Одна из создателей магазина «Жёлтая Вешалка» рассказала, на что обращать внимание при выборе вещей, куда попадает одежда с дефектами и как можно бороться с предрассудками о винтажных вещах.
Также одежду вы можете купить здесь: https://baon.ru/
Алёна – одна из создателей «Жёлтой Вешалки», магазина винтажной одежды, который существует в Петербурге уже почти 5 лет.
С детства Алёна любила одевать своих друзей и родителей. Ещё в школе девушка начала увлекаться секонд-хендами. «Это была даже не страсть к моде», – признается Алёна. – «Просто нравилось одевать людей, видеть, что им подойдет».
Эта любовь сложилась с желанием нести миру важное сообщение. «Очень хотелось, чтобы было что-то свое, при этом – чтобы бизнес был максимально этичным», – так Алёна решила открыть «Жёлтую Вешалку».
«Портал Субкультура» поговорил с Алёной об одежде, идеи и «изнаночной» стороне винтажного бизнеса.
Вещи и истории: что может рассказать винтаж о своих прошлых владельцах
— В чем отличие винтажной одежды от секонд-хенда?
Читайте также
— Грубо говоря, винтаж попадает под понятие «секонда», но это разное. Секонд-хенд – это современная одежда, бывшая в употреблении. Винтаж – это вещи с историей, которым от 15 лет, их себестоимость в разы выше, чем у обычного секонд-хенда.
— Бывает, что вы знаете истории своих вещей?
— К сожалению, это случается очень редко. Мы средний по размеру магазин, и здесь вещей достаточно много. Знать историю каждой вещи невозможно. Мы зачастую знаем только, в какой стране она была найдена для нас.
— Можете рассказать историю какой-нибудь вашей вещи?
— Очень часто в карманах джинсовок, курток и других вещей попадаются всякого рода записки, билеты на концерты, какие-то обозначения. Пару раз к нам приходила армейская одежда, и на ней были обозначения взвода, страны. Мы теперь всё время проверяем карманы, и если что-то такое находим, часто отдаем покупателю – как бы в подарок. Так мы иногда узнаем что-то о вещи: мы не знаем конкретного человека, но понимаем, что это куртка, в которой ее владелец в Берлине в 1995 году ходил на концерт.
Почему винтаж столько стоит, и кто приходит, чтобы его купить
— Из чего формируется цена винтажной одежды?
— Мы не гонимся за брендами – это наша честная позиция. Стараемся не прибавлять стоимость вещи, если она супербрендовая – в основном смотрим на её внешний вид, на степень износа. Бывает, вещи приезжают, по которым видно, что их буквально пару раз надевали. Иногда они с дефектами – такие в зал не попадают, мы за этим строго следим. Также на стоимость влияет материал. Если это твидовый пиджак, то понятно, что он будет стоить гораздо дороже, чем синтетическая вещь
— Возраст влияет на стоимость вещи?
— Я уже говорила об этом – себестоимость винтажной одежды в разы выше, чем себестоимость одежды в обычном секонд-хенде. Мы стараемся не делать на это особенный упор и сохранить социально приемлемые цены.
— Куда попадает одежда с дефектами, которую вы не вывешиваете в зал?
— Такую одежду мы отдаем в различные социальные службы, например, в приюты для животных (они как подстилки её используют).
— Вы не пытаетесь починить вещи, если они с дефектами?
— Зависит от того, какой дефект. Если это стоит того, мы чиним. Но у нас нет свободных людей в команде и дополнительного времени, поэтому если понимаем, что на ремонт уйдёт много сил, мы жертвуем вещь на благотворительность.
— Кажется, что в секонды ходят или пенсионеры, или подростки – это не самые платежеспособные группы населения. Правда, что в основном это посетители секондов?
— Нет. Сейчас в России наконец-то начинает формироваться культура потребления вторичной одежды. Мы этому очень рады. К тому же винтаж в принципе во всем мире сегодня очень популярен и востребован. В обычных секонд-хендах много и пенсионеров, и подростков. У нас, как у винтажного магазина, совершенно разная целевая аудитория. К нам приходит много прогрессивных молодых людей (не обязательно подростков), которые следят за модой и стараются вести наиболее экологичный образ жизни.
Винтаж – это про экологию
— Реально ли все покупки мне, как потребителю, заменить одеждой из секонда или винтажных магазинов?
— Все, конечно, нереально. Мало кто будет носить носки, бывшие в употреблении, или белье. Плюс есть те вещи, которые в секондах в принципе сложно найти в хорошем состоянии, например, винтажные аксессуары: очки, сумки, рюкзаки. Очень часто находятся прикольные, но их состояние оставляет желать лучшего. Поэтому самое разумное отношение к винтажу – это здоровый компромисс. Если у человека есть цель – жить максимально этично, то всё, что может, он приобретёт в винтажном магазине или в секонде. А остальное – с чистой совестью пойдёт и купит в магазине новой одежды. Почему мы в принципе сотрудничаем с дизайнерами и берём у них вещи на реализацию, например, поясные сумки, носки, шоперы? Таким образом мы дополняем концепт магазина.
— По каким критериям вы отбираете бренды для сотрудничества?
— Мы хотим расширять концепцию в сторону всё большей социальности, этичности и осознанности – это касается всех позиций, кроме винтажа, которые мы хотим продавать. Будем подыскивать партнеров, разделяющих нашу точку зрения: чтобы это была, например, поясная сумка, сделанная из переработанного пластика, а не просто аксессуар, сделанный из новой ткани.
— Бренды, с которыми вы сотрудничаете сейчас, – это «зелёные» бренды, или просто локальные производители, которых вы поддерживаете?
— Давайте я объясню на примере. Мы продаем шопперы, и смотрим на них с такой точки зрения: если у человека есть шоппер или рюкзак, он не купит пакет. Поэтому мы закрываем глаза на то, что этот шоппер сделан из новой ткани – он все равно сослужит «многоразовую» службу в осознанном потреблении.
Заметки для «винтажных» новичков: что искать, как выбирать, можно ли сэкономить
— Можно ли в винтажных магазинах найти актуальные сегодня модели?
— Конечно, можно. Но иногда получается так, что некоторые тренды, которые только появились, мы не можем удовлетворить винтажной одеждой. Например, прикольные вязаные штанишки и топики, которые сейчас популярны. Если их получится найти в винтаже, то они будут по-настоящему вязаными.
— Что можно найти здесь, чего нет в масс-маркете?
— В масс-маркете нет материалов такого хорошего качества. Основные преимущества винтажной одежды, помимо этичности и экологичности, – это качество материала. Раньше вещи делали действительно на века. Сейчас всё рассчитано на быстрое потребление: быструю еду, быструю моду. Поэтому, например, твидовые пиджаки, которым 20-25 лет уже, столько же ещё могут с лёгкостью прослужить. Конечно, если у кого-нибудь в шкафу не заведется моль (Шутка).
— Есть ли детали, на которые надо особенно обращать внимание при выборе вещей?
— Очень часто у винтажной одежды бывают всякие неприятности в области подмышечных впадин – следы от дезодорантов, например. Они могут быть видны только на просвет, или не видны невооруженным взглядом. Ещё можно обратить внимание на швы, особенно в вещах из тонкой ткани. Со временем волокна ткани начинают, грубо говоря, распадаться – швы могут поползти.
— Получится ли сэкономить, если покупать одежду в винтажных магазинах или в секондах, а не в масс-маркете?
— Зависит от того, что покупать. Некоторые позиции у нас стоят примерно как в масс-маркете, одни – гораздо дешевле, другие – дороже. Например, кашемировые пальто мы продаем в районе 6 тысяч, если они в хорошем состоянии – это одна из самых дорогих позиций у нас. Твидовые или кашемировые пальто и пиджаки – это уникальные в некотором смысле вещи. Они настолько качественные, модные и крутые, что им действительно такова цена.
— Возможно, это способ сэкономить в долгосрочной перспективе?
— Если с этой точки зрения смотреть, то да. Мы платим одинаковые деньги за винтаж и одежду из масс-маркета. Но кашемировое пальто за 6 тысяч из винтажного магазина мы при желании будем носить десятками лет, а вероятность найти шерстяное пальто за такие же деньги в масс-маркете очень мала.
Противники секондов – кто и почему против
— Встречались вам в жизни люди, которые были строго против секонд-хендов и винтажных магазинов?
— Да, такие встречаются до сих пор. Хотя культура отношения к чему-то вторичному в России начинает меняться. На Западе это произошло очень давно. У них воскресные барахолки, которые жители между собой устраивают, – это привычная тема, которая очень приветствуется. Магазинов такого же формата, как у нас, на Западе очень много – туда приходят любые слои населения. Когда 5 лет назад мы открывались, на нас многие смотрели и не понимали, кто мы и о чём. В принципе, это есть и сейчас – в основном у людей советской закалки, которые ещё помнят истории о том, что секонд – это одежда, разложенная на коробках в подвале или на асфальте. В основном люди младших поколений не видят ничего, что бы мешало им купить одежду в секонде.
— Можно как-то бороться с предрассудками о секондах?
— Локально мы боремся. У нас есть некое приветствие. Чаще всего мы спрашиваем посетителей, первый раз они у нас или бывали до этого. И если человек в первый раз, то мы вкратце начинаем рассказывать о том, что у нас магазин винтажной одежды и о том, что это такое. Бороться с предрассудками можно локально – показывая, что одежда, бывшая в употреблении, – клевая, что из неё можно полностью составить образ. Мы боремся со стереотипами своей концепцией.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!