Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Предрассветный час

Лихие девяностые... многим еще памятная эпоха, «беспредел», война всех против всех, борьба, в которой побежденные теряли жизнь или становились бомжами, а победители... вероятно, их не было.

Роман «Все пророки лгут» Сергея Слободчикова погружает на дно, и не зря на некоторых героях лежит отпечаток горьковских «бывших людей».
Майорка – бывший вор в законе, ныне бомж. Он пал на дно жизни, чтобы не привлекать внимание к маленькой дочери, чтобы спасти от смерти или от чего-то похуже. Он словно принял на себя гротескный и безобразный подвиг юродства. Но не только на самоуничижение – и на доброту способен он. Например, отбить человека от стаи собак, сам удивляясь, зачем это сделал. «Он поставил себя на место того затравленного человека, в собаках же увидел человеческую стаю, которая так же травила его, ожидая того момента, когда он ослабнет или сделает ошибку, чтобы вонзить в него свои клыки».

В этом сострадании – его сила и примета возрождения, хотя и не совсем обычного.

Иван – человек добрый, по-своему светлый, но недостаточно сильный. Он мог бы стать замечательным врачом, но променял свою мечту на возможность подворовывать с армейского склада. Не столько по своей воле, сколько под влиянием жены. Она же потом и «помогла» ему стать бомжом, лишив квартиры.

Больно ему вспоминать, что могло бы быть и чего не было. Страшно и тяжко в видениях узреть себя несбывшегося.

«Его двойник спасал жизни, учился, работал, взрослел, радовался и не пил. Удивительный двойник.

– Я - это ты, – шептал Иван. – Я пришел в этот мир, чтобы быть тобой, не смотри на меня так… Не надо…»

Преследуют сны и бомжа Плешивого, который словно обладает странным даром провидения – или просто потихоньку сходит с ума. А потом рассказывает, как во сне видел дьявола: «Нашего создателя. Дьявола, он и есть Бог, и он никого не любит. Холод в его глазах, а мы - его отвратительная картина».

От неприглядной, чернушной жизни и черных видений Плешивый находит спасение в странной выдумке, чудесной коммуне для воров и проституток, где все живут спокойно, никому не надо красть и торговать собой, все сыты, довольны и рады трудиться. Выдумка немного в духе «лечебницы для отравленных органонов» из пьесы «На дне». Что-то невозможное и для его слушателей смешное и нелепое.

Однако иногда бывают чудеса. Старый брошенный дом оказался не отключен от отопления. Там и стали собираться, не сбиваясь в стаю, а сдруживаясь, бомжи, бездомные и дети улицы. Чтобы выжить, им приходится подворовывать у чужих, да и без водки трудно – скорее психологически, чем физически. Но клей нюхать запрещено, а у своих воровать – тем более. Так и живут они тихой и почти счастливой коммуной, объединившись вокруг Плешивого, их скромного оборванного пророка. Что ж, пророки соответствуют времени.

Но счастье длится недолго. Сначала – конфликт с мафией, крышующей попрошаек, в их числе – колясочника Калеку, человека, несмотря на болезнь и нужду, чуткого и доброго. Потом – бандиты ищут того самого Майорку, который действительно нашел приют в «коммуне». Продавшийся мент – такого не хочется звать милиционером – Борисочка устраивает облаву на «коммуну» и, хуже того, клевещет на Плешивого с помощью Ивана.

Тот хотел бы бороться, готов молиться на Плешивого, рад умереть за него. Но не дают ему смерти – истязают, пока он не согласится подставить Плешивого. И вот уже тот, кто в глазах бывших зэков и нынешних бомжей был наставником и чуть ли не пророком, теперь выглядит наркоторговцем и «крысой». И неважно, что это ложь – ей верят, возможно, потому, что не слишком твердо верили в его слова прежде.

Обезумев от ненависти, от разочарования и предательства, бывшие сторонники насмерть забивают Плешивого, а потом поджигают дом. «Но горел не только дом. Горело все, во что они верили. И дом стонал от боли подобно животному, он сотрясался плачем, он рыдал их мертвыми мечтами, их смутными снами, их видениями». А дальше только и остается, что расползаться и искать себе новый приют, забиваясь, как зверь в нору.

Дальше жизнь, а чаще смерть, расставляет все по местам. Иван, уставший от стыда и раскаяния, растворяется среди себе подобных. Борисочка, так и не найдя Майорку, бежит от гнева бандитов в Москву, но по пути лишается документов и фактически становится бомжом. Очень быстро и безнадежно, хотя сам до конца не верит.
А Майорка словно принимает грустную философию и страшную мудрость Плешивого на себя. Теперь и он познает смутные страшные видения о жестокости Бога и дьявола. Он скрывается в лесу, живет добротой охотников, а им платит дарами леса.

Проходит время, и в его лесное жилье сходятся люди – бездомные, зэки, наркоманы. «Тут нечего красть, тут некого бояться. Тут не было начальников и подчиненных.

Еды хватало на всех. Воды хватало на всех. Не было причины драться и ненавидеть, кроме человеческого тщеславия. Только гордыня могла стать бедой. Лесной человек мудро пресекал эти чувства».

И это значит, что надежда все-таки есть. Она не умирает последней – она совсем не умирает. И если пророки лгут – то не лгут те, кто за ними следует.

Вероника Лапина

Понравился материал? Подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram.

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2025 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика