Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Полина Корицкая: «Поэзия не спрашивает, насколько ты занят»

В поэзии Полины Корицкой чувствуется и природный дар, и необычный взгляд на простые вещи. Тут и выделяющая поэтическое звучание аллитерация, и строптивая эпифора, мистическое олицетворение и ошеломительные метафоры. Но все равно не дает покоя вопрос: «Как это сделано?!»

Ведь в каждой строке и строфе словно скрыт ключ к коду истины.

Автор поэтических сборников «Посмотри, Одиссей», «Плакать в самолете неприлично», «Симптомы быта» и прозаических «Самокруток» Полина Корицкая родилась в Томске в 1986 году.

Окончила Литературный институт имени А.М. Горького, публиковалась в газете «Литературная Россия», журналах «Подъём», «Юность», «Начало века», «Сибирские огни», альманахе «Сибирские Афины» и других изданиях.

Корицкая – победительница фестиваля молодой поэзии «Филатов-Фест», лауреат премии имени Риммы Казаковой «Начало» Союза Писателей Москвы, газеты «Литературная Россия», лауреат Волошинского конкурса в номинации журнала о поэзии Prosodia, дипломант премии «Болдинская осень». Стипендиат форумов молодых писателей, вошла в лонг-лист премии «Дебют» в номинации «Малая проза» с циклом рассказов «Самокрутки». Лауреат конкурса «Литературная Россия».

Участник литературной студии «Коровий Брод», поэтических спектаклей «Театра Автора», «Московского театра поэтов», марафона молодых поэтов «Да».

Член Союза писателей Москвы и Интернационального Союза писателей.

А еще есть что-то что непостижимое, что отличает Полину Корицкую от всех других авторов, что-то потаённое «своё». Надеемся, наше интервью поможет расшифровать этот код.

– Полина, здравствуйте! Не буду спрашивать, как Вы стали поэтом, спрошу по-другому. Когда Вы впервые почувствовали, что это – Ваше?

– Наверное, впервые ощущение важности выбранного пути возникло в 2000 году. Мне было 14 лет, я участвовала в Томском Областном фестивале детско-юношеского литературного творчества, и заняла второе место. Это был первый опыт участия в каком-то крупном мероприятии и первое серьезное достижение. Помню, как с трясущимися коленками стояла на театральной сцене – такая маленькая и неуверенная в себе… А может быть, я поняла, что уже точно не отвертеться, когда впервые взяла в руки собственную книгу. Или когда начала преподавать?.. Это сложный вопрос! Возможно, это случилось, когда в четыре года я срифмовала какую-то нелепицу и заставила взрослых улыбнуться.

– Что Вы испытываете, когда не пишется?

«Не пишется» – очень важное состояние для каждого автора. Есть время разбрасывать камни, и время их собирать… Так вот, писательское затишье – тот самый период накопления и наполнения, момент раздумий и самого активного авторского роста. Каждый пишущий человек подсознательно боится некой «творческой смерти», ему кажется, что молчание происходит от бессилия. Но внутри происходит важная невидимая работа. Будущие слова прорастают незаметно, медленно и тихо. Никому не придет в голову тянуть цветок из земли, так зачем же торопить рождение стихов? К тому же, это так хорошо – пожить нормальной жизнью, не мучаясь столпотворением образов, без вечного гула в голове! А если говорить именно обо мне, то я испытываю в это время разное. Радуюсь, встречаясь с друзьями. Грущу, услышав плохие новости. Устаю, когда работаю. Сержусь, если дети не сделали уроки…

– Когда Ваши дети осознали, что их мама – известный поэт?

А их мама – не известный поэт. Сейчас вообще поэт не может быть известным настолько, чтобы это как-то сказывалось на его жизни. Исключения очень редки и лишь подтверждают правило. Но дети узнавали о моей деятельности очень рано – каждый в свое время. Я часто выступаю и иногда беру их с собой, они видят мои книги, слышат какие-то записи…

– Дочки, наверное, уже овладели рифмой? Уже хотят быть, как мама?

Дети вообще легко играют с языком, поэтому многие сочиняют в детстве и юности. Овладеть рифмой вовсе не сложно – сложно посвящать этому жизнь. Но они не пишут. Младшая иногда что-то сочиняет между делом, но всерьез ничего не записывает, старшая больше увлекается музыкой. Дети часто хотят быть «как мама», даже если понятия не имеют о ее работе. Но некий флёр публичности им, конечно, передается, и, скажем так, вызывает пиетет.

– Где легче пишется: в Москве или в Томске? Или есть специальное место, куда Вы уезжаете, закрываетесь от всех и пишете в отшельничестве?

В Томске я, к сожалению, бываю очень редко – сложно выделять на такие дальние поездки время и деньги. Поэтому сложно сказать. Возможно, там действительно писалось бы лучше. Но к литературной работе я отношусь, как к любой другой, особенно, если речь идет о прозе. Проза требует колоссального вложения времени и сил. А поэзия не спрашивает, насколько ты занят, удобно ли тебе сейчас писать и в каком городе ты находишься. Для меня это не играет особой роли, я привыкла работать везде. В отшельничестве было бы наверняка гораздо проще писать, но пока жизнь не предоставила мне такой возможности. Хотя мне бы очень этого хотелось… С удовольствием обзавелась бы таким специальным местом.

– В тот момент, когда рифмы слетаются и ждут, Вас лучше не трогать, или Вы в полной нирване, в согласии с миром, с поэзией и ничего не раздражает?

– У Вас так высокопарно это звучит… Но правда в том, что рифмы ничего не ждут. Если уж они «слетаются», то требуют немедленной обработки. Тогда нужно бросать всё – и записывать. Но так, к сожалению, редко получается. У меня даже есть такие строчки: «Как быть, когда полный замес в цеху, – а с неба заказ на срочное стихотворение?» Это о неуместном вмешательстве рифмы в «другую» работу. Витражную. И, конечно, при таком раскладе ни о какой нирване речи не идет. Хочется просто послать любого, кто сунется с каким-то вопросом, куда подальше… Но, конечно, воздерживаешься, быстро записываешь строчку и отвечаешь. Правда, стихотворение может уйти. Но если уйдет зарплата (или обидится ребенок), будет куда печальней. Хотя бывает всякое…

– Как проходит работа над стихотворением? Приходит первая строчка, из нее вырастает все четверостишье или слышите последнюю, а она уже потом нарастает остальными строками? Или совершенно иначе?

– Бывает очень по-разному. Иногда так, иногда сяк, а порой ты даже думаешь, что эта строчка должна быть первой, а в итоге она переползает в финал – и стихотворение только выигрывает. Вообще я приверженец теории, что каждое произведение априори имеет некую совершенную форму, и наша задача – передать ее максимально точно. И точка входа может быть где угодно.

– Ваш любимый поэт или поэтесса? Не на которого равняетесь, а просто – любимый. Может быть, их несколько?

– Вообще «любимый» и «тот, на кого равняетесь» – это, на мой взгляд, одно лицо. Нам недаром нравится тот или иной автор. Тождественность оптики говорит о некоем родстве, и подразумевает, что схожие окуляры можно настраивать схожими средствами. Конечно, это не один автор. Если у поэта только один любимый поэт – значит, он просто слишком мало читает… Я люблю Арсения Тарковского, Иосифа Бродского. Люблю Ахматову, хотя в юности больше любила Цветаеву. Люблю Леонида Губанова, Вениамина Блаженного. Люблю современных Сергея Шестакова, Александра Кабанова, Елену Исаеву, Анну Аркатову, Марию Ватутину, Ефима Бершина, Алексея Шмелева. Имен очень много, и я сейчас больше боюсь кого-то не назвать, потому что современная поэзия изумительна…

– Вы – мастер пленочных витражей. Занятие искусством декора помогает писать? Удается через художественную роспись по-новому взглянуть на поэзию, найти новые рифмы, идеи?

– К сожалению, эта деятельность уже в прошлом. Весной этого года пришлось закрыть мастерскую: возникли проблемы с поставками материала из-за рубежа. К сожалению – потому что да, помогает. Но как помогает: скорее переключением. В СССР была отличная фраза: «Товарищ, запомни правило простое: работаешь сидя – отдыхай стоя!» Это применимо и к моей работе. Потому что по-настоящему голова отдыхает (а значит, и наполняется новыми образами и смыслами) только во время ручного труда. Я в этом совершенно уверена. Недаром взрослые развивают детям мелкую моторику – и очень зря не занимаются этим сами. Потому что, когда я начала работать руками (а там очень много мелких кропотливых движений, особенно при работе с часовыми механизмами), я стала очень динамично развиваться и в литературе. Был прям скачок, это заметили все.

– Немного о прозе: «Посмотри, Одиссей», «Симптомы быта», «Плакать в самолете неприлично» – у Ваших поэтических сборников причины названий более-менее понятны, а как было придумано название романа в жанре контркультура «Самокрутки»?

– «Причины названий» звучит как еще одно название для какого-то поэтического сборника! На самом деле история поиска названий для поэтических книг гораздо сложнее и запутаннее, вот «Самокрутки» и не могли называться иначе. Там вся история построена на образе этаких андеграундных «козьих ножек» и прочих «джойнтов». На этом зиждется вся композиция, весь внутренний строй и даже иллюстрации к книге частично «собраны» из табака. Я изначально искала художника, работающего с песком, и специально ездила в Питер заключать договор с Оксаной Михайловой, которая смогла добавить в изображения крупицы настоящего табака…

– Почему для прозы выбрали жанр контркультуры? Кто-то из представителей жанра вдохновил? Не буду намекать на Паланика и Берроуза…

– Нет, было не так. Мне, конечно, в принципе интересен этот жанр, и Паланика я люблю, и Берроуза уважаю (хотя мне ближе Керуак), а еще у нас есть такие товарищи, как Лимонов и, например, Гайдук… Но дело не в них. Просто история, описанная в «Самокрутках», происходила буквально в закулисье отечественного музыкального андеграунда. И этот жанр максимально отвечает его стандартам, представлениям и задачам.

– Вы стали автором издательства «Эксмо». Для Вас это почетнее конкурсов, где Вы становились лауреатом или просто новый этап творческого пути?

– Это новый этап, но – не «просто» новый этап, а очень для меня значительный. Это выход на новую, качественно иную аудиторию, серьезный шаг в «большую игру». Тем не менее, он не может нивелировать значение каких-то прошлых достижений. Среди них были очень важные и почетные для меня, дорогие моему сердцу. Я не знаю, как сложится моя дальнейшая творческая деятельность, какая судьба ожидает книгу в «Эксмо», что последует за ней… А вот премия «Начало» останется со мной навсегда.

– А как называется Ваша книга, которая выйдет в «Эксмо»?

– Это роман, который называется «Каганат Тишина». Такая социальная драма с элементами фэнтези – о любви, о месте женщины в современном мире, который по-прежнему остается очень «мужским» … О том, как наши внутренние чудовища могут спасать нам жизнь – конечно, если своевременно сразиться с ними с глазу на глаз. И не важно, в реальности это происходит, или в мире, который выдумал твой любимый человек. Главное – это победа. В первую очередь, над собой.

– Большое спасибо за интереснейшее интервью, Полина! Желаем вам лёгкого пера и творческих озарений!

Интервью подготовила писатель, журналист ИСП Ольга Новикова.

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика