Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Море

Виктор Гюго сказал: «Есть зрелище более величественное, чем море, — это небо; есть зрелище более величественное, чем небо, — это глубь человеческой души». Возможно, по этой причине к трем величественным зрелищам так часто обращаются поэты. Немалое место море, небо и душа занимают и в творчестве Михаэля Казакевича, становясь, можно сказать, преобладающими стихиями в его поэзии.

Сама жизнь в интерпретации Михаэля Казакевича подобна беспокойному морю, да и человек в его понимании рано или поздно «растворится волной, окатившей прибрежный песок». Однако сравнение моря и жизни у Казакевича лишено торжественности и пафоса. Скорее оно иронично-насмешливое. Немного можно разглядеть величия в такой, например, картине:

Приятно, пригнувшись, приветствовать жизнь.
Скользить по волне её славно упругой.
Пищать, материться, когда дура вниз,
А вверх вознесёт... и по кругу, по кругу.

Казакевич о многом говорит тем же тоном – с легкой невеселой усмешкой, иногда переходящей в гримасу, когда ирония становится гротескной фантасмагорией:

А боцман в штормы, как обычно, зол.
В зубах застрял его неправильный глагол,
Которым посылает божью мать.
Корону богу в жизнь не отыскать...

А рыбий бог отпил ещё глоток.
Ему бы в грог посыпать сахарок.
Но боцман влил туда лимона сок.
И бурей дует бог в акулий рог.

Порой столь же вольно и смело Казакевич говорит о Боге и небе, вернее сказать – Небе. Однако при этом поэт не переходит определенных, явных для него границ – границ совести и веры. «Шутите с Богом, только не над Богом», - говорит он в другом стихотворении, а когда «душа поёт, фальшивит – снова мимо», - для него это повод уже не для смеха, а для стыда и огорчения. Ведь задача поэта – «молиться Богу, чтоб объяснить ему так много, чтоб рассказать, как жизнь болит».

Поэтому ничего удивительного, что не раз и не два из-под ироничной и бодрой маски прорывается искренний страх:

Бурное море вздымает волнами
Страхов безумную пропасть под нами.
Болью повисла тревога.
Время для поисков Бога.

Человеку вообще свойственно забывать о Боге, когда все хорошо и спокойно, а вспоминать, только когда тяжко, больно и страшно. Но поэт не позволяет ни себе, ни читателю задержаться в этом состоянии страха и боли, а зовет к другому, к светлой дали, к небесному и Божественному.

Идите с Богом, ерунда, понять всё можно.
Вас счастье ждёт за каждым поворотом,
Хоть спрятано, найти его несложно.
Духовное – реальная работа.

И от этих строк действительно светлеет на душе, «и верится ... и так легко, легко». Это ощущение еще сильнее от того, каким стилем и языком говорит Казакевич.

Он не стремится усложнять, не использует редкой и тем более архаичной лексики. Напротив, Казакевич говорит просто и ясно, достигая высшей ступени мастерства – говоря понятно о непонятном, более того – непостижимом. Его слова ложатся на душу читателя, одновременно приоткрывая душу поэта – и душу человеческую во всей своей сути.

Как мечется эта душа среди бурь житейского моря, как трудно ей найти покой. Она не в силах быть довольна своим «сегодня», и потому взывает:

Я бегу во вчера, во вчера
На огня этих глаз колыханье,
Сквозь прощанья, заботы, дела
На сиянье, сверканье, дыханье.

Но не вернуться к заветному прошлому, не воскресить его, время нельзя повернуть вспять.

Но – удивительно! – время можно остановить, если велика сила человеческой любви, рядом с которой «власть теряют его мгновения» и «времяпад остановится времени».

Но нелегко обрести эту любовь, сберечь же ее тем более великий труд. А некоторые мнят, будто любовь им вовсе не нужна, и гордятся тем, что

даже сны
У нас не для любви, а для войны.

И прорываются человеческие души «сквозь грязь, и страх, и мат, и пот» куда-то совсем не туда, от неба, от любви, от Бога, от самих себя. И кружит, и кружит их страшное житейское море, и тянет ко дну, в темную пучину.

Но всегда есть мгновения затишья, и ими можно – нужно воспользоваться. Оглянуться, увидеть, услышать, почувствовать тех, кто способны


Не светить, а сиять
Милосердия, мудрости светом.
И не слушать, внимать
Тихим Господа ясным речам.

И тогда загорится надежда, что все будет хорошо.

Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 
Мы используем Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика". Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие обработку данных Cookies, в том числе с использованием сервиса веб-аналитики "Яндекс.Метрика" в соответствии с Политикой. Это файлы, которые помогают нам сделать ваш опыт взаимодействия с сайтом удобнее.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Яндекс.Метрика