С 27 по 29 июля на территории аэродрома Левцово, что под Ярославлем, прошло одно из самых жарких и масштабных музыкальных событий этого лета – девятый по счету фестиваль «Доброфест». «Портал Субкультура» загрузился в вагон и отправился посмотреть, что такое «Доброфест» образца 2018 года и стоит ли ехать туда в 2019 на юбилей фестиваля.
О поезде я говорю не просто так: наше летнее приключение началось еще на Московском вокзале, где возле вагона, добрая половина мест в котором была заранее забронирована дружной питерской формацией любителей панкухи и тяжеляка под непечатным названием, уже начался свой собственный маленький «Доброфест».
Обвешанные туристическим снаряжением и необходимыми для двенадцатичасового путешествия припасами, едва успевшие прибежать с работы на вокзал ребята в мерче, татухах, неизменных конверах и с все больше и больше расцветающими улыбками уже веселились, обсуждали, как здорово будет в Левцово, фоткались, начинали снимать видео для грядущего отчета. Для себя же. В этой компании оказались и мы.
Кое-как пробрались в вагон, сопровождаемые подозрительными взглядами обычных пассажиров и проводника, оказавшегося в итоге дядькой понимающим и очень терпеливым. Расселись, продолжили веселиться. В гвалт и кураж от предстоящего трехдневного марафона веселья влезают и мои вопросы:
– А чего вообще ждете от «Доброфеста» в этом году?
– Хочу заценить «План Ломоносова» естественно. «Наив, «Тараканы!», Distemper – основные группы, которые и в том году были, и в этом будут. Я думаю, будет круто, особенно ночные шоу «Порнофильмов» и «Йорш», вот это будет самое интересное. Они, я думаю, будут вдвойне на «Доброфесте» (эти команды не поехали на «Нашествие» – прим. ред.).
– Всё будет круто! Жаль только «Пилот» со «Смехом» пересекаются. Опять. Будем через всё поле средние пальцы показывать. Опять.
– Я еду туда за Exploited. С седьмого класса их слушаю, и в принципе мне больше ничего не надо. Все остальное – оно как бы дополняет. Вот это как выйти в поле за ромашками, а вместе с ними набрать васильков. Для меня главное – панк-рок!
– А чего ожидать? Мы уже дождались, мы уже третий раз в этом вагоне. Третий раз вот всей этой компанией, для меня группы – не самое главное.
Долго ли, коротко ли – в таких разговорах просвистели мимо почти 700 километров, и нас даже не высадили, хотя и грозились (дяди и тёти не ведают, что творят, не повторяйте за нами). Мы вывалились на вокзал со скромным названием «Ярославль Главный». Начинался первый день.
День первый: осматриваемся и восторгаемся
От городского вокзала до аэродрома Левцово порядка 20 километров – преодолеть их можно либо на маршрутке, которая ездит не сказать, чтобы часто, либо на такси. Если вы надумаете ехать на «Доброфест», то всегда делайте выбор в пользу такси. Даже если вы отправитесь туда в одиночку, что пусть и маловероятно, но возможно, компания найдется практически мгновенно. Трансфер на трех человек обошелся нам в 100 рублей с носа – ровно столько же стоит билет на маршрутку, в которой – мало ли – придется ехать с сомнительными соседями, и не факт, что получится присесть. А еще нужно дойти до остановки, которая ну очень не рядом с вокзалом. В общем, мы выбрали такси и не прогадали.
Сам же аэродром, куда мы добрались ранним утром, встретил нас памятником авиационным техникам и вполне себе приличным охранным кордоном, где вас вежливо попросят предъявить содержимое сумок и карманов, а также оставить за пределами территории фестиваля заботливо запасенные скоропортящиеся продукты и алкоголь. Со своим туда нельзя. Что, кстати, заведомо указано везде, где только можно, поэтому загрустить перед проходной могут разве что самые невнимательные гости. Впрочем, и для них тоже предусмотрен план Б – камеры хранения, где можно оставить всё честно нажитое. Навестить камеру можно за 50 рублей – столько стоит ее открытие. Да-да, бесплатно открыть ее нельзя.
