Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Море

Виктор Гюго сказал: «Есть зрелище более величественное, чем море, — это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, — это глубь человеческой души». Возможно, по этой причине к трем величественным зрелищам так часто обращаются поэты. Немалое место море, небо и душа занимают и в творчестве Михаэля Казакевича, становясь, можно сказать, преобладающими стихиями в его поэзии.

Сама жизнь в интерпретации Михаэля Казакевича подобна беспокойному морю, да и человек в его понимании рано или поздно «растворится волной, окатившей прибрежный песок». Однако сравнение моря и жизни у Казакевича лишено торжественности и пафоса. Скорее оно иронично-насмешливое. Немного можно разглядеть величия в такой, например, картине:

Приятно, пригнувшись, приветствовать жизнь.
Скользить по волне её славно упругой.
Пищать, материться, когда дура вниз,
А вверх вознесёт... и по кругу, по кругу.

Казакевич о многом говорит тем же тоном – с легкой невеселой усмешкой, иногда переходящей в гримасу, когда ирония становится гротескной фантасмагорией:

А боцман в штормы, как обычно, зол.
В зубах застрял его неправильный глагол,
Которым посылает божью мать.
Корону богу в жизнь не отыскать...

А рыбий бог отпил ещё глоток.
Ему бы в грог посыпать сахарок.
Но боцман влил туда лимона сок.
И бурей дует бог в акулий рог.

Порой столь же вольно и смело Казакевич говорит о Боге и небе, вернее сказать – Небе. Однако при этом поэт не переходит определенных, явных для него границ – границ совести и веры. «Шутите с Богом, только не над Богом», - говорит он в другом стихотворении, а когда «душа поёт, фальшивит – снова мимо», - для него это повод уже не для смеха, а для стыда и огорчения. Ведь задача поэта – «молиться Богу, чтоб объяснить ему так много, чтоб рассказать, как жизнь болит».

Поэтому ничего удивительного, что не раз и не два из-под ироничной и бодрой маски прорывается искренний страх:

Бурное море вздымает волнами
Страхов безумную пропасть под нами.
Болью повисла тревога.
Время для поисков Бога.

Человеку вообще свойственно забывать о Боге, когда все хорошо и спокойно, а вспоминать, только когда тяжко, больно и страшно. Но поэт не позволяет ни себе, ни читателю задержаться в этом состоянии страха и боли, а зовет к другому, к светлой дали, к небесному и Божественному.

Идите с Богом, ерунда, понять всё можно.
Вас счастье ждёт за каждым поворотом,
Хоть спрятано, найти его несложно.
Духовное – реальная работа.

И от этих строк действительно светлеет на душе, «и верится ... и так легко, легко». Это ощущение еще сильнее от того, каким стилем и языком говорит Казакевич.

Он не стремится усложнять, не использует редкой и тем более архаичной лексики. Напротив, Казакевич говорит просто и ясно, достигая высшей ступени мастерства – говоря понятно о непонятном, более того – непостижимом. Его слова ложатся на душу читателя, одновременно приоткрывая душу поэта – и душу человеческую во всей своей сути.

Как мечется эта душа среди бурь житейского моря, как трудно ей найти покой. Она не в силах быть довольна своим «сегодня», и потому взывает:

Я бегу во вчера, во вчера
На огня этих глаз колыханье,
Сквозь прощанья, заботы, дела
На сиянье, сверканье, дыханье.

Но не вернуться к заветному прошлому, не воскресить его, время нельзя повернуть вспять.

Но – удивительно! – время можно остановить, если велика сила человеческой любви, рядом с которой «власть теряют его мгновения» и «времяпад остановится времени».

Но нелегко обрести эту любовь, сберечь же ее тем более великий труд. А некоторые мнят, будто любовь им вовсе не нужна, и гордятся тем, что

даже сны
У нас не для любви, а для войны.

И прорываются человеческие души «сквозь грязь, и страх, и мат, и пот» куда-то совсем не туда, от неба, от любви, от Бога, от самих себя. И кружит, и кружит их страшное житейское море, и тянет ко дну, в темную пучину.

Но всегда есть мгновения затишья, и ими можно – нужно воспользоваться. Оглянуться, увидеть, услышать, почувствовать тех, кто способны


Не светить, а сиять
Милосердия, мудрости светом.
И не слушать, внимать
Тихим Господа ясным речам.

И тогда загорится надежда, что все будет хорошо.

Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика