«Проклятое наследство» Генри Моргана по сути своей является ретро-детективом по лекалам американской классики и с довольно хорошим знанием материала. При чтении вспоминаются романы, которые выбирал для экранизации Хичкок. Роман может быть прочитан на нескольких уровнях (как и любой добротный детектив). Первый – чтиво, в котором ещё раз можно убедиться, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Второй – в жизни каждого человека неизбежно настанет период, когда он остается один против всех, и это уже не чтиво...
Роман не отличается особенными красотами стиля, они лишние в ретро-детективе. Важно, насколько автор чувствует тот отрезок времени, в который поместил своих героев. О Генри Моргане можно сказать, что чувствует. Это сырой, грубый ковбойский роман, где эмоции почти гротескны, а герои кажутся сделанными из целлюлозы и косметики. Здесь есть и незаконная торговля наркотиками, и судьба не ставшей звездой старлетки, и гонки на автомобилях. Но всё это конечно антураж, инструменты притчи. Смысл притчи раскрывается не сразу. А когда раскрывается, читатель может не испытать катарсис.
Генри Морган – конечно псевдоним. Так звали мореплавателя и пирата, удостоенного награды королевы. Морган – фамилия американского магната, символ капитализма. Альфред Хичкок снимал «К северу через северо-запад» в пятидесятые. Когда и происходит действие романа «Проклятое наследство». Роман сочетает элементы психологического триллера и детектива.
Генри Райдер жил в Лондоне и о своём американском дядюшке не вспоминал бы, если бы тот не умер и не оставил ему наследство, включающее так же подозрительную ферму. Принадлежавшая дяде контора и ферма находятся на американском юге, для смелого лондонского парня – нечто вроде преисподней. Если на секунду отвлечься от изнуряющей техасской жары, на ум придёт: «Мой дядя самых честных правил». Генри пока не знает, что ждёт его в техасской глубинке.
Едва приехав, герой понимает, что им пытаются манипулировать и начинает сопротивление. Поначалу не знает – кому. Но очень скоро понимает, что сопротивляется силам, во много раз превосходящим его возможности. Но другого выхода у него нет. Силы эти представлены в лице наглого и обаятельного Хьюмана Скотта, которого можно назвать и альтер-эго, и чёрным ангелом героя. Иногда герою кажется, что Скотт читает его мысли, а иногда кажется, что Скотт транслирует чужие мысли в его сознание. Хочет заставить наследника делать то, что тот не хочет. Наследство действительно оказывается проклятым: его окружает тревожная кровавая аура. Количество денег, оставшихся от дяди, таинственная ферма и другие составляющие наследства уже не имеют значения. Важно только то, как именно он поведёт себя в данной конкретной ситуации, а ситуаций возникает множество - одна парадоксальнее другой.
Ни один детектив или триллер не обходятся без лирической линии. В «Проклятом наследстве» её умело ведёт таинственная блондинка Сильвия. В описаниях внешности этой женщины, порой чрезмерно щедрых, снова угадывается Хичкок. Внимание к крою и цвету платья, жестам героини характерно для Хичкока, представляющего своих грозных и нежных див. Именно такой и является герою Сильвия.
Роман строится вокруг трёх моментов: чужая страна, ферма, служащая передаточным пунктом торговцам мощного наркокартеля, и Сильвия. Вокруг фермы крутятся беспокойный лидер Льюис, дезертир и снайпер, его помощник Скотт и другие персонажи. Ферма символизирует общество потребления. Это общество говорит: «У нас отобрали это здание», вместо: «Мы никогда не признаем, что это здание принадлежит нашим конкурентам». Сильвия кажется одинокой, но на самом деле она глубоко в структуре общества и даже является одним из его центров. В финале романа Сильвия гибнет – так гибнет личность человека, принявшего условия общества потребления. Чужая страна несёт в себе библейский подтекст (блудный сын), но как сказать, может быть, эта земля зноя и является для героя настоящей родиной.
Высший класс детектива – правильно поставить вопрос, ответ на который дела не решает, но может помочь следствию в целом. Детектив – роман и детектив – человек не зря омонимы. Следователь, задавший правильный вопрос, уже раскрыл дело, нужно лишь немного времени для завершения. Роман, как и следователь, задаёт вопросы человеку. Часто эти вопросы касаются самого неприятного – совести. Ответить на них совсем не просто. Ложь часто прикрывается словами о предательстве. Агрессия любит рассуждать о целесообразности и компромиссе. Генри Райдер – обычный парень, любящий удовольствия и комфорт. Ему по большому счёту до смерти дяди нет дела. Он оказывается в мафиозном омуте отчасти по легкомыслию, отчасти по склонности к азартным играм. Но едва роковое действие начинается, Райдер мобилизует все свои силы для того, чтобы у него самого не осталось гаденького чувства перерождения из человека в придаток мафии. В этом выборе даже есть нечто эсхатологическое. Однако борьба стоит герою очень дорого. Запах проклятой фермы навсегда въелся в его кожу.
Книгу можно приобрести здесь:
http://www.labirint.ru/bo
http://www.litres.ru/genr
http://www.ozon.ru/contex
http://www.ozon.ru/contex
http://www.moscowbooks.ru
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!