Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru
Форма + цвет

«ФОРМА + ЦВЕТ» объединение художников с большой историей. Его истоки уходят в начало XX века, к петроградскому авангарду. Здесь до сих пор проводят уроки, на которых желающие могут познакомиться с пластическими идеями искусства 1910-30-х годов. «Портал Субкультура» посетил занятие творческого союза и делится впечатлениями.

masterskaya-86

Место встречи назначено на Петроградской стороне. Десять минут от метро «Спортивная» — и вы на месте. По дороге виден дом, который занавешен зелёной сеткой. Реставрируется. Это такая старая и антуражная часть города, которая отражает Петербург прошлых времён.

Дверь в парадную оказалась открыта. Наверх тянется лестница с фигурными перилами. На пятом этаже в этом подъезде всего две двери. Типичный пример оформления коммуналки, которые были особо популярны в 1920-е.

В квартире тепло. От двери идёт коридор: проходишь прямо и попадаешь в место назначения. Вот она, та самая уникальная мастерская. На стенах висят какие-то струнные инструменты: то ли мандолины, то ли лютни. В проходе можно увидеть картины и коллажи, спрятанные в огромных сумках. На шкафах и этажерках тысячи вещей: бумага, кисточки, клей, вазы и чашки. Незнакомый человек вряд ли сможет найти что-нибудь здесь, но художники точно знают, где и что лежит. Это их место силы.

masterskaya-4

В квартире собрались семь человек вокруг мольберта. Его ножки и перекладины раскрашены в разные цвета. Наверное, он уже многое повидал. На полу рядом с верным другом живописца наблюдается несколько капель красок.

Мы пока просматриваем то, что сделано за лето, и подводим итоги эскизного материала, объясняет Настя. Смотрим работы каждого и комментируем их. Потом мы ещё обычно рисуем по конкретным задачам.

Анастасия курирует учебную деятельность объединения. Собираются художники каждую субботу. О школе мало кто знает, поэтому Настя была не против приоткрыть занавес столь исторического и таинственного комьюнити, зародившегося ещё в XX веке.

Началось всё в 1923 году с Гинхука Государственного института художественной культуры. Его директором был тот самый, известный многим в русском и зарубежном мире, Казимир Малевич. Традицию его школы продолжил другой авангардист Владимир Стерлигов. Он совместил теории Малевича и Матюшина. Цвет поменял пластику форм: сделал их более плавающими и радостными. Структура пространства стала другой

После войны Стерлигов проводил занятия у себя в мастерской и передавал знания по авангардному искусству молодым художникам, чтобы они смогли развивать это направление. Некоторые его ученики только иногда вели занятия, но это не касалось Геннадия Герасимовича Зубкова. Он проводил уроки постоянно и позже стал руководителем объединения «ФОРМА + ЦВЕТ». После ухода из жизни Зубков оставил коллектив на своих последователей.

Сейчас во время встреч художники также трудятся над разрешением задач и проблем. А вместе с ними работают формы, цвета и идеи, заданные предшественниками великого направления.

Это белая форма и строительство. Структура как форма. Деление, поясняет Надя, одна из учениц, помещая на мольберт первую картину.

Я летом была в Карелии, рисовала то, что вокруг, говорит она.

Ёлки-палки… (смеётся прим. ред.)

Ёлки и палки, да, подмечает Надя.

masterskaya-35

В летних работах не всегда есть задачи. Что у авторов «осело», то они и воспроизводят теми способами, которыми могут. Но у Нади задача была: она говорит, что занималась созданием структур. Одну из своих картин она называет «Бурелом».

Ты набуреломила, оно живо и здорово смотрится, но надо ещё более свободно это делать. Отпустила бы своего дурака, и пусть он рисует этот бурелом, — комментирует Настя. Но всё равно здесь должен быть контраст. Выдели какую-то структуру.

Контраст — это не обязательно чёрное на белом (или наоборот). Как писал Малевич, в каких-то случаях все цвета воспринимаются как контрасты. Красный и зелёный, жёлтый и синий, чёрный и белый — все они теряются. Это сильный приём, поэтому использовать его нужно осторожно. Контраст помогает обозначить форму наиболее явно, поэтому перед этим она должна быть хорошо продумана.

Жёлтый с синим не работает, говорит другая участница объединения.

Может, оранжевенький тогда? высказывается её коллега.

Оранжевенький это самая простая история из дополнительных отношений. Мог бы быть и зеленый, но не жёлтый. Они же начинают спорить, кто из них главный.

Фраза художницы может вызывать удивление. Почему это жёлтый нельзя совмещать с синим? Классическое сочетание ведь. Однако у всего есть объяснение, которое прозвучит позже. Да и логика подсказывает, что жёлтый и синий могут быть очень разными: многообразие оттенков неисчислимо. Какие-то из них сочетаются, а какие-то не очень.

masterskaya-32

Очередная картина «Природа камня». Это работа другой талантливой девушки Кати. Вместе с ней ученица ставит на мольберт маленький карандашный эскиз.
Сначала она представляет свой труд. Говорит, что это деление, белая форма. Красный и зелёный дополнительные цвета. Катя очень активно жестикулирует. Руки с тонкими пальцами очерчивают формы на бумаге, когда она объясняет, как решала задачу.

Сначала обсуждают объём. Смотрят на структуру. Потом переходят к цвету: упоминают как раз красный и зелёный. На картине эти цвета одинаково громкие. Это не совсем правильно: раз они дополнительные, то должны дружить, быть гармоничными.

Мы проводим эти занятия, чтобы развиваться. А как именно каждый решает сам. Начинаем как раз с цветов, объясняет Настя. Самая первая задача встреча красного и зелёного. Разбираемся, какой зеленый к какому красному подходит. Изучаем, как один цвет живёт с другим. Некоторые говорят, что красный и зелёный страшное сочетание. Но в природе оно совершенно прекрасно.

masterskaya-46

В дискуссии появляется новое ключевое слово: протяжённость. Им называют длинные полоски внизу коллажа. «Где-то она звучит, а где-то её не слышно», замечает кто-то. Это не метафора: художники действительно слышат цвет и чувствуют форму.

Одним из первых, кто начал рисовать протяжённости, как раз стал Казимир Малевич. Как бы сейчас сказали, он был не столько живописцем, сколько концептуалистом. Другими словами, ему важно было ясно и чётко изобразить идею, в том числе через протяжённости. У другого авангардиста XX века Павла Кондратьева тоже есть ощущение пространства. Это видно в его цикле акварелей «Чукотка».

chukotka

Павел Филонов. Чукотская серия. «Ахна»

Впрочем, видеть протяжённости в окружающем мире может быть даже более полезно, чем анализировать их на картинах известных мастеров. Если получится пропустить это понимание протяжённости через себя, то и самому легче будет потом их изобразить. Это практика, но она связана с философией.
Философия цвета абсолютно чёткое понятие. Искусствоведы знают, что связано оно с именем Матюшина. Именно он вывел законы взаимодействия цвета и формы. К примеру, холодные цвета заостряют предметы, а тёплые напротив смягчают. Также Матюшин обратил внимание на важность сцепляющего цвета, то есть того, который находится между основным (действующим) цветом и средой. А отдельной частью его исследования стал анализ изменяемости цвета по времени.

Как раз эти принципы и воплощают в своих работах участники «ФОРМА + ЦВЕТ». Кстати, они не только выполняют обычные задания дома и в мастерской, но и участвуют в различных выставках. Одна из них должна пройти в 2024 году в Москве в Центре современного искусства. А 26 октября 2023 года в петербургском «Пассаже» открылось новое арт-пространство. В нём представлены проекты наследников русского авангарда.

passage

Живая встреча, наглядные рисунки и диалоги показали, что у объединения двойственная природа. С одной стороны, его участники продолжают воплощать в картинах идеи прошлого, то есть авангарда начала XX века. С другой постоянно привносят что-то новое в искусство. В том числе людей, готовых творить, развиваться и помогать друг другу.

Художники, в отличие от музыкантов и поэтов, молчат. Они только рисуют, но язык визуальных образов порой оказывается выразительнее всех других.
А интерпретировать изображённое можно по-разному. Бывает, что рисуешь, к примеру, яблоко, а получается совсем другой образ. Он находится внутри нас: что для нас важно, то мы и изображаем. Иногда мы не понимаем, что у нас внутри, а начинаем осознавать это только, когда рисуем.

masterskaya-81

Фотограф: Полина Аркадова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика