Юбилейный 100 Зальцбургский фестиваль - это 220 представлений в 44 дня на 16 площадках, где с 18 июля по 30 августа 2020 года соберутся гости из 80 стран мира, но в центре внимания будут российские артисты. Программа фестиваля была представлена накануне в Театре на Малой Бронной в Москве при поддержке Aksenov Family Foundation и Российского общества друзей Зальцбургского фестиваля.
“100 лет европейского культуры” - так говорит интендант фестиваля Маркус Хинтерхойзер о роли Зальцбурга в истории искусства. Родной город Моцарта создавал фестиваль-посвящение ему, но стал розой ветров для искусства, открыв свои двери также множеству других композиторов, художников, исполнителей. Фестиваль - сам традиция и классика - пережил все взлеты и падения XX века, он шел об руку с современностью, переосмысляя ее. Кроме того, вокруг фестиваля образовалось, как заметил профессор эстетики Базон Брок, “сообщество восхищения”: зрители со всех концов света, которые превратились в объединение единомышленников. Так, Российское общество друзей, основанное в 2013 г. Дмитрием Аксеновым, значительно обогатило репертуар фестиваля, поддержав проекты MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса. Это был первый российский коллектив, удостоившийся чести открывать Зальцбургский фестиваль в 2017 г., что раньше было прерогативой только Венского филармонического оркестра. В текущем году сложившийся дуэт дирижера Теодора Курентзиса и режиссера Ромео Кастеллуччи представит оперу “Дон Жуан”. Говоря о своем видении постановки, Курентзис задавал вопрос о том, почему мы сопереживаем преступнику Дон Жуану, может он воплощает наши мечты?
Концепция всей юбилейной программы предлагает размышления о частном и общем, о “личности vs сообщество”. Открывающая фестиваль “Электра” Рихарда Штрауса в постановке дирижера Франца Вельзер-Мёста и режиссера Кшиштофа Варликовского обращается к той же теме - неистовости и ярости личности.
“Нетерпимость 1960” Луиджи Ноно и “Борис Годунов” Модеста Мусоргского в главные герои выводят народ, показывают, как зарождаются общность идей в нем, протест, требование перемен, которые буквально сворачивает пространство, меняя эпохи.
Читайте также
Трактуя эту проблематику каждый по-своему, говоря о благе солидаризации и тяжести давления социума, свободе личности и разрушающем эгоизме, авторы оставляют дискуссию открытой для зрителя. Богатая программа фестиваля оставляет простор для выбора в составлении своего маршрута среди драматических постановок, концертов и экскурсий.
Возможно, дискуссии нет только в том, стоит ли летом 2020 ехать в Зальцбург насладиться свежестью альпийского воздуха и музыкально-прекрасного (Vom Musikalisch-Schönen), вступая в сообщество друзей фестиваля.
Ведь если в Перми, откуда уехал Курентзис, провозглашалось, что “Счастье не за горами”, то Зальцбург уверенно обещает “Hic habitat Felicitas” (“Счастье обитает здесь”).
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!