Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Повесть «Базальтовая Венеция» входит в сборник «Киты и люди», который в свою очередь является второй книгой большого цикла «Путешествия капитана Александра». Особенность этого разнородного собрания рассказов, повестей и романов в том, что они подобраны в отдельные книги как бы «на вырост». Автор предполагает, что юный читатель будет взрослеть вместе этими книгами, вместе с их героями-путешественниками.

«Всего сборников – пять, - пишет он в предисловии к другому изданию, четырехтомнику, включающему весь цикл. – Вы держите в руках первый том, включающий в себя первую книгу из цикла «Путешествия капитана Александра» «Большие дети моря», предназначенную для детей шести лет, и вторую книгу «Киты и люди» - для детей 10-11 лет. Третья книга «Архипелаг блуждающих огней» - для четырнадцатилетних и старше… Четвертая и пятая книги, «Остров Дадо. Суеверная демократия» и «Остров Мория. Пацанская демократия» - это облегченные политические памфлеты, предназначенные для юношеского и взрослого прочтения...»

«Большие дети моря» выходили достойным названия увеличенным форматом, с крупным, удобным для детей, шрифтом и красочными иллюстрациями на целую страницу каждая. Книгами стандартного формата, достойного для прочтения подростками, издавались «Архипелаг блуждающих огней» и «Остров Дадо». В виде карманной книжечки с множеством выразительных сатирических рисунков выходило приложение к «Острову Мория» - «Морийские рассказы. Бывальщина и небывальщина».

Поэтому остается только от души поприветствовать выход «Базальтовой Венеции» в таком же, как у «Больших детей моря» увеличенном, «детском» формате и с такими же страничными иллюстрациями. В таком виде у произведения четче атрибутируется адресность. Иными словами, с первого взгляда понятно, что книга предназначена детям. Тем более, что «Базальтовая Венеция» - это самое крупное произведение сборника «Киты и люди». Оно занимает половину книги и стоит несколько особняком от других, более коротких произведений.

Книга «Большие дети моря» знакомит юного читателя с капитаном Александром и экипажем его корабля «Быстрые паруса»: Штурманом, Боцманом, Поваром-Коком, голубем Митрофаном. При этом автор использует любопытный литературный прием: назвавшись Сашей Кругосветовым, он вводит себя в состав этого морского коллектива, он хоть и не является активным участником его приключений, но как бы оказывается их непосредственным свидетелем. В этой книге множество забавных придумок, она невероятно увлекательна.

В первых же главах повествования экипаж «Быстрых парусов» находит Дола и Зюла. Это дети, которые тем не менее крупнее и выше всех взрослых. Кто они такие? Откуда взялись? Где их родители? Это остается тайной. Хотя и предполагается, что они потомки великанов с острова Бробдингнег, описанного Лемюэлем Гулливером… Однако, где был этот остров? И сохранилось ли что-то еще с ним связанное?

Капитан Александр берет необычных мальчиков на свой корабль, делает юнгами. В первых рассказах из сборника «Киты и люди» читатель узнает о том, что Дол и Зюл учатся в Лондоне у Льюиса Доджсона. Как известно он был не только математиком и логиком, но и под псевдонимом Льюис Кэрролл написал повести «Алиса в Стране Чудес» и «Алиса в Зазеркалье»…

А вот повесть «Базальтовая Венеция» частично, совсем немного приоткрывает завесу тайны над происхождением мальчиков-великанов. В этой книге экипаж «Быстрых парусов» изучает острова Океании. И капитан Александр приходит к выводу, постройки, возвышающиеся над поверхностью воды в Тихом океане, ни что иное, как остатки затонувшей страны атлантов Пасифиды, аналога Атлантиды, так же в незапамятные времена затонувшей в океане Атлантическом.

И вот тут начинаются главные отличия от книги, адресованной шестилеткам. «Базальтовая Венеция», как, впрочем, и весь сборник «Киты и люди», отличается не только увлекательность, но еще и познавательностью. Именно такой должна быть литература для десяти-одиннадцатилетних читателей, открывающих мир во всем его разнообразии. В этом возрасте дети, словно губка, впитывают в себя всевозможную информацию. Даже, если она носит мифологический характер. И от того, сколько всевозможной информации впитает ребенок в этом возрасте, зависит широта кругозора, который сформируется у него в более взрослом возрасте. Автор книги, который, конечно, на самом деле никакой ни юнга с парусного корабля, а ученый и изобретатель, это знает лучше многих.