Без особых проблем минуем охрану и наконец оказываемся на территории «Доброфеста» – в восемь утра первого дня он представляет собой гигантское пустое поле с редкими вкраплениями палаток, которым предстоит всего через несколько часов превратиться в целый палаточный городок, с торговыми рядами и разного рода удобствами прямо на взлетной полосе и асфальтированных дорожках. И, конечно, с двумя огромными сценами – Зеленой и Красной – метрах в трехстах друг от друга, выросшими посреди необъятного ничего. Пьянящий простор, жара, исходящая непосредственно от солнца, а не от асфальта и бетонных стен, чистый воздух, синее небо и безумное количество зелени – первые позитивные впечатления для городского жителя, позабывшего, как выглядит мир за пределами улиц и проспектов. И совсем скоро этот отдельно взятый мир будет заполнен двадцатью тысячами счастливых людей.
До старта «Доброфеста» еще несколько часов – решаем пройтись по территории фестиваля и осмотреться. Как оказалось, организаторы привезли в Левцово почти всё необходимое для того, чтобы в течение трех дней гости фестиваля не испытывали особенного дискомфорта.
Практически от самых ворот огороженной локации выстраиваются в парадные шеренги кабинки туалетов – на всех, естественно, в любом случае не хватит, но катастрофических очередей не наблюдалось. Взлетную полосу с обеих сторон подпирают торговые палатки – обилие разнообразного мерча на любой вкус могло бы удивить самого требовательного фаната (можно было даже приобрести пижамы «Кигуруми», чтобы щеголять в них перед сценой). Любителям активного отдыха – баскетбольное кольцо, волейбольная сетка, футбольное поле и неограниченный простор для фрисби – расписание официальных первенств в рамках «Доброфеста» регламентировано и отражено в карманных гидах, распространяемых на входе. Любителям смыть с себя лишнюю пыль после активного отдыха или слэма – бесплатный холодный (ну, ледяной, говоря по чести) и платный горячий душ. Где-то там же примостилась и одна из главных достопримечательностей фестиваля – палатка с розетками для подзарядки. К ней уже на второй день выстроилась огромная грустная очередь – «Доброфест» было решено запитать пятьюдесятью розетками, чего оказалось критически мало. Неподалеку – импровизированный кинотеатр под открытым небом, рядом с ним – скромная выставка работ Васи Ложкина и лавка с электробалалайками. Там же – третья сцена под названием Garage Band, представляющая из себя крытый ангар для автограф сессий, джема и камерных выступлений. И, конечно, палатки с едой – от полноценных почти ресторанов до фастфуда, шашлыков, вездесущей шавермы, которая в тамошних краях называется шаурмой, и национальной экзотики вроде удмуртских перепечей. Всё, что успели попробовать, вкусно. И дорого.
Первое, что приходит в голову, глядя на все это изобилие – абсолютное понимание того, что успеть посмотреть на всё попросту невозможно. Экскурсия заканчивается, на часах почти половина первого, бредем к Зеленой сцене.
Что касается самих шоу, то нужно уточнить, что первый день – не совсем первый, был еще и нулевой, но к общему действу он практически не относится. Да и не застал его почти никто. Так что фактически открывался фестиваль именно 27 июля. И открывать «Доброфест» в этом году выпало «Плану Ломоносова»: Александр Ильин приветствует Левцово, говорит о том, что его команда счастлива и горда тем, что именно они будут играть первыми. «План» начинает рубить, как и всегда, добротный панк-рок, и тут внезапно становится ясно, что сет на таком фестивале – это не обычный сет в клубе или на городской площади.
Приходит ощущение какого-то искреннего, может быть даже первобытного восторга – наверно лет эдак двадцать тысяч назад люди так же радовались добытому огню. И что-то подобное мы наверняка когда-то испытывали на самом первом своем концерте: вот ты видел какие-то шоу в записи и не понимал, почему люди в центре зала прыгают и толкаются как сумасшедшие, а вот ты переехал учиться в большой город, купил билет и внезапно осознаешь себя там же, в этой кипящей толпе, оглушенный ураганом звука, пьяный от эйфории. И здесь это работает так же. Весь прошлый опыт если не обнуляется, то предстает в каком-то другом, более тусклом свете – лыба растягивается сама по себе, ноги неудержимо волокут тело куда-то в слэм, а глаза с детским восторгом провожают пролетающую над тобой надувную акулу. Затем – дымы, поднятая тысячами ног пыль, флаги, фаера, сорванный голос, форменное безумие, крепко замешанное на всеобщем счастье, очень простом таком. И это невозможно почувствовать даже на городских фестивалях – нужно убежать от мира за тридевять земель. Сначала долго предвкушать, выгадывая дни, потом собираться, ехать, чтобы оказаться под чистым небом, далеко от цивилизации и широкополосного интернета. А потом всё завертится с безумной скоростью.
