Повесть «Базальтовая Венеция» входит в сборник «Киты и люди», который в свою очередь является второй книгой большого цикла «Путешествия капитана Александра». Особенность этого разнородного собрания рассказов, повестей и романов в том, что они подобраны в отдельные книги как бы «на вырост». Автор предполагает, что юный читатель будет взрослеть вместе этими книгами, вместе с их героями-путешественниками.
«Всего сборников – пять, - пишет он в предисловии к другому изданию, четырехтомнику, включающему весь цикл. – Вы держите в руках первый том, включающий в себя первую книгу из цикла «Путешествия капитана Александра» «Большие дети моря», предназначенную для детей шести лет, и вторую книгу «Киты и люди» - для детей 10-11 лет. Третья книга «Архипелаг блуждающих огней» - для четырнадцатилетних и старше… Четвертая и пятая книги, «Остров Дадо. Суеверная демократия» и «Остров Мория. Пацанская демократия» - это облегченные политические памфлеты, предназначенные для юношеского и взрослого прочтения...»
«Большие дети моря» выходили достойным названия увеличенным форматом, с крупным, удобным для детей, шрифтом и красочными иллюстрациями на целую страницу каждая. Книгами стандартного формата, достойного для прочтения подростками, издавались «Архипелаг блуждающих огней» и «Остров Дадо». В виде карманной книжечки с множеством выразительных сатирических рисунков выходило приложение к «Острову Мория» - «Морийские рассказы. Бывальщина и небывальщина».
Поэтому остается только от души поприветствовать выход «Базальтовой Венеции» в таком же, как у «Больших детей моря» увеличенном, «детском» формате и с такими же страничными иллюстрациями. В таком виде у произведения четче атрибутируется адресность. Иными словами, с первого взгляда понятно, что книга предназначена детям. Тем более, что «Базальтовая Венеция» - это самое крупное произведение сборника «Киты и люди». Оно занимает половину книги и стоит несколько особняком от других, более коротких произведений.
Книга «Большие дети моря» знакомит юного читателя с капитаном Александром и экипажем его корабля «Быстрые паруса»: Штурманом, Боцманом, Поваром-Коком, голубем Митрофаном. При этом автор использует любопытный литературный прием: назвавшись Сашей Кругосветовым, он вводит себя в состав этого морского коллектива, он хоть и не является активным участником его приключений, но как бы оказывается их непосредственным свидетелем. В этой книге множество забавных придумок, она невероятно увлекательна.
В первых же главах повествования экипаж «Быстрых парусов» находит Дола и Зюла. Это дети, которые тем не менее крупнее и выше всех взрослых. Кто они такие? Откуда взялись? Где их родители? Это остается тайной. Хотя и предполагается, что они потомки великанов с острова Бробдингнег, описанного Лемюэлем Гулливером… Однако, где был этот остров? И сохранилось ли что-то еще с ним связанное?
Капитан Александр берет необычных мальчиков на свой корабль, делает юнгами. В первых рассказах из сборника «Киты и люди» читатель узнает о том, что Дол и Зюл учатся в Лондоне у Льюиса Доджсона. Как известно он был не только математиком и логиком, но и под псевдонимом Льюис Кэрролл написал повести «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»…
А вот повесть «Базальтовая Венеция» частично, совсем немного приоткрывает завесу тайны над происхождением мальчиков-великанов. В этой книге экипаж «Быстрых парусов» изучает острова Океании. И капитан Александр приходит к выводу, постройки, возвышающиеся над поверхностью воды в Тихом океане, ни что иное, как остатки затонувшей страны атлантов Пасифиды, аналога Атлантиды, так же в незапамятные времена затонувшей в океане Атлантическом.
И вот тут начинаются главные отличия от книги, адресованной шестилеткам. «Базальтовая Венеция», как, впрочем, и весь сборник «Киты и люди», отличается не только увлекательность, но еще и познавательностью. Именно такой должна быть литература для десяти-одиннадцатилетних читателей, открывающих мир во всем его разнообразии. В этом возрасте дети, словно губка, впитывают в себя всевозможную информацию. Даже, если она носит мифологический характер. И от того, сколько всевозможной информации впитает ребенок в этом возрасте, зависит широта кругозора, который сформируется у него в более взрослом возрасте. Автор книги, который, конечно, на самом деле никакой ни юнга с парусного корабля, а ученый и изобретатель, это знает лучше многих.
Вымысел в повести тесным образом сплетается с реальной, весьма полезной информацией. Точнее будет сказать, что придуманные персонажи, позволяют автору в увлекательной форме подавать сюжеты из истории и культуры. Причем сюжеты эти и персонажи далеко не самые известные широкой публики. В Википедии с двух кликов не найти.
Так на первых же страницах повести появляется покрытый татуировками ирландец Джеймс О’Коннолли, выступавший когда-то в цирке, много путешествовавший, долго проживший на острове в Океании, написавший о своих приключениях книгу и известный в мире под именем «татуированный человек». Такой человек в действительности был. Только не путайте его с ирландским революционером с таким же именем, он не плавал по океанам. О том, плавал ли по океанам этот О’Коннолли, подтверждённой историческими источниками информации нет. Однако в цирке он выступал, татуировки имел и написал увлекательнейшую книгу о путешествиях. А то, что вся информация о нем взята исключительно из этой книги, не так уж важно. Важно то, что встреча с ним капитана Александра позволяет автору рассказать об истории ирландского народного танца джиги, об Этайн, о сидах, о баньши и других персонажах ирландской мифологии.
То же самое касается и польского исследователя Океании Яна Станислава Кубари. О нем подтвержденной информации предостаточно. Но главное то, что встреча с ним капитана Александра дает возможность автору рассказать о польском восстании в Российской империи и о его последствиях, и о колониальных амбициях Германии, проявлявшихся до Первой мировой войны…
Автор в своей книге не только мифологизирует реальных, пусть и малоизвестных исторических персонажей. В книге собран и подан в доступном для юных читателей формате огромный массив классических мифов самых разных стран и народов. Об атлантах, гигантах, великанах, титанах и других человеческих расах высокого роста.
«Друнвало Мельхиседек, ученый и эзотерик (на этот раз реальное историческое лицо – прим. А.Щ.-Ж.), писал, что египетский фараон Эхнатон не был обычным человеком, его рост составлял 4,5 метра. Жена Эхнатона Нефертити была ростом около 3,5 метра». Далее идут отсылки и к Библии (причем к наименее известному современному русскому человеку Ветхому Завету), и к древним индуистским писаниям Ведам, и к германо-скандинавскому эпосу Эдде, и к китайским и тибетским источникам…
Так же подробно и доходчиво автор оперирует мифами о подземных мирах: «Греки именовали Подземный мир Аидом, скандинавы – Свартальхеймом, иудеи – Шеолом». Лихое сплетение мифов и легенд разных стран и народов в пересказе Саши Кругосветова сверкает, переливается и завораживает. Заставляет подробнее копнуть информацию, ознакомиться с темой подробнее…
Собственно текста автору оказывается мало, и он дает совсем уже научные ссылки внизу страницы: «Советский геолог В.В.Белоусов в свое время предположил, что громадная горная цепь, протянувшаяся с севера на юг вдоль американских континентов, - только часть единой, более обширной зоны складчатости…»
Ну, а потом снова следуют увлекательные приключения. Не только в Подземный мир, но и в тонкий мир Нахгваль, описанный Карлосом Кастанедой…
И неизвестно еще, что читать интереснее – вымышленные приключения героев повести или этот пересказ материалов из самых разных областей культурологии.
И очень удачно, что серия, в которой вышла эта книга, называется «Вы и ваш ребенок»… Помню, когда Люк Бессон представлял в России свой фильм «Артур и минипуты», его спросили из зала: «Что делать, чтобы оградить детей от влияния интернета, приучить их к чтению книг?» И французский кинорежиссер ответил, что-то вроде: «У меня есть ответ. Но он вам не понравится. Нужно вам как можно больше времени проводить с ребенком. Читать с ним, смотреть хорошие фильмы, общаться, разговаривать…» Добавлю только, что и интернет становится источником полезнейшей информации, если взрослые помогают ребенку в нем правильно ориентироваться… Вот и эту книгу взрослые должны читать вместе с ребенком. И объяснять, что в ней вымысел, а что чистая правда. И еще полезно показать детям, насколько часто вымысел сплетается с реальностью.
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!