Вымысел в повести тесным образом сплетается с реальной, весьма полезной информацией. Точнее будет сказать, что придуманные персонажи, позволяют автору в увлекательной форме подавать сюжеты из истории и культуры. Причем сюжеты эти и персонажи далеко не самые известные широкой публики. В Википедии с двух кликов не найти.

Так на первых же страницах повести появляется покрытый татуировками ирландец Джеймс О’Коннолли, выступавший когда-то в цирке, много путешествовавший, долго проживший на острове в Океании, написавший о своих приключениях книгу и известный в мире под именем «татуированный человек». Такой человек в действительности был. Только не путайте его с ирландским революционером с таким же именем, он не плавал по океанам. О том, плавал ли по океанам этот О’Коннолли, подтверждённой историческими источниками информации нет. Однако в цирке он выступал, татуировки имел и написал увлекательнейшую книгу о путешествиях. А то, что вся информация о нем взята исключительно из этой книги, не так уж важно. Важно то, что встреча с ним капитана Александра позволяет автору рассказать об истории ирландского народного танца джиги, об Этайн, о сидах, о баньши и других персонажах ирландской мифологии.

То же самое касается и польского исследователя Океании Яна Станислава Кубари. О нем подтвержденной информации предостаточно. Но главное то, что встреча с ним капитана Александра дает возможность автору рассказать о польском восстании в Российской империи и о его последствиях, и о колониальных амбициях Германии, проявлявшихся до Первой мировой войны…

Автор в своей книге не только мифологизирует реальных, пусть и малоизвестных исторических персонажей. В книге собран и подан в доступном для юных читателей формате огромный массив классических мифов самых разных стран и народов. Об атлантах, гигантах, великанах, титанах и других человеческих расах высокого роста.

«Друнвало Мельхиседек, ученый и эзотерик (на этот раз реальное историческое лицо – прим. А.Щ.-Ж.), писал, что египетский фараон Эхнатон не был обычным человеком, его рост составлял 4,5 метра. Жена Эхнатона Нефертити была ростом около 3,5 метра». Далее идут отсылки и к Библии (причем к наименее известному современному русскому человеку Ветхому Завету), и к древним индуистским писаниям Ведам, и к германо-скандинавскому эпосу Эдде, и к китайским и тибетским источникам…

Так же подробно и доходчиво автор оперирует мифами о подземных мирах: «Греки именовали Подземный мир Аидом, скандинавы – Свартальхеймом, иудеи – Шеолом». Лихое сплетение мифов и легенд разных стран и народов в пересказе Саши Кругосветова сверкает, переливается и завораживает. Заставляет подробнее копнуть информацию, ознакомиться с темой подробнее…

Собственно текста автору оказывается мало, и он дает совсем уже научные ссылки внизу страницы: «Советский геолог В.В.Белоусов в свое время предположил, что громадная горная цепь, протянувшаяся с севера на юг вдоль американских континентов, - только часть единой, более обширной зоны складчатости…»

Ну, а потом снова следуют увлекательные приключения. Не только в Подземный мир, но и в тонкий мир Нахгваль, описанный Карлосом Кастанедой…

И неизвестно еще, что читать интереснее – вымышленные приключения героев повести или этот пересказ материалов из самых разных областей культурологии.

И очень удачно, что серия, в которой вышла эта книга, называется «Вы и ваш ребенок»… Помню, когда Люк Бессон представлял в России свой фильм «Артур и минипуты», его спросили из зала: «Что делать, чтобы оградить детей от влияния интернета, приучить их к чтению книг?» И французский кинорежиссер ответил, что-то вроде: «У меня есть ответ. Но он вам не понравится. Нужно вам как можно больше времени проводить с ребенком. Читать с ним, смотреть хорошие фильмы, общаться, разговаривать…» Добавлю только, что и интернет становится источником полезнейшей информации, если взрослые помогают ребенку в нем правильно ориентироваться… Вот и эту книгу взрослые должны читать вместе с ребенком. И объяснять, что в ней вымысел, а что чистая правда. И еще полезно показать детям, насколько часто вымысел сплетается с реальностью.

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Erid: F7NfYUJCUneP4zf5sN8X

Яндекс.Метрика