День начал нестись так, будто в каждом следующем часе было минут на десять меньше, чем в предыдущем – ощущение того, что на всё не успеть, крепчало. Мы застали Нуки, которая, как и всегда, получила выдающуюся поддержку, а потом сама наведывалась на множество шоу; пробежали мимо Garage Band, где 25/17 все никак не могли начать джем-сейшен; поддержали как могли питерскую команду «Три Пули», перебежали на нестареющий «Бригадный Подряд». Аэродром же как будто беспрестанно наполнялся людьми – непременно счастливыми.
И эти счастливые люди вместе с нами в очередной раз убедились, что, например, Anacondaz вживую непомерно круты – хоть и времени им выдали до обидного мало. Однако, всё, что не додали ВИА «Анакондавик», подобрали «Тараканы!» – их пробивной сет с уже практически не рассеивающейся дымовой завесой и завидным количеством поднятых над толпой стягов затянулся до самой ночи, и перерыва перед сетом 25/17 едва хватило, чтобы добежать до палаток за теплой одеждой. Которая, кстати, вам непременно понадобится следующим летом, если вы намерены испытать то же, что и мы – ночи там неприятно холодные.
Затем 25/17, на которых мы в итоге едва не опоздали, снова показали, что эта команда – выдающиеся профессионалы. И спустившаяся глухая ночь над городом, «…где нет метро», добавила изрядно шарма и как старательный и опытный дизайнер выделила главное – сияющую светом сцену посреди непроглядной тьмы.
После 25/17 на Зеленую сцену поднялись первые большие иностранные гости – черно-белые шведы The Hives, которых уже заждались. Не столько потому, что у нас эту команду любят, сколько потому, что не слишком хорошо знают. И потому очень интересуются – кто же это такие, и что играют? А играют, как оказалось, приятный инди, вперемежку с гранжем и пост-панком. Думается, после этого сета российских фанатов у The Hives прибавится.
Финалом же первого дня стало то, чего ждали уже не с любопытством, а с полным пониманием того, что будет происходить – во втором часу ночи на Красную сцену вышли «Порнофильмы» с практически полноценным концертным сетом. Не будучи особенно ограничены временем, как другие участники феста, Котляров и подельники с азартом использовали выпавшие обстоятельства и устроили настоящую бурю посреди тихой ярославской ночи, гремевшую до тех пор, пока небо уже не начало светлеть.
До конца выступления «Порнофильмов» на ногах остались только самые стойкие – но недовольных среди них точно не было. Наконец и они разбрелись по палаткам, чтобы поспать хотя бы несколько часов: второй день обещал быть жарким.
День второй: пытаемся успеть на всё
Второй день разбудил нас сырым жаром – начавшее раскаляться небо превратило палатки в брезентовые аналоги пароварок, выгнав на свежий воздух тех, кто не слишком перестарался с приключениями в первый день. Утро над территорией Левцово звенит тишиной по сравнению с тем, что было всего несколько часов назад.
До продолжения этого безумного праздника еще есть время, которое здесь – один из главных ресурсов. У нас осталось всего два дня, и мы хотим их потратить до неприличия жадно. Поэтому кто-то группами выбираются за кордон, чтобы погрузиться в такси и маршрутки и искупаться в Волге, записав это в список ачивок, а потом плотно позавтракать в богатом на меню Ярославле, заодно посмотрев на этот древний город. Кто-то занимает место в очереди на подзарядку, кто-то с рейдом идет по торговым рядам, на ходу рассматривая схуднувший за первый день кошелек.
Кто-то – и мы в том числе – пытается провернуть всё это сразу, чтобы вернуться обратно к полудню, когда на зеленой сцене начнет играть Stigmata. С этим пунктом успели.
Былой флагман российского металкора застает «Доброфест» слегка опустевшим, но крайне довольным: старых фанатов Stigmata за годы некоторого спада популярности группы заметно меньше не стало, а несведущим гостям Левцово представилась возможность узнать, почему все так хотят вернуть 2007-й. Узнали.
Народ начинает понемногу возвращаться на аэродром, чтобы уже с новыми силами продолжить веселье – и «Порт (812)», и «Операция Пластилин» выходят на сцену уже тогда, когда поле перед ней заполнено людьми. Как и водится, тамбовская команда выкладывается процентов эдак на 120 – не в обиду «Порту», они тоже были хороши. Но именно на «Операции» праздник окончательно разгоняется до вчерашних оборотов, чтобы потом полыхнуть на «Слоте» – их шоу выпало на самый зной, но риск получить тепловой удар никого не остановил, а дымы и фаера впору было рассматривать из космоса.
