Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Выпустили книгу или сборник стихов? Расскажите об этом у нас: main@sub-cult.ru
Клоны среди нас: рецензия на научно-фантастический роман «Код Рембрандта» Рутры Пасхова

Автор серии «Бинарный код» расширяет вселенную новой книгой «Код Рембрандта». В этом мире уже научились клонировать людей и загружать в копию сознание оригинала. О чём роман и кому он понравится? Рассказываем в рецензии.

Сразу объясним, роман «Код Рембрандта» писался для совместного конкурса петербургского научно-технического центра «Заслон» и сервиса «Литрес». Задание — создать произведение в жанре «технологический экшн», в фабуле которого фигурировало бы предприятие-спонсор. Так Рембрандт, загадочный герой книги Пасхова, и стал одним из тех, кто работает над футуристическими проектами для компании «Заслон».

Сюжет романа не прост, но оттого интригует ещё больше. За рамками повествования первых глав внезапно умирает профессор, действоваший под кодовым именем Рембрандт. Начинается секретное расследование, вскрываются занимательные данные и вводящие в ступор несостыковки. С женой погибшего связывается шантажист, знающий слишком много личных фактов и даже интимных тайн учёного. Чуть позже с персональных счетов все деньги мужчины переводят на трастовый фонд. Кто может владеть кодами и паролями, известными только умершему владельцу? Нужно узнать, какой сверхосведомлённый разум стоит за операциями.


2400kh3405-oblozhka-2-kopiya-1© Рутра Пасхов

Практически сразу к делу подключается Рутра Пасхов — от его лица и ведётся повествование. Из прошлых книг читатель уже знает, что постоянный герой работал в советских спецслужбах, а теперь он «руководитель секретного научно-исследовательского бюро “Центр контроля технологий, основанных на искусственном интеллекте”». Пасхов знакомится с коллегами Рембрандта и узнаёт, что профессор — большой интеллектуал и изобретатель. Он нашёл способ выращивать в инкубаторе клонированное тело, а затем и загружать в него цифровую копию сознания. Ещё учёный занимался расшифровкой ментальных сигналов мозга в алфавитный. Завладеть личностью такого масштаба и способностей захотел бы любой.

Как и во всех романах Рутры Пасхова, за детективным сюжетом «Кода Рембрандта» прячется экспериментально-научная составляющая. Автор фантазирует, к каким открытиям человечество может привести контакт с внеземными цивилизациями; что скрывают тайные разработки влиятельных структур; размышляет, научимся ли мы когда-нибудь копировать человеческое сознание. Повествование строится в форме мнимого отчёта о произошедших событиях с добавлением материалов зарубежной разведки и «службы собственной безопасности секретного предприятия» «Заслон».

maxim-hopman-iayklkmz6g0-unsplash-1

Фото Maxim Hopman on Unsplash

В прологе автор объясняет, что мог поделиться конфиденциальной историей, только придав ей сходство с научной фантастикой. Следующие две главы он целиком уделяет изложению теоретической основы описанных в романе идей. Заранее советуем настроить мозг на усердную работу — очень детальные объяснения принципов работы местных технологий появятся в речи героев ещё не раз.

Книга Рутры Пасхова впечатлит читателей сай-фая, которые щепетильно относятся к убедительности и правдоподобности спекулятивных концепций. «Если повествование сугубо научное, то любители художественной литературы им не будут интересоваться, а если текст — просто выдумка, то его не оценят поклонники научной фантастики», — сказано в прологе к «Коду Рембрандта». Автору удалось достичь этого тонкого баланса.

Какое будущее ждёт главного героя серии романов Рутры Пасхова? Что ограничивает писателя «сегодняшнего дня»? И научится ли нейросеть писать научную фантастику, рассказывает автор романа «Код Рембрандта».

— Взглянув на название вашего романа «Код Рембрандта», читатель тут же вспомнит знаменитый «Код да Винчи». Вы сознательно намекаете на параллели (или противоречия) с Дэном Брауном, на которого ссылались в прошлом интервью, или это находка для привлечения внимания?

— Возможно и то, и другое. Не было желания проводить какие-то параллели, копировать или подражать. Однако, так оно или нет, всё равно решат читатели. Исходя из такой логики, я не стал отказываться от желаемой смысловой нагрузки в названии только из-за схожести. Код как логическое содержание в смысле слова, символизирующее некую тайну, скрытую за внешне доступным, обозримым содержанием, используется писателями как когнитивный посыл довольно часто.

— Расскажите о сотрудничестве с АО «Заслон». Сложно ли было «вписать» реальное предприятие в фантастический мир?

— Предварительно я изучил всю доступную информацию о предприятии. Был заказ от концерна: описать возможную технологию, которую будет использовать АО «Заслон» в будущем.

В моей фабуле создать образ реального предприятия не было сложно, потому как я пишу не фантастику, а научную фантастику (между ними на самом деле пропасть). Тем паче само предприятие производит высокотехнологичную военную и гражданскую технику.

tim-van-der-kuip-zgkqdnfbowo-unsplash-1

Фото Tim van der Kuip on Unsplash

— Понравилось ли вам писать для конкурса? Были ли ограничения, усложняющие работу?

— Понравилось. Ограничений особо не было. Если не считать такой казус: непосредственно для оценки жюри, текст должен был быть не более 100000 знаков, поэтому книга вышла в двух вариантах. Ну и, как ни странно, не написать правду «сегодняшнего дня», ибо предприятие секретное.

— Вы пишите о «тайных проектах» «Заслона» и Министерства обороны России. Читатель понимает, книга — научная фантастика, но всё же. Не страшно было вплетать реальные властные структуры в вымышленный мир?

— Тут опять затрагивается опасность темы правды «сегодняшнего дня». Для понимания этой правды я включил в сюжет реальную историю с жучком в гербе, подаренном американскому послу. Напомню: события 1945 года, жучок принимает и передаёт, работает без электричества. В тексте я довожу читателю: вы не представляете, какой уровень технологий на самом деле уже есть.

Считаю, я сделал рекламу упомянутым в книге структурам, сложил о них положительное впечатление.

— Вы будете продолжать вселенную приключений вашего главного героя Рутры Пасхова или представите нового протагониста?

— Больше зависит от читателей. Многие герои авторов даже погибали и воскресали по просьбе читателей. Дабы проверить мнение поклонников, я хочу на время отправить Рутру в тень.

— В книгах вы рассуждаете о проблеме и природе искусственного интеллекта. А используете ли вы нейросети в быту или для творчества?

— При определённых навыках сделать немощную нейросеть несложно. Я создаю их для своих чатов и каналов в соцсети «Телеграм». Пробно, для теста, создавал с помощью них иллюстрации. Испытывал для генерации текста.

Однако хотя и нейросети новшество, но для замены творческих действий считаю моветоном: раньше были «литературные негры», теперь пытаются создать однотипные тексты с помощью Chat GPT. Я пишу сам, творчество сугубо мое, обложки и иллюстрации к главам в том числе.

— Как думаете, нейросеть сможет написать увлекательную научную фантастику? Что думаете о случае Риэ Кудан, которая получила литературную премию Акутагава за роман, созданный с помощью ChatGPT?

— Нейросеть, какая бы она не была, оперирует информацией, вложенной в неё человеком. Из этого следует: человек может использовать нейросеть для преобразования информации, однако основную сюжетную линию, саспенс и пуант, должен придумать сам. Написанное нейросетью всегда будет «вчерашним» продуктом нашего интеллекта.

Новостные агентства уже давно собирают и публикуют новости с помощью алгоритмов, автоматически. Случай с японской писательницей немного преувеличен. В её произведении всего пять процентов текста от GPT.

mike-uderevsky-fw75wfpafc-unsplash

Фото Mike Uderevsky on Unsplash

— Ваши произведения выходят самиздатом на «Литресе». Хотелось бы когда-нибудь увидеть их на бумаге, в твёрдой обложке? Или вы сторонник электронных книг?

— Книги доступны как электронно, так и на бумаге, и в аудио варианте. На «Литресе» есть услуга «печать по требованию». Физические копии продаются на «Озоне» и «Вайлдбериз». Мои произведения доступны и на «Ридеро». Там я издаюсь под оригинальным именем и изменяю некоторые названия книг. Есть небольшой тираж в печатной версии через сетевые магазины. Определённый, больше подарочный, тираж я заказываю сам — и сам же реализую. Но, конечно же, я мечтаю и стремлюсь на большой тираж через солидное издательство.

Источник фото обложки: ThisisEngineering RAEng on Unsplash

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика