

4. «Русская тоска» как концепт: ещё Набоков говорил, что нет эквивалента слову «тоска». Что же её отличает? Русская тоска становится экзистенциальной категорией. Тоска — экзистенциал, сама суть жизни русского человека.

5. «Русская хтонь»: Дарья говорит о танатоцентричности (танатос — «смерть») русской культуры — у нас принято много говорить о смерти. Позднее в XX веке появился так называемый «красный танатос»: человек стремится к подвигу, он хочет умереть, чтобы приблизиться к «пантеону богов» — героев Советского союза.

22
Несмотря на субботний вечер и хорошую погоду, гостей было много

А что сейчас?

По карте культурных ценностей Рональда Инглхарта Россия близка к рациональным ценностям и ценностям выживания. Главная особенность — очень высокий уровень недоверия друг другу. Это обусловлено понятными историческими процессами: весь ХХ век и девяностые воспитывали недоверие.

23
Та самая карта культурных ценностей

Почему популярна культура панелек?

Она эстетизируется теми людьми, которые выросли в панельках, но больше там не живут, для них это уже не обыденная реальность. Ситуация похожа на фильмы Звягинцева: их воспринимают плохо, потому что то же самое есть вокруг. А если человек вырвался из этой культурной ситуации, он может начать её эстетизировать.

Почему в нашей культуре существует желание страдать, а не стремиться к лучшему?

Это часть аскетизма и влияние православия: в нашей религии человек должен ограждать себя от греха, в ней нет чистилища, а значит после смерти можно попасть либо только в рай, либо только в ад.

24
После каждого выступления гости могли более близко пообщаться со спикерами и задать вопросы

Древнерусская литература и её влияние на современных авторов

Темой следующего рассказа от лекторки «Правого полушария Интроверта» Екатерины Смоленской было влияние древнерусской литературы на современные тексты.

«Древнерусские тексты мало читают, но все имеют о них представление», — Екатерина Смоленская.

25
Екатерина Смоленская

Гостям рассказали о влиянии древнерусской литературы на следующие книги:

1. «Лавр», Евгений Водолазкин

Роман обыгрывает множество жанров: житие, хождение, поучение, проповедь, предание, бытовая повесть, летопись. В нём также много цитат из древнерусских текстов. Главный герой — врач Лавр, собирательный образ, отражающий миропонимание древнерусского человека. Он наш проводник в глубокую древность.

Водолазкина интересовала не форма, а наполнение. Он выводит игру с традицией на новый уровень: это лестница в небо, попытка выстроить диалог с богом в рамках этой формы.

2. «Москва — Петушки», Виктор Ерофеев

Произведение целиком строится на евангельских мотивах, на жанре хождения. В герое сходятся черты юродивых и страдальцев.

3. «День опричника», «Сахарный Кремль», Владимир Сорокин

С помощью древнерусского контекста Сорокин обращается к проблеме ментальности, сворачивает все времена и эпохи в «вечном вневременном настоящем», конструирует личный миф из фрагментов русской истории.

Сорокин обращается к опричнине и Смуте, оформляя всё в древнерусской стилистике. Этот период нужен автору, чтобы раскрыть тему насилия и показать, что возврат к прошлому с другим типом сознания приведёт к подавлению личного.

Антиутопия Сорокина — трагическое будущее, в котором преломляется прошлое.

26
Некоторые гости не отрывались от литературы ни на минуту

4. «Кысь», Татьяна Толстая

Для Татьяны Толстой и Сорокина древнерусские аллюзии — камуфляж для проблемных моментов. Толстая в «Кысь» обращается к традиции древней Руси, чтобы выстроить антиутопию и показать проблемы, касающиеся национальной идентичности. «Кысь» репрезентирует особый тип сознания: только чёрное и белое. Роман целиком построен на таких «бинарных оппозициях».

5. «Имя рек», Захар Прилепин

Захар Прилепин любит древнерусскую литературу и эстетически, и идейно. Его произведения отражают эту позицию. Он прочитывает древние тексты по-своему, очень субъективно, ищет то, что ему созвучно. В книге «Имя рек» Прилепин пытается раскрыть значимость древнерусской литературы и рассказать о её положительных сторонах, подразумевая, что современные авторы должны вернуться к старым канонам, но игнорирует, что сейчас у человека другой тип авторского сознания.

27
В перерывах между лекциями гости рассматривали книги в читальном зале

Когда исчезла древнерусская литература?

Считается что древнерусская литература умерла в период Смуты, потому что тогда перестали работать привычные установки.

Можно ли говорить, что жанры древнерусской литературы не исчезли, а трансформировались?

Это правда, но трансформация увела их так далеко, что сейчас мы их не узнаём.

Как изображали нечистую силу в русском средневековье?

Последняя лекция от Николая Буцких, создателя проекта «Зело», была посвящена тому, как в древнерусских текстах изображали демонов и ад, и как это изображение эволюционировало со временем.

«Жизнь человека постоянно была окружена демоническими персонажами, в реальности которых никто не сомневался», — Николай Буцких.

В ранних текстах Библии нет демонов. Но со временем они начинают появляться в разных текстах, включая Грехопадение. Змея, искусившая первых людей, была связана с нечистой силой: с XVI века её стали изображать с головой женщины, внешне напоминающей Еву (в Средневековье считалось, что грех пришёл через неё).

28
Николай Буцких

Расписка дьяволу

Николай рассказал один из мифов о том, как Адам и Ева пытались приспособиться к жизни на Земле: Адам пахал землю, однажды к нему пришёл Дьявол и заставил подписать расписку, чтобы Адам мог продолжить заниматься земледелием. С такой точки зрения, человечество до пришествия Христа жило в аду, а Адам является первым Фаустом нашей истории. Христа же изображали с долговой распиской в руках — символ разрыва с Сатаной.

В отличие от Западного изображения мифа о Фаусте, все русские фаустовские истории хорошо кончаются: герои освобождаются от последствий греха.

Изображение демонов в древнерусской живописи

Средневековый художник почти никогда не позволяет ошибиться в трактовке сюжета. Если в тексте описывается благообразной человек, но мы знаем, что это демон, то художник даст на это намёк.

И ангелы, и демоны могут ездить на животных, но если служители рая седлают коней, то демонов чаще всего изображают на менее положительных животных. Например, на свиньях. Подобные изображения встречаются и в лубочных картинках, которые появились позже.

29
Во время всех лекций рядом со спикерами были тематические книги, которые можно взять в библиотеке им. В. В. Маяковского

Образ смерти

Смерть сначала представала как ангел, но затем она превращается в демона чёрного, коричневого или синеватого цвета. У неё обязательно должен быть набор инструментов: коса, топор, крюк. Они нужны для того, чтобы оторвать душу от тела. После этого душа получает горький напиток и окончательно покидает плоть.

30
В более поздних текстах по мере развития оружия у смерти появляются новые инструменты

Со временем концепция пугающего демона превращается во что-то забавное. Более поздняя традиция была призвана не напугать, а показать, что все нечистые силы не так страшны, как могло казаться.

Ад

Ад — один из самых интересных демонических персонажей, который мог по-разному изображаться. Один из древних образов — полуобнажённый человек с неухоженной причёской, которая отсылает к внутренней сущности нехорошего персонажа.

Со временем Ад начинает приобретать звероподобные черты. У него может быть дополнительная пара глаз, звериные уши, когти.

31
На коленях у Ада восседает Сатана, а у Сатаны — Иуда. Это отсылает к божественным образам

Почему демоны ассоциируются с образами с рогами и копытами?

Это фольклорный образ. Формирование связано с тем, что негативного персонажа хочется изобразить максимально неприглядно.

Встречаются ли изображения демонов в виде женщины или иностранца?

Встречаются в образе иностранцев. В образах женщины — редко, потому что демоны — бесполая сущность.

Известны ли изображения, на которых бесята были дорисованы?

Дорисовывали вообще часто, но нет достоверных фактов того, чтобы демоны были дорисованы специально. Скорее демонов просто стирали, убирали из контекста истории.

Все фотографии с лекций:

Фотограф: Александра Шишкина

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика