Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru
Я всегда знал, что мы встретимся

В «Третьем месте», одном из самых известных петербургских культурных пространств, представили проект Алексея Масляева, московского куратора, «Я всегда знал, что мы встретимся». Исходя из названия, основная тема выставки — встреча. Встреча человека с иной самостью, искусством, местом, природой, а также самим собой. Тематика проекта прослеживается в каждом произведении участника экспозиционного проекта: авторы не ограничены в своей работе, их искусство так или иначе стыкуется между собой. Поэтому здесь, в «Третьем месте», встреча подразумевает отношения, которые могут иметь различный характер и состояния: близости и расставания, говорливости и немоты, подражательности и различения, присутствия и отсутствия, неподвижности и действия.

73

По словам основателя культурного пространства «Третье место» Ольги Звагольской, представление о суждении понятия «встреча», заложенном в концепцию новой выставки куратора Алексея Масляева, является действительно интересным и крайне важным: «Поскольку “Третье место” — это уравнивающее виртуальное пространство. Место, где не имеет значение социальный статус. Место, объединяющее самых разных людей».

80

Алексей Масляев — куратор, преподаватель. Заведующий сектором по научно-методической работе образовательного отдела Московского музея современного искусства (ММОМА), куратор Фонда поддержки современного искусства Cosmoscow. Номинант Государственной премии в области современного искусства «Инновация» в номинациях «Кураторский проект» и «Региональный проект»; дважды номинант премии Сергея Курёхина в области современного искусства в номинации «Лучший кураторский проект».

«Я хочу сказать спасибо Ольге и команде “Третьего места” за возможность представить здесь вашему вниманию проект. Это настоящий вызов, потому что пространство, в котором мы с вами находимся, обладает своей удивительной и, кажется, вполне самоценной аурой. Буквально особняк может сам выступать произведением искусства, тем интересней и сложнее было подумать, как в этом пространстве может быть представлено искусство, современное искусство».

69

Отметим, что проект «Я всегда знал, что мы встретимся» готовился около двух месяцев — очень сжатые сроки. Сама возможность реализовать проект связана с тем, что эта идея уже давно занимала Алексея Масляева и не требовала разработки с нуля. Какие-то мысли уже были оформлены, предполагаемый состав участников также имелся:

Вы сами из Москвы, почему Питер, «Третье место»?

— Вы знаете, я был в «Третьем месте», когда оно только-только открылось. Особняк производит впечатление без всякого сомнения, и, конечно, было интересно здесь что-либо сделать. Когда такая возможность появилась, было странно ей не воспользоваться.

Всё же скажите, работа каждого художника отражает какую-то определённую встречу или же нет?

— Я бы сказал, что наша поднятая тема скорее предполагает встречу с искусством. Мысль и работы разворачивают эту буквальную встречу в сторону следующей мысли: даже когда мы встречаемся с искусством, за произведением в действительности стоит человек, который вовлекает, интересует, захватывает. И это художник. Соответственно, посредством произведения искусства возникает и устанавливается то общение, диалог, коммуникация. Поэтому, конечно, выставка не связана с некоторой задачей по выстраиванию самых разнообразных встреч. Скорее каждое произведение по-разному формирует эту ситуацию, внимание к собеседнику. Сами работы по интонации, настроению, сюжету создают диапазон встречи.

65

Алексей Масляев: «В ходе просмотра произведений мы ожидаем встречу с искусством. Ожидаем встречу с его авторами. Быть может, в какую-то работу мы влюбимся, быть может, мы полюбим кого-то из художников так, что пронесём это чувство через всю нашу жизнь…»

Если действительно долго разглядывать и изучать работы Дмитрия Курляндского, Алексея Корси, Евгения Гранильщикова, NONSNS и других участников проекта «Я всегда знал, что мы встретимся», то можно сказать, что местами они не вписываются в традиционные представления об искусстве. Будь оно изобразительное или же музыкальное.

Авторы работ, расположенных сегодня в атмосферном пространстве особняка XIX века, отражают свои переживания и опыт восприятия, производят и осмысляют формы жизни, модели социальных и культурных практик, типы взаимодействия между людьми.

56

При входе в выставочное пространство каждый может взять флакончик, выпить содержимое и погрузиться в ожидание. Ожидание чего? Вопрос открытый. Но вероятней всего — дальнейшего взаимодействия с искусством.

Это работа Aura Placebo Алексея Корси, которая была создана ещё в 2016 году, но сейчас мы видим её обновлённую версию: поменялось оформление самой «аптеки». В начале экспозиции также будет присутствовать вторая часть инсталляции — «Предчувствие любви». По словам куратора, произведение наполняет зрителя соответствующими чувствами. Во время открытия музыкальная композиция не звучала, поскольку запись не удалось представить к вернисажу из-за сжатых сроков.

Алексей Корси: «В произведении всегда содержится больше, чем один какой-то комментарий, текст или же идея. Именно поэтому искусство ценно. Если бы мы хотели сказать что-то одно, то, возможно, было бы проще это написать, как в литературе. Визуальное искусство распаковывается миллиардом смыслов в зависимости от того, кто на это произведение смотрит…»

Поднимаясь далее по лестнице, мы видим работу Алины Кугуш «Блуждание Моли» — моль, которая блуждает по замкам и дворцам в поисках себя, своей биографии, дальнейшего пути…

61

Первый зал второго этажа нас встречает произведением Евгения Гранильщикова «Бегство». Это фильм, который был снят после Второй мировой войны и обнаружен с утратой видеоряда. Зритель может послушать звуковую дорожку и, подключая собственное воображение, достроить кинокартину до некоторой цельности, самостоятельно создать визуальную историю.