Наскоро забегаем в Garage Band – там москвичи LaScala начинают свой как всегда горячий сет. Очаровательная Аня Грин с непременным веером в руках говорит о том, что по ряду причин выступить на Зеленой сцене в этом году у группы не вышло. И о том, что тем приятнее ей видеть в душноватом ангаре так много людей, которые знают все песни – нет, правда, все до последней. В какой-то момент из-за сцены показывается встревоженное лицо, которое передает крайне важную информацию – просят так сильно не прыгать, а то ангар обвалится. Люди в зале воспринимают это безо всякого энтузиазма, но всё-таки стараются прыгать чуть-чуть аккуратнее. Попробуйте прыгать в квартире и внушать себе, что вы аккуратно прыгаете – тогда оцените степень комичности и абсурдности ситуации.
Тем временем Зеленая сцена взяла некоторый тайм-аут – на смену неуемному драйву «Слота» пришла музыка Animal ДжаZ. Команда Александра Красовицкого вписалась в происходящее так, будто для того и создавалась – в свете начавшего опускаться солнца их песни как будто начали излучать собственный свет. Красовицкий же, тоже ухватившись за это ощущение, перешел от лирики к прозе – взял длительную паузу и рассказал о своей жизни в Петербурге, попытках найти ответы на вечные вопросы и о том, как важно просто говорить о простом. А еще о том, что наш мир – это мы и есть. Вообще, похоже на правду.
Перебегаем на Красную сцену, чтобы посмотреть на легенду российского панк-рока – группу «Пурген». Застаем московскую команду неуверенно стоящей на ногах, выслушиваем дизреспекты ряду непосредственных участников феста, ощущаем что-то смешанное – вроде как всё и на стиле, да к тому же забавно, а вроде как – перебор. И тут происходит то, что и должно было произойти – расписание сыграло свою злую шутку. На Зеленой сцене начинает играть «Пилот», на Красной – «Смех». Понимаем, что быть одновременно в двух местах довольно проблематично, и нужно делать исторический выбор. В общем, «Смех» отыграли выдающийся сет, не упустив возможности сделать то, что в поезде и было предсказано – обменяться с Чертом заочными любезностями. «Всё, что было на «Доброфесте», остается на «Доброфесте». Финал сета же вышел и вовсе фееричным – по приглашению Чупа на сцену выбрались все, кто только смог туда поместиться, изрядно перепугав работников сцены.
После «Смеха» мы всё же откочевали на Зеленую сцену, чтобы посмотреть, как с поставленной молодыми командами планкой справятся ветераны панк-рока – «Наив» и F.P.G. Чача и Пух не подвели – поле исправно загорелось фаерами и было основательно истоптано в слэмах и серклах, что оказалось на руку следующей команде из сет-листа: прыгать и бегать на ровном под Louna гораздо приятнее, чем оступаться на кочках. Отыграв солидный, почти часовой сет, под который уже вторую ночь подряд просторный аэродром оказался расцвечен беспрецедентным количеством пиротехники, Лусинэ Геворкян – при поддержке выбравшихся на сцену Ани Грин и Нуки, удивительным образом успевающей быть повсюду – полезла в толпу сама, приняв участие в одном из самых масштабных серкл-питов за весь «Доброфест».
Этот серкл, правда, просуществовал совсем недолго, напоровшись на такой же серкл чуть в стороне и застряв. Именно для того, чтобы таких накладок не было, в круге стоят понимающие люди – не мешайте им, будьте любезны, и не занимайтесь самодеятельностью в ответственный момент. Но всё равно получилось круто.
А следом за Louna же вышли те, ради которых многие сюда и ехали – британцы The Exploited, ставшие уже самыми настоящими легендами. Уотти, над которым время как будто бы оказалось не властно, и его команда устроили в Левцово настоящий праздник хардкора, напомнив, как оно было раньше, и как оно всё еще может быть сейчас. The Exploited, будучи первоисточником множества традиций и фишек в жанре, показали, что вытаскивать людей на сцену придумали не у нас – в конце почти полноценного концертного сета на сцене пели и люди из толпы, и крайне довольный Пух из F.P.G.
Закончился день – ну, ночь в смысле – очередным безудержным ночным сетом, которому не было видно ни конца, ни края: «Йорш», как и обещали на своей пресс-конференции, сыграли почти полноценный концерт, и огни над Левцово снова начали гаснуть только тогда, когда на востоке показался их непосредственный конкурент.
А мы, прикинув смету, поняли, что как ни старались, пропустили гораздо больше, чем увидели и услышали.
День третий: танцы, сборы, рефлексия
В воскресенье мы сдались – перестали пытаться быть в десяти местах сразу. Да и аэродром, постепенно оплавляющийся от жаркого солнца, заметно опустел: многие гости рассчитывали только на два дня и не стали оставаться на третий.
Их, отчасти, можно понять – как-никак, завтра понедельник, к тому же лайн-ап на третий день «Доброфеста», по сравнению с первыми днями, был довольно пресным. Вплоть до выхода многими любимых костромичей Good Times Зеленая сцена была полупустой, а у Красной и вовсе особенного движения не наблюдалось – молодые команды играли чуть ли не в чистое поле.
Впрочем, своего мы не упустили, и, оценив народный выбор (да и пойдя на поводу собственных симпатий), поддержали ВИА «Хорошие Времена» как в последний раз, покрывшись ровной коркой песчаной пыли и ей же изрядно наевшись. А также в очередной раз убедившись, какие у Good Times потрясающие фанаты: масштабами устроенные ими слэм и серклы, разумеется, отличались от тех апокалиптичных водоворотов, которые еще вчера заставляли содрогаться землю и распугивали всех окрестных кротов, но было в этом что-то летнее, что-то очень искреннее и бесконечно веселое. Распрощавшись же со слишком скоро отчалившими Good Times, попытались вместе с последними гостями фестиваля повторить все это и на Distemper – которые тоже оказались последними. Фестиваль закрывается, ждем вас через год.
А теперь – что же такое «Доброфест»?
«Доброфест» – это музыка. Отличная музыка с отличным звуком. Мое почтение команде специалистов, сумевших в чистом поле сделать так, чтобы я слышал каждое слово, и чтобы гитара делала бжж-бжж-бжж, а бас трепал рубашку как ветер. И мое почтение музыкантам, которые показали, что они не только веселые бунтари-панки или рокеры – они еще и большие профессионалы.
«Доброфест» – это праздник, а не просто музыкальный фестиваль. Событие, целью и одновременно средством которого является радость, эйфория, веселье – как угодно называть можно. Это состояние чистого детского счастья и восторга безо всякой на то причины, это то, чего давно нельзя ощутить на обычном празднике типа замызганных Нового года или Дня рождения. Даже если вы их пытаетесь праздновать.
И наконец, «Доброфест» – это люди. И люди здесь – вообще самое главное. Именно они делают это событие волшебным. Непосредственные, открытые, лишенные необходимости держать лицо и быть серьезными менеджерами, учителями, инженерами или продавцами-консультантами. Они веселятся так, как умеют, отваживаются на безумства, ставят себе панки, одеваются в смешные пижамы, делятся друг с другом всем, что у них есть. С ними можно кричать и носиться по раскаленному песку перед сценой, а можно глухой ночью, после того, как замолкли сцены, играть на гитарках известные всем песни и болтать ни о чем. Прекрасно представляя, что вы видите друг друга в первый и в последний раз.
Стоит ли ехать на «Доброфест»?
Да. Определенно, стоит. Не только ради музыки, хотя и она – очень сильное впечатление. Ехать надо ради того, чтобы побыть здесь с людьми – с самыми веселыми и счастливыми людьми. Свои проблемы они оставляют за воротами.
Фоторепортаж Данила Никонова:
View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto/9920-dobrofest-2018-kak-eto-bylo-yaroslavl-aerodrom-levtsovo-27-29-07-2018#sigProId1acc555c53
https://sub-cult.ru/foto/9920-dobrofest-2018-kak-eto-bylo-yaroslavl-aerodrom-levtsovo-27-29-07-2018#sigProId1acc555c53
View this gallery on Flickr
View the embedded image gallery online at:
https://sub-cult.ru/foto/9920-dobrofest-2018-kak-eto-bylo-yaroslavl-aerodrom-levtsovo-27-29-07-2018#sigProIdbaee0fc44a
https://sub-cult.ru/foto/9920-dobrofest-2018-kak-eto-bylo-yaroslavl-aerodrom-levtsovo-27-29-07-2018#sigProIdbaee0fc44a
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!