Все помнят сказку о Емеле-дураке, чьи желания стала исполнять щука? Эта история местами отнюдь не детская: там, например, царь закатывает в бочку и Емелю, и собственную дочь. Но сказку продолжают читать детям. И вот теперь для взрослых вышло продолжение. Написал его поэт и музыкант Олег Шаранданов, участник музыкального дуэта «Ефимыч». Поэма так и называется: «По щучьему велению. Продолжение». Что происходит с Емелей по её сюжету — рассказываем в рецензии.
Начинается всё с того, что Емеле стала в тягость каждая просьба, обращённая к щуке. Герой ведь не просто царство и царевну заполучил — он ещё пожелал стать «добрым молодцем». Совестно теперь полагаться на чужое волшебство. Потому решает Емеля дальше жить своими силами. Собирает он войско, чтобы добыть славу. Но вместо войны выходит у него приключение с тарабарским принцем Фаней и полудевицей-полугадюкой Татьяной. Вся эта братия начинает поиски молодильных яблочек из загадочного сада…
Тем временем щука негодует, что молодец перестал её звать. Ещё при чтении оригинальной сказки можно задаться вопросом: почему щука исполняла любое желание Емели, не требуя ничего взамен? Автор раскрывает, в чём интерес волшебной рыбы. И вы узнаете — если поэму прочтёте.
В ингредиенты книжки входят: посиделки у костра, история любви, волшебный мир с котом-великаном и даже неортодоксальный способ вылечить флюс и депрессию. Всё это приправлено приметами нашего времени от шутливого упоминания вакцинации и кольца в носу у героя (которое в один момент становится подобно кольцу Хоббита) до увлечения знати «всем тарабарским».
© «Луноход»
Одно из главных достоинств поэмы Шаранданова — она весёлая. И читается легко. Темпом и юмором напоминает «Федота-стрельца, удалого молодца». Шутки заключены и в сюжете, но более всего смешит сам текст.
И прихлёбывал Фаня напиток хмельной,
И плясал он и пел под волшебной луной,
И как будто бы мчал на горячем коне,
Но проснулся под утро верхом на бревне.
Из хорошего — рядом девица-краса,
Из плохого — болото кругом и роса.
Почти полноценной частью истории можно считать иллюстрации Екатерины Климовой. Выполнены они в красно-чёрно-белой гамме. Образы героев яркие, на их лицах талантливо нарисованы что удивление, что радость, что злость. Не сочтите за грех, но иной раз переворачиваешь страницу — и не чтение продолжаешь, а новую картинку рассматриваешь.
В целом «вторая часть» русской народной сказки оставляет после себя светлое впечатление. Можно порадоваться, что вместо песни у автора вышла 80-страничная поэма.
© «Луноход»
Как проходила работа над книгой, почему сдружились Емеля и Фаня и какая ещё сказка планируется в будущем узнали у автора поэмы Олега Шаранданова.
— Почему именно сказка «По щучьему велению» вдохновила вас на написание продолжения?
— В ней было два детективных вопроса, на которые можно ответить: как дурак исхитрился поймать волшебную щуку и почему эта щука дала себя схватить? А ещё хотелось поиграть с темой «что делать, если всё можно».
— Ваша работа над поэмой чем-то отличалась от работы над песнями?
— Да. Это гораздо больше похоже на работу! И когда пишется песенка — я пою, а здесь всё время читал. Если произносилось нелегко, переделывал. Раньше я думал, что поэмы — это очень сложно. А сейчас понимаю, что песни, да ещё и с текстом, который претендует на поэтический, намного сложнее. В гораздо более тесную форму нужно поместить огромное количество контекста: смыслового и эмоционального. И мелодию ещё придумать! И спеть.
— Как проходила работа над иллюстрациями: вы согласовывали с художницей образы героев или увидели результат, когда всё было готово? Подошли ли изображения под ваши представления о героях и сценах книги?
— Согласовывал в самом начале. Потом уже всё шло само собой. Замечания были только по Фане. У него в первой версии усы с бородкой были. Емеля, Марьиванна и Татьяна более менее совпали, все остальные оказались совсем не такими, какими я их представлял. Но мне показалось правильным дать художнице возможность показать их по-своему.
— «Прынч» Фаня обрисован как положительный герой, однако по сюжету поэмы он — племянник вражеского царя. Как так получилось, что Емеля и Фаня стали друзьями?
— Нет, этот царь пока не вражеский. Они же за яблоками войско отправили, а не на войну. Да и Емеля воевать не планировал, он просто испугался, что народ заскучает и дурить начнёт. Впрочем, у царей всё сложно. Сегодня вражеский, завтра дружеский, потом опять вражеский. Ничего личного. Политика… А Фаня Емеле просто симпатичен. Он смешной и очень искренний.
© «Луноход»
— Есть ли шанс, что в тридевятом царстве с возвращением Емели всё «тарабарское» постепенно выйдет из моды, или это останется в культуре царства?
— Думаю, что останется. Мода пройдёт, и всё будет гармонично освоено и переварено. Без фанатизма.
— Планируете ли в будущем написание новой книги?
— Я пишу сейчас сказку про Колобка и Великое Бездорожье. Очень надеюсь со временем превратить обе сказки в музыкальные пьесы.
Фото на обложке © «Луноход».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!