Михаэль Казакевич родился в Вильнюсе (столице Литовской СССР), а в настоящее время проживает в Израиле. В своем творчестве поэт чаще всего обращается к философской, религиозной, любовной лирике. В беседе с читателями Михаэль Казакевич рассказывает о корнях и природе своих стихов, делится мыслями о предназначении поэта и поэзии и о многом другом.
- Уважаемый Михаэль, начнем с традиционного вопроса – как Вы начали писать стихи? Что стало толчком, первым стимулом?
- Возникло желание три года тому назад подарить моему учителю шуточную песенку про нашу группу и учёбу.
- Что для вас поэзия? Как Вы считаете, накладывает ли поэтический дар какие-то обязанности на поэта?
- Давайте разберёмся в вашем вопросе. Там уже есть ответ. Что такое «поэтический дар»? Кто и кому дарит? В коротком интервью нет места долгим разглагольствованиям. Дарит нам всем Бог, если это дар – талант, а не превращение прозы в поэзию. А у таких даров свои законы. Во-первых, надо знать, для чего и что Он хочет? Во-вторых, нельзя зарабатывать на дарах деньги. Это грех.
- Стихотворения каких поэтов Вы любите, кто, по-вашему, на Вас повлиял как на творческую личность?
- Тут можно смело начать с А.С. Пушкина и далее. Слава Богу, их у нас много было, есть и будет.
- А что Вы любите читать из прозы?
- Теперь у меня нет времени на прозу, даже свои стихи я не успеваю выучить наизусть. Читаю с листа.
- А сами Вы не планируете написать что-то прозаическое?
- Да. Говорят, что короткие рассказы у меня получаются неплохо.
- Вы родились в Вильнюсе, а теперь живете в Израиле. Посещаете ли Вы Литву, поддерживаете ли связь с бывшими соотечественниками?
- Нет. Я растворился в другой Родине, живу другими проблемами. Родные могилы посещал с детьми. Не вызывает чувств. Чужая страна, хоть язык её не забыл. Жить надо сегодняшним, а не вчерашним и даже завтрашним, и каждый день с чистого листа.
- Вы инженер. Ваше техническое образование как-то влияет на Ваше творчество, технику и способ письма?
- Нет, не релевантный вопрос.
- А вообще, каково Ваше мнение о противопоставлении физиков и лириков?
- В каждом человеке есть два начала: мужское и женское – и два подхода к постижению нового: умом и сердцем. Сначала ум анализирует и понимает, затем сердцем человек переживает чувственно, выбирает линию поведения, взвешивает, что брать – от чего отказаться. Иначе приятие не произойдёт в святости.
- Когда и как Вы познакомились с Интернациональным Союзом писателей?
- ИСП много и упорно себя рекламирует, а я был беспризорником…
- Еще один традиционный вопрос – как Вы работаете над своими стихами, откуда к Вам приходит вдохновение?
- От Бога, извините. Надо иметь «мудрое сердце». Мудрость не может превышать деяний человека, сказал царь Соломон. Работать надо с верой, и вера должна быть выше знания. Вера объединяет ум и сердце. Свойство сферы Дат. Что замечательно запечатлено в русском языке корнем слов: дать, дательный… Жить в отдаче. Тайна средней линии. Свойство Моисея, который скрыл свой лик и стал достоин увидеть (в подобии света и желания) образ Творца.
Корни русского языка – как много в них общего с внутренней Торой! Ни один критик, к сожалению, не может оценить моё творчество с этой позиции, а ведь некоторые из текстов стихов близки к медитациям. Ну кто из поэтов скажет, описывая душу человеческую: «Свет Творца в измученных бокалах»?
- Чем вы любите заниматься в свободное от поэзии время? Что Вы можете назвать своим хобби?
- Я работаю 9 часов в день, инженер. Стихи – моё хобби. Ночью я занимаюсь Торой с четырёх до шести. С шести до полседьмого пишу новый стих. Дальше молитва, работа, дела, молитва днём и вечером... И так – день за днём уже три года. Когда есть время, выхожу в море на доске. Поэтому в моих стихах так много «воды». Люблю волны от двух и до четырёх метров высоты. Тонул? Да, дважды. Пишу быстро – нет времени. И живу быстро.
Беседу вела Вероника Лапина
Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.