«Тибетская книга мёртвых» служит путеводителем по области, в которую попадает душа после смерти. Однако несмотря на свою эзотерическую направленность, она построена на применяемых до сих пор философских и психологических концепциях. Разбираемся, чем древнее писание может быть полезным в наши дни.
Что за инструкция?
Достоверных сведений о появлении «Тибетской книги мёртвых» нет. Тем не менее, согласно легенде, она была написана гуру Падмасамбхавой в VIII веке. Во время репрессий на религиозной почве он спрятал тексты на холмах горы Гампо, чтобы последующие поколения могли перенять учения. В XIV веке она была найдена искателем книжных сокровищ Кармой Лингпой.
«Бардо Тхёдол» была переведена с санскрита и издана 1927 году. Оксфордский профессор и издатель Эванс-Вентц удачно назвал её «Тибетской книгой мёртвых», отсылая к древним египетским текстам схожей направленности. Настоящее название путеводителя по жизни и смерти звучит так: «Великое освобождение в бардо посредством слушания».
© АСТ
Термин «бардо» означает «этап, интервал», им называют состояние после смерти. В буддистской космологии она — не обремененная властью сознания область. Однако это не только интервал в виде остановки или паузы, наступающей после смерти, но и остановка в самом процессе жизни. Смерть — это одно из событий жизни. Опыт бардо есть часть фундаментальной психологической структуры. Люди постоянно испытывают самые разнообразные переживания бардо, такие как страх, чувство уязвимости, присущее повседневной жизни, неуверенность в основополагающих принципах и установках, сомнения в своих запросах и ожиданиях, а также в том образе жизни и деятельности, в который мы вовлечены.
Сама человеческая жизнь, по мнению буддистов — тоже «бардо». Лишь один из этапов путешествия «принципа сознания», или «жизненной силы», души, по некоей Макрожизни. «Бардо Тхедол» можно по праву назвать «Тибетской книгой рождения», поскольку в её основе — не смерть сама по себе, но такое представление о смерти, которое в корне отлично от общепринятого.
Можно сказать, что «Бардо Тхёдол» — сборник наставлений, предназначенных умирающему, умершему и живущему. Подобно Египетской книге мертвых, она напоминает инструкцию по области, где душа готовится к перерождению ровно 49 дней. Там распадается пространство и из своей пустоты порождает образы, а искушения приобретают неожиданную телесную форму.
В отличие от египетской книги, которая скорее похожа на развертывание мифологических видений мира, «Бардо Тхедол» представляет собой вполне умопостигаемое учение. Взгляд на этот процесс с точки зрения того, что с нами происходит, когда мы умираем, подобен исследованию мифа. К. Г. Юнг подходил к изучению Бардо с точки зрения психоанализа и заметил, что любые метафизические утверждения — это высказывания «Я», и следовательно — психологические высказывания.
Источник фото: Mohamed Nohassi on Unsplash
Тибетский погребальный обряд необходим, чтобы помочь душе получить настоящее освобождение. Лицо умершего лама накрывает белым платком и оставляет на 3-4 дня. Считается, что именно столько времени необходимо для полной остановки всех физических процессов и выхода «потока» души из тела. Когда она оказывается в области Бардо, лама читает над мёртвым телом наставления, чтобы разъяснить природу видений на каждом этапе, где могут возникнуть иллюзии и заблуждения.
Достижение Нирваны — изначального, несозданного света — это конечная цель саморазвития любого живого существа, по мнению буддистов. У неё много наименований, но в «Бардо Тхёдол» её именуют «Светом чистой реальности», и именно о его достижении рассказывает книга. Если разложить по полочкам образы книги или хотя бы их часть, снизить пафос с божественного космогенезиса до человеческой психологии, то обнаруживаются довольно отрезвляющие идеи.
Вечное сияние чистого разума
В первой части, именуемой «Чигай Бардо», раскрываются психические явления, сопровождающие последние мгновения жизни. Это тот момент, когда душа готовится к переходу в иное состояние. Главный принцип — сохранять равновесие: «Будь осторожен и внимателен! Не спеши! Не пугайся! Ты умер! Пойми это и не прилепляйся к ушедшему, не береди чувства, не давай им разыграться и поглотить тебя. В страшные места могут увлечь нас волны переживаний».