70

Алексей Корси: «Современное искусство — это не изобрательная вещь. Это вещь в себе. Важно смотреть, как произведение сделано, какого оно цвета, текстуры, как оно организовано…»

Ещё один интересный объект экспозиции — скульптура Алексея Корси «Хороший мальчик» 2016 года. Её уникальность заключается в том, что кроваток, подобных представленной работе, не существует. По словам Алексея Корси, размер скульптуры не соответствует ГОСТовским параметрам:

66

— По сути мы смотрим с вами на скульптуру, которая лишь похожа на кроватку.

— Это именно скульптура?

— Безусловно, есть некоторая разница между объектом и скульптурой. Объект как вещь организованная, возможно, из каких-то разных готовых частей. И скульптура как пластически-организованная вещь, сделанная полностью художником. В этом смысле работа «Хороший мальчик», можно сказать, находится между объектом и скульптурой, потому что все вещи здесь нельзя найти и купить в магазине. Даже подушечка меньше стандартных размеров.

— Почему такая интересная концепция?

— Мне было это важно. Дистанция. Иметь ощущение некой правильности кроватки, её уменьшение. Большая, казалось, была громоздкой.

— Правильности для кого?

— Для зрителя. Для восприятия.

— А что правильно для зрителя?

— Не знаю. Наверное, будет даже верно сказать, правильности для искусства. Для произведения правильно его художественная выразительность, мощность, тонкость, впечатление. Для меня в первую очередь существует удивление зрителя, поиск новых ощущений. Последнее обычно лежит в области искусства. То есть произведение как некое уникальное соединение каких-то очень чувственных, тактильных, визуальных переживаний. Это то, зачем мы вообще смотрим на современное искусство.

79

Обратим ваше внимание, что выставка «Я всегда знал, что мы встретимся» в какой-то степени является интерактивной. Помимо бутыльков Aura Placebo, посетитель может взять со стенда работы Института овладения временем некий специально подготовленный плакат и начать вести собственный дневник брани и любви на основе практик, которые создали и предприняли авторы год тому назад.

74

Мы не можем не сказать и о подготовленной работе Дмитрия Курляндского, представленной в совершенно пустом зале. Несколько музыкальных инструментов и некая инструкция. Аудитории предлагают выбрать любое из девяти действий. Допустим, возьмём чтение. Инструкция к этому следующая: читайте про себя книгу и раз в тридцать секунд произносите одно слово, которое возникает у вас в ходе чтения. Раз в пять минут прочитывайте предложение целиком. Если вы поёте, то раз в тридцать секунд пропевайте ноту, а раз в пять минут пропевайте некоторую законченную фразу.

Один из основных заложенных смыслов представленной работы Дмитрия Курляндского заключается в том, что люди не должны пользоваться таймерами, телефонами. Нужно чувствовать своё ощущение. Чем дольше длится произведение, тем сложение людям синхронизироваться.

72

Конечно, помимо упомянутых нами экспозиционных произведений выставки «Я всегда знал, что мы встретимся», имеется ещё и искусство других авторов-участников проекта: работа Антона Бунденко с цифровой и дигитальной средой, с объектами нечеловеческой природы; отражение пережитого опыта, ситуации конкуренции от Олега Баранова; «Праздник для одного» Антона Морокова, который вовсе не покажется вам наполненным смехом и радостью; предоставленная для каждого возможность от NONSNS стать коллекционером, приобретая своё произведение в виде хромакея, и другие.

76

Завершает выставку воссозданный выпускной Кати Рубцовой. Художница предлагает зрителю заново пережить эту хорошо знакомую каждому ситуацию и, соответственно, вновь выпуститься оттуда, откуда вы только можете пожелать: обременительные отношения, надоевшая работа и так далее.

62

Алексей Масляев: «Работами, представленными на выставке, хотелось показать, что искусство — это не материальный объект, не некоторая физическая, присутствующая с нами в одном пространстве данность. Искусство — это наши переживания, которые в том числе имеют отношение к нашей социальности, а именно к отношениям, к которым относится встреча».

Как мы убедились, все работы на выставке представляют собой ситуации и опыт, нарушающие привычные пространственные и временные параметры произведения и допускающие вовлечение зрителей в качестве полноправных участников художественного процесса. Участники проекта демонстрируют широкий диапазон выразительных средств от живописи до хэппенинга, однако все они согласуются с идеей, что произведение как материальный объект не является самоценным и наиболее волнующим нас обстоятельством встречи с искусством выступает скрытый за ним человек.

Отдельно выделим, что, помимо простого посещения экскурсий, экспозиция предусматривает по умолчанию медиации, которые будут проводить сотрудники «Третьего места». Более того, некоторые работы, которые имеют перформативный характер, по словам Алексея Масляева, ещё будут несколько раз исполняться в течении работы выставочного проекта, происходить и вовлекать всех желающих к событию. Посетить выставку «Я всегда знал, что мы встретимся» можно до 31 августа 2023 года.

Фотографии: Светлана Карлова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика