Топ-100

Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите презентовать свою книгу? Пишите на почту main@sub-cult.ru
Любовь в литературе

Любовь уже не та, что была у Шекспира, Пушкина, Фицджеральда, — тяжко вздыхают читатели. Но и мир уже не тот. А писатели — те самые люди, что наиболее точно схватывают дух времени. Какой же изображают современную любовь: откровенной, разной, реальной, равной — мы попытались узнать у российских авторов.

Познание себя через любовь

Последние несколько лет мир захлестнули движения, последователи которых начинают говорить откровенно о себе, своей инаковости и табуированных до этого вещах. Me Too, Black lives matter, LGBT… За всем этим, помимо сложных социальных, политических и экономических процессов, стоит и то, что современный уровень жизни позволяет людям обратиться к себя. Поэтому сейчас для многих авторов любовь становится тем средством, через которое мы познаём себя, находим путь к себе настоящему.

Именно такой показана любовь в романе Андре Асимана «Восемь белых ночей», где два главных героя на протяжении недели пытаются понять, что испытывают друг к другу, готовы ли они сейчас затянуть другого в отношения, смогут ли они дать то, что необходимо. С первых минут знакомства они понимают, что нравятся друг другу, но, только разобравшись с собой и поняв, чего они действительно хотят, дают волю чувствам.

Любовь становится новым этапом жизни героев. Ведь они преодолели сложности, прошли испытания, наступает время радости от объятий, слов о любви и создания семьи.

Ана Шерри,

автор романов «Я подарю тебе крылья», «Хрупкое равновесие», «Ла Элиза»

Признание себя, своей самости часто становится признанием инаковости, отличности от «нормы», которая когда-то была создана обществом, с последующим принятием себя целиком. Поэтому герои современных романов не боятся признаваться себе, родным и миру в том, что они геи, подверглись насилию в детстве, имеют лишний вес или проблемы с ментальным здоровьем. Авторы показывают, все достойны и заслуживают любви, никто не вправе решать, как и кого любить, на это не может повлиять пол, возраст, национальность, социальное положение. Писатели выводят из тени тех, кого туда прятали многие десятилетия. И такие «неправильные» отношения показываются с не меньшей чувственностью, страстью и трепетом, чем история Ромео и Джульетты пять столетий назад.

Здесь показателен роман Мюриель Барбери «Элегантность ёжика». Всю жизнь главная героиня чувствовала, что отличается от людей, окружающих её, она обожала Толстого тогда, когда другие ничего, кроме бульварной прессы, в руки не брали, смотрела «Бегущего по лезвию» — когда другие лишь мыльные оперы. Она стеснялась себя, потому как ей, консьержке, положено говорить с ошибками, смотреть второсортные сериалы и ни в коем случае не читать классику. Но встретив человека, который смог разглядеть в ней ту, что она скрывала под маской на людях, женщина приняла себя и обрела счастье с собой и любимым человеком, несмотря на преклонный возраст, огромную разницу в социальном положении и косые взгляды окружающих.

Или же роман «Станцуй на моей могиле» Эйдана Чамберса, где два главных героя сталкиваются с первым по-настоящему сильным чувством. Отношения между Давидом и Алекси совершенно не порицаются со стороны автора, их учителя, соцработника или девушки-англичанки. А трагедия случается совсем не потому, что два молодых человека влюбились друг в друга, а потому, что два не готовых к чувствам человека не смогли совладать с ними, принять их.

В нашумевших же романах Андре Асимана чувства, возникшие между двумя главными героями, заканчиваются вообще не трагедией. Финал «Зови меня своим именем» говорит нам, что Оливер и Элио не могут быть вместе, намекая, одной из причин становится неприятие подобных отношений со стороны общества. Однако уже в «Найди меня», прожив целую жизнь друг без друга, они, наконец, понимают, что в какой-то момент свернули не туда и отказались от того, кого любили по-настоящему. Спустя тридцать лет Элио и Оливер возвращаются в дом где-то на севере Италии, друг к другу, к себе.

Авторы больше не намекают на подобные отношения, а говорят о них напрямую, не порицают и не дарят им трагичный конец.

Откровенность без стеснения

Однако герои обнажают перед читателем не только души, но и тела. Довольно много романов в современной литературе открыто изображают физическое влечение персонажей друг к другу. В таких книгах, как «365 дней», «Пятьдесят оттенков серого» или «Горькая луна», десятки страниц откровенно и детально описывают эту часть отношений между людьми. И не все читатели и писатели принимают это с восторгом.

Сегодня любовь обесценилась, стоит признать, молодые и мейнстримовые писатели искажают её, идут на компромисс со временем, это недопустимо. В этом чувствуется фальшь. Людей не обманешь. Во времена Шекспира, Стендаля, Экзюпери, Фицджеральда, о сближении тел писалось в полголоса, еле заметной метафорой, сейчас же авторы потеряли чувство меры. Даже Буковски, куда был скромнее в своих откровениях. Пошлость ради пошлости, это путь в никуда...

Анатолий Люсин,

автор книг «LXXXV», «Кукурузный человек», «#crap»

Сейчас в тренде странный вид любви: насилие, унижение, более откровенные сцены (настолько откровенные, что порой не понимаешь, кто такое читает. Но это читают). Сейчас даже сама любовь описывается больше не как чувство, а как физическое влечение, через сексуальные сцены. Но я бы не рискнула обвинять авторов в этом. Скорее, здесь больше виноваты сами читатели! Ведь если есть спрос, то будет предложение. Если это хотят читать, то авторы будут этот продукт давать. Что касается меня, то книги для меня не продукт, это то, что хотело донести моё сердце, я не шагаю за модой в литературе. И я верю, что в итоге будет больше читателей, которые хотят читать про искренние чувства, проверенные поступками.

Ана Шерри,

автор романов «Я подарю тебе крылья», «Хрупкое равновесие», «Ла Элиза»

Подростковая любовь

С другой стороны, подобная откровенность в разумных дозах помогает людям, испытавшим подобный опыт, открыто поговорить с подростками на табуированные темы. Сейчас в литературе и кинематографе всё чаще авторы стали обращаться именно к любви между подростками. Творцы говорят, наши дети любят, они ежедневно сталкиваются с проблемами в отношениях, на которые им не с кем, корме таких же, как они, поговорить. А испытав неудачи многие из них, считают, что они одни такие, с ними что-то не так, замыкаются и уже во взрослой жизни не могут построить здоровые отношения ни со своим партнером, ни с обществом в целом.

Именно от таких травм и защищает литература, говорящая с подростком на одном языке на волнующие его темы, а не показывающая высокопарную любовь между двумя взрослыми людьми. Например, бестселлер Даны Делон «Непрожитая жизнь», в центре которого отношения между девушкой, испытывающей издевательства в школе и проблемы в семье, чувствующей себя одинокой, и парнем, потерявшем брата. Подростки находят друг в друге не только объект любви, но и друга, который помогает справиться с проблемами, открыться и найти себя. Вместе с героями юные читатели переживают такую похожую на их собственную историю, находят себя в эмоциях персонажей и, возможно, получают ответы на волнующие их вопросы, которые они стесняются задать окружающим.

Все-таки я пишу книги для подростков, и без первых искренних чувств в этом возрасте не обойтись. Первая влюбленность — актуальная тема для целевой аудитории моих книг. Учитывая, что аудитория у меня совсем молодая, стараюсь деликатно и с осторожностью подходить к этой теме. Мне хочется пропагандировать здоровые отношения и напоминать, как важно в любви слышать, слушать и, главное, уважать друг друга.

Ася Лавринович,

автор романов «От одного зайца», «Влюбить за 90 секунд», «Там, где живет любовь»

Не сказка, а реальность

Однако воспитанные на сказках о прекрасных принцах и принцессах взрослые мальчики и девочки, да и мальчики и девочки помладше, получают дозу реальной, сложной и неоднозначной любви в современной литературе. Идеальные отношения и герои превращаются в обычных, нормальных людей со знакомыми многим проблемами. Это во многом помогает создать здоровое представление об отношениях между людьми.

Именно об этом роман Салли Руни с говорящим названием «Нормальные люди». Два главных герои то сходятся, то расходятся. Мешают им обстоятельства, окружающие, семья и даже простая человеческая глупость. Каждый из них в тот или иной период жизни сталкивается с проблемами с ментальным здоровьем (главный герой заболевает депрессией после смерти друга), с непониманием и насилием со стороны родных (главную героиню унижает и бьёт брат), с неприятием их со стороны окружающих (девочка подвергается буллингу в школе, а мальчик «не вписывается» в общество богатых студентов в университете). Они ссорятся, не понимают друг друга, боятся признаться в чувствах, молчат, из-за чего начинают додумывать за другого и естественно ошибаются. И Салли Руни говорит, это нормально, все с этим сталкиваются, нужно только научиться разговаривать друг с другом и принимать проблемы, пытаться справиться с ними.

Любовь, вписанная в бытовую, обыденную жизнь, показана и в романе «Один плюс один» Джоджо Мойес. Главные герои взрослые люди, которым помимо чувств друг к другу приходится справляться с воспитанием детей, ведением домашнего хозяйства, работой, как и всем нам.

Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то всегда эту любовь в моих романах герои доказывают. Я не верю в слово «любовь», но я верю в любовь через поступки. И по-настоящему любит тот, кто эту любовь доказал.

Ана Шерри,

автор романов «Я подарю тебе крылья», «Хрупкое равновесие», «Ла Элиза»

Любовь вне времени

Несмотря на то, что любовь стали изображаться другой и по-другому, она всё равно остаётся одним из главных чувств, движущих человеком. Авторы не устают обращаться к ней, исследовать, ставить в центр своего произведения. Любовь до сих пор цепляет, будоражит, заставляет смеяться и рыдать, мыслить и чувствовать читателей. И сколько бы лет ещё не прошло, любовь не устанет удивлять нас.

Любовь в моем творчестве фундаментальна. На этой истории все и держится. Причем меня вдохновляет непричесанная любовь, она должна быть маргинальной… Любовь для меня это морфин. Обезболивающие. Безусловно, источник вдохновения. Оазис посреди Атакамы. Для меня, как свободного художника, это инструмент, конечно же, это мои кисти Ван Гога, материал, бронза Родена, благодаря любви... Любви и ненависти, я могу точно сказать, что ещё жив. Это прекрасное чувство внутри нас. Это тот самый природный бензин, который питает нас своей красотой и энергией, позволяя нам преодолевать себя и обстоятельства, без этого сакрального чувства в своих душах мы обречены.

Анатолий Люсин,

автор книг «LXXXV», «Кукурузный человек», «#crap»

Любовь — главная составляющая моих романов, вокруг которой строится сюжет. Это стержень, на который я надеваю «веточки», и в итоге получается дерево. Мне кажется, для любого писателя, прежде всего, любовь – это то, через что можно управлять не только героями, а так же эмоциями читателей. Любовь цепляет читателей. Не знаю насчет мужчин, но психология женщин иная: их будет цеплять тема любви из века в век. Мне очень нравятся эксперименты с любовью: любовь после ненависти, любовь после страха, любовь после трагедии и т.д. У каждого моего романа своя любовь и это то, что делает его уникальным.

Ана Шерри,

автор романов «Я подарю тебе крылья», «Хрупкое равновесие», «Ла Элиза»

Любовь всегда была, есть и будет такой — внезапной, сильной, для кого-то счастливой, для кого-то пагубной и безответной… Времена меняются, а любовь остается прежней. Любовь — двигатель всего. Как говорил Лев Толстой: «Без любви жить легче. Но без нее нет смысла».

Ася Лавринович,

автор романов «От одного зайца», «Влюбить за 90 секунд», «Там, где живет любовь»

А также подпишитесь на нас в VK, Instagram и Facebook. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

18+
Яндекс.Метрика