Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите заказать фоторепортаж? Пишите: main@sub-cult.ru

1-3 июля в Хельсинки в 19-й раз прошёл Tuska Open Air – крупнейший metal-фестиваль Финляндии.

Avantasia

Как стало известно ещё из анонсов организаторов, в этом году на Tuska Open Air ожидались весьма существенные изменения. Вторая фестивальная сцена переехала под тент и получила название «Helsinki Stage», концепция закрытой сцены («Inferno») тоже несколько поменялась, и теперь на ней играли и достаточно известные коллективы: Swallow The Sun (третью часть своей программы), Nervosa, Havok, Mantar.

Длительность фестиваля, как обычно, составляла три дня, однако в четверг 30 июня, в легендарной «Tavastia» (одном из старейших рок-клубов Европы) прошла официальная pre-party фестиваля Tuska Heatseeker, с участием Lost Society, Santa Cruz и Shiraz Lane. Также организаторам удалось согласовать продление программы двух первых дней до 12 часов ночи, так что хедлайнерам в эти дни по крайней мере не пришлось играть при дневном свете.

Появилась четвёртая мини-сцена «Solmusali», ставшая площадкой для проведения интервью и, во второй фестивальный день, эксклюзивного акустического сета группы Swallow The Sun. Правда, в связи с небольшими размерами помещения, находится там могли не более 100 зрителей одновременно.

Понятно, что особый ажиотаж вызвали именно Swallow The Sun, и в связи с этим для желающих услышать в акустике один из лучших дум-метал коллективов Финляндии журналом Inferno была организована онлайн лотерея, по результатам которой ста счастливчикам (из более чем 28000 посетителей фестиваля) были разосланы билеты на это выступление, и эти билеты были единственным способом попасть туда.

Выступления Swallow The Sun проходили во все три дня фестиваля, при этом каждое из них было концептуальным – группа играла песни только с альбома «Songs From The North I, II & III» (последней на данный момент студийной работы коллектива), в каждый из дней по одной части соответственно.

При этом я умудрился не попасть ни на одно из них. Первоначально планировалось выехать ранним утром, добраться до Хельсинки к 2 часам дня и попытаться успеть на выступление Delain (как ни странно, оно было первым на территории Финляндии), но этим планам не суждено было осуществиться – на границе мы увидели немаленькую очередь, в которой простояли более двух c половиной часов.

В итоге закончить все необходимые формальности и попасть в фестивальную зону получилось уже ближе к 5 часам вечера, и из всего сета Swallow The Sun я услышал только последнюю песню.

Это меня конечно несколько расстроило, но делать было нечего – пришло время перемещаться ко второй сцене под тентом, где должен был начаться сет финской пауaэр-метал супергруппы Cain’s Offering.

Cain’s Offering

Я сразу вспомнил пару лиц, уже знакомых с прошлого фестиваля – вокалист Тимо Котипелто и клавишник Йэнс Юханссон являются участниками Stratovarius. В составе коллектива также Яни Лийматайнен – бывший гитарист группы Sonata Arctica и один из её основателей.

Так как я никогда не являлся поклонником стиля пауэр-метал, отсняв положенные первые три песни выступления я переместился в направлении закрытой сцены, где вот-вот должны были начать своё выступление Mantar.

Mantar

Совсем недавно, в конце весны, этот ураганный дуэт из Гамбурга (вокалист/гитарист Ханно и барабанщик Эринк) посещал и Санкт-Петербург, буквально взорвав сцену клуба «Зал Ожидания» (фотографии с этого концерта здесь). Творчество группы тяжело однозначно отнести к какому-то одному жанру, мощная сладжевая основа органично сочетается с хардкором, стонером, блэком и даже панком.

В музыке Mantar нет какой-то особой сложности, нет подложки с электроникой, нет даже бас-гитары. Но тем не менее эти ребята и с помощью ограниченных средств могут создавать звук по плотности и «жиру» превосходящий многих титанов жанра, а уж подача – просто открытый огонь, другими словами происходящее на сцене не описать. Стена звука просто сражала наповал, накрывая зал.

Начали они уже традиционно со своего взрывного хита «Praise The Plague», далее программа, как и на выступлении в Питере, включала в себя треки как с вышедшего в этом году альбома «Ode to the Flame», так и материал с предыдущей пластинки «Death By Burning».

К сожалению, дослушать немцев до конца не получилось: так как фотографов в этот раз было очень много – пришлось пораньше отойти в направлении основной сцены чтобы занять место получше для съёмки Lordi. В этот момент Mantar как раз начали играть «Era Borealis», один из главных своих хитов, и уходить было обидно.

Подойдя к главной сцене «Radio Rock», я понял, что возможно выдвинуться стоило ещё раньше – все хорошие места за барьером были уже заняты. Не оставалось ничего кроме как пытаться найти себе место получше уже после начала.

Lordi

Как обычно, в выступлении Lordi (я думаю все ещё помнят их триумф на «Евровидении») сделан упор на визуальную составляющую – масштабные декорации превратили сцену в мрачный замок, участники группы носили массивные костюмы (удивляюсь как музыканты вообще могли выступать в них, особено на такой жаре) и множество пиротехники с самого начала. По музыке же для меня они, как и ожидалось, не смогли представить ничего интересного – банальнейший поп-хардрок. Тем не менее, и у их творчества на фестивале были свои фанаты, толпа у сцены к моменту выхода Lordi собралась достаточно внушительная.

Последним треком, естественно, была знакомая даже людям вообще далёким от музыки и уже заезженная до дыр «Hard Rock Hallelujah».

Kvelertak

На второй сцене тем временем готовились выступать Kvelertak – коллектив из Норвегии, играющий достаточно интересную музыку на стыке хардкора, панка, блэк-метала и даже рок-н-ролла. Честно признаюсь: несмотря на рекомендации друзей, я не успел до фестиваля послушать их записи, но даже незнакомый на тот момент материал пришёлся мне вполне по душе.

В мае этого года у группы вышел третий студийный альбом «Nattesferd», и сцену закономерно украшал задник с его обложкой. В визуальном плане всё вообще было отлично – контраста подсветка чётко выделяла силуэты музыкантов на фоне, а дополнялось всё светящейся маской вокалиста (которую он правда снял почти в самом начале, после первой песни). Маска, кстати, была новой – теперь она не так похожа на чучело совы, уменьшилась и получила более простую форму.

Немного не дослушав сет до конца (там как раз под звуки последней песни «Kvelertak» вынесли чёрный флаг с логотипом группы) я отправился к основной сцене – там уже готовились выступать Testament.

Testament

Знаменитые американские трешеры показали: они совершенно не собираются сдавать позиций. В прошлый раз я видел их на Tuska Open Air в 2010 году, и создалось ощущение что с того времени они стали только лучше.

В 2011 году к ним присоединился барабанщик Джин Хоглан, а в 2014 – басист Стив ДиДжорджио, таким образом команда обзавелась просто гениальной ритм-секцией. Именно эти музыканты принимала участие в записи одного из самых прорывных альбомов легендарной группы Death – «Individual Thought Patterns».

В данный момент группа заканчивает работу над новым альбомом под названием «The Brotherhood of the Snake», ну а пока свежие треки ещё пишутся и проходят обкатку – Testament по-прежнему могут взрывать толпу и своим старым материалом.

Программа включала в себя классические хиты коллектива и несколько самых зажигательных треков с «Dark Roots of the Earth», альбома 2012 года. Более тяжёлые треки времён 90-х годов был представлен только «D.N.R.». Можно ещё отметить что им поставили просто шикарный красочный задник, жаль только, что снимать пришлось под жёстким прямым солнечным светом.

После Testament нужно было бежать в сторону закрытой сцены, ведь там начиналось выступление Behemoth – одной из самых ожидаемых для меня на фестивале групп. На мой взгляд, в настоящий момент это одна из наиболее ярких команд на всей метал сцене, с динамичным и мощным материалом, отличной подачей и продуманной визуальной составляющей выступлений.

Behemoth

Обидно что для российских фанатов Behemoth в ближайшее время единственная возможность посмотреть на любимую группу – съездить на их выступление за границу, ведь после срыва православными экстремистами тура в 2014 году вероятность появления их в России в обозримом будущем является нулевой.

На первый взгляд странное решение поставить Behemoth на второй сцене было на самом деле вполне объяснимым – на главной сцене к моменту начала сета ещё светило солнце, и создать требуемую атмосферу было бы невозможно.

Выступление проходило в рамках специальной программы, посвящённой альбому «The Satanist» – последнему на данный момент в дискографии коллектива. Сетлист полностью состоял из треков данного альбома, от начала и до конца, плюс небольшого бонуса в виде выхода на бис с треками «Ov Fire and the Void», «Conquer All» и «Chant for Ezkaton 2000 e.v.».