Первый основной опыт бардо — это опыт состояния неопределенности, когда человек сомневается либо в том, что он действительно умирает, теряет контакт с этим материальным миром, либо в том, что будет жить. Эту неопределенность человек ощущает не в смысле физического умирания, а с точки зрения утраты почвы под ногами — выхода из реального мира и входа в иллюзорный.
Источник фото: Brandi Redd on Unsplash
Здесь будет уместен термин «проекция», потому что именно он поясняет ощущение того, что весь мир — я, а я — весь мир. Проекция характеризует способ видения вещей в искаженной перспективе наших ожиданий и установок. Человек не наблюдает уже существующий мир, а буквально создает его ежесекундно и заново именно тем, что наблюдает его. Это своеобразная призма всего жизненного опыта, и она, разумеется, воздействует как на отношение к миру, так и на поступки. «Бардо Тхедол» предлагает преодолевать различия между субъективным и объективным и обозначает тибетским слово snang, которое означает «свет» или «видимость».
Реальный мир в таком представлении — это мир, в котором нет иллюзий. Он в равной степени состоит из удовольствия и боли, добра и зла. Двойственность — это акт мыслящего разума, который как-либо характеризует суть вещей. Однако если полностью принимать эти качества мира, то подобный опыт абсолютного состояния двойственности оказывается тождествен опыту не-двойственности. Тогда конфликт добра и зла устраняется, поскольку в этом состоянии человек воспринимает любой процесс как закономерный, свойственный, например, другому. Принятие этих явлений ведет к спокойствию. Хотя это не равнозначно непротивлению: «Делай, что должно, и будь, что будет».
На первом этапе умирания душа как раз избавляется от иллюзии, интуитивно постигая пустоту как отсутствие того, что ложно. От нее неотделима ясность — присутствие того, что истинно, фундаментальная реальность.
Промежуточный этап
Вторая часть, «Ченид Бардо», подробно описывает непосредственно состояние после смерти. Здесь собраны так называемые «кармические видения», которые возникают как проекции поступков человека при жизни. Олицетворенные страхи могут пытаться завладеть душой или сражаться с ней.
И мирные, и гневные божества являются во всевозможных ужасающих и отвратительных обличьях. Эти описания психоделического опыта или посмертных видений принято понимать как переживания повседневной жизни, выражение разных ситуаций. Это похоже на сон, в котором человек рассматривает свою жизнь.
Источник фото: Udayaditya Barua on Unsplash
Нисхождение
Третья часть, «Сидпа Бардо», посвящена процессу возникновения инстинкта рождения и явлениям, предшествующим новому рождению. Здесь мы узнаем, как формируется желание вновь воплотиться в мире живых. Такое нисхождение поясняет отделение сознания от освобождающей истины по мере приближения к моменту физического рождения, но сохранение чистоты духа может и освободить человека от рождения через материнское чрево.
В случае, если человек вновь не сможет отвлечься от страданий, он может встретиться с Князем Смерти.
В этой части бардо человек наглядно понимает природу своего страдания, по буддизму тоже эфемерного. Цель великого освобождения в осознании полной власти человека над плодами своей деятельности, и мыслей в том числе, а свобода выбора снова открывается в отсутствии дуальности и эфемерным ожиданиям, которые искажают реальность до невозможного.
Источник фото: Nikunj Gupta on Unsplash
Так, книга мёртвых, если к ней присмотреться под углом психоанализа, учит не умирать, а жить так, чтобы избавиться от иллюзий, установок и страданий. Если вы давно увлекаетесь нон-фикшном по психологии, и в частности книгами по самопомощи, возможно, вам стоит обратить внимание на этот тибетский труд. В древнем учении открываются весьма актуальные мысли.
Источник фото обложки: Debashis RC Biswas on Unsplash
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!