Начало получилось воистину театральным – гитарист Сет и басист Орион застыли в дальней части покрытой полумраком сцены безмолвными крылатыми чёрными тенями, Нергал (бессменный вокалист и центральная фигура в коллективе) стоял спиной к залу и делал медленные пассы руками, в которых постепенно разгорался огонь. Через несколько мгновений он повернулся лицом к зрителям, сцену залило синим светом и зазвучали первые аккорды «Blow Your Trumpets Gabriel».

Энергетика выступления зашкаливала – Нергал носился по сцене как одержимый, яростный и жёсткий вокал в сочетании с мощными гитарами сразу же привёл толпу в движение. На третей песне, «Messe Noire», у Нергала в руках появилось кадило, дым от которого потом долго витал над толпой.

Behemoth

Ближе к концу, когда пришло время «In The Abscence ov Light», некоторым счастливчикам удалось получить из рук Нергала гостии (евхаристический хлеб в католицизме латинского обряда). За них в первых рядах разгорелась, судя по всему, достаточно нешуточная борьба.

В конце основной программы «The Satanist», перед «O Father O Satan O Sun!», в зал выстрелил мощный заряд конфетти, причём они были чернее самой ночи. К сожалению, именно на этом моменте мне пришлось выдвинуться к основной сцене: время приближалось к 10 вечера, и на сцене «Radio Rock» уже собрали декорации Avantasia – главных хедлайнеров первого дня. Нужно было занимать место чтобы по максимуму отснять первые песни их двухчасового сета. Уходить с Behemoth, мягко говоря, не хотелось, тем более что они как раз начали играть в этот момент «Ov Fire and the Void».

Avantasia

Avantasia – проект Тобиаса Заммета, вокалиста и одного из основателей Edguy, пожалуй одного из самых известных на данный момент коллективов на немецкой пауэр-метал сцене. Отмечу ещё что это выступление для них было первым на территории Финляндии, что мне кажется удивительным с учётом уровня развития метал-сцены в этой стране. Как я уже писал, меня трудно назвать фанатом пауэра, так что знакомство с материалом Avantasia до фестиваля было чрезвычайно поверхностным.

Начали с «Mystery of a Blood Red Rose», которую Заммет исполнял при поддержке основного состава и бэк-вокалистов Аманды Сомервилль и Херби Ланганса. На следующей, «Invoke the Machine» к нему присоединился Ронни Аткинс из Pretty Maids. Правда в начале Заммет в шутку объявил её как «Ghostlights», только чтобы оборвать песню через несколько секунд.

Впрочем, именно «Ghostlights» они и сыграли следующей, и помочь им с ней на сцену вышел не кто иной как Михаэль Киске, наиболее известный как бывший вокалист Helloween. За более чем 20 лет, прошедших с момента его ухода из Helloween, он конечно здорово изменился внешне, шикарная шевелюра исчезла полностью, и вообще внешне он теперь немного похож на Лорда Вариса из «Игры Престолов». Впрочем, его голос остался таким же мощным, как и в старые времена.

Киске продолжил петь и на следующем треке – «Avantasia» с дебютного альбома «The Metal Opera». Далее к основному составу присоединялись Боб Кэтли из Magnum на «The Great Mystery» и «The Story Ain't Over»; Йорн Ланде (норвежский хэви-метал и хард-рок вокалист, сотрудничавший с множеством известных коллективов и имеющий также успешную сольную карьеру) на «The Scarecrow» и «Promised Land»; Эрик Мартин из Mr. Big на «Dying for an Angel» и «Twisted Mind». «Let the Storm Descend Upon You» Йорн Ланде c Ронни Аткинсом исполняли совместно, ну а на бис («Sign of the Cross / The Seven Angels») вышли уже все гости сразу.

Avantasia

Сет Avantasia оставил несколько противоречивые впечатления. Видно, что были потрачены огромные усилия на подготовку концертной программы с множеством участников, создание масштабных декораций и красивого света, но при этом наблюдались очевидные проблемы со звуком, чего на Tuska я раньше как-то не замечал. Например, в некоторые моменты микрофоны у вокалистов оказывались просто внезапно выключены. Публика на Avantasia была довольно апатична, что, впрочем, для Финляндии совсем не редкость.

К моменту окончания выступления на часах было уже за полночь, радовало только что общественный транспорт (кроме метро) в Хельсинки ходит и в это время, так что проблем с тем чтобы добраться до дома у гостей фестиваля не возникало. Традиционно, для желающих было организовано несколько afterparty, но я, как и в прошлый раз, решил поберечь силы, ведь впереди оставалось ещё два дня фестиваля.

View this gallery on Flickr

View this gallery on Flickr

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика