24 мая этого года Иосифу Бродскому исполнилось бы 75 лет. Какой подарок мог выразить всенародную любовь к творчеству нобелевского лауреата? Конечно, новый музей поэта в Петербурге!
Музей-квартиру имени Бродского изначально планировалось открыть к юбилею поэта. Но планы планами, а тем временем к финансовым и «бумажным» вопросам присоединяется еще одна проблема: собственница одной из комнат коммунальной квартиры отказалась съехать. Федорова не согласилась обменять свою комнату на предлагаемое правительством жилье. Расселением бывших соседей Бродского власти занимаются уже давно. В 2010 удалось выкупить комнату самой семьи. Естественно, пожилую даму, которая не хочет обменять жилье, силком из квартиры никто не вытащит. А потому планируется специальный вход в музей с черной лестницы.
Проект «Музей-квартира Иосифа Бродского» в течение нескольких лет разрабатывается Фондом создания Литературного музея Иосифа Бродского. Фонд планирует открыть не просто музей, а особое культурно-образовательное, поэтическое пространство. Экспозиции будут разрабатывабтся при поддержке Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме. Интерьеры комнат воссоздаются по фотографиям и иллюстрациям, сделанным до отъезда Бродского из СССР.
Квартира Иосифа Бродского, известная как «полторы комнаты», находится в доме Мурузи. Это бывший доходный дом со своей особой «литературной» биографией. В течение 23 лет здесь проживала яркая пара Серебряного века – Д. Мережсковский и З. Гиппиус. Также здесь находилась публичная читальня, а в начале 1920-х годов Н. Гумилевым был открыт Дом поэтов.
Иосиф Бродский, из эссе «Полторы комнаты»:
«Наши полторы комнаты были частью обширной, длиной в треть квартала, анфилады, тянувшейся по северной стороне шестиэтажного здания, которое смотрело на три улицы и площадь одновременно. Здание представляло собой один из громадных брикетов в так называемом мавританском стиле, характерном для Северной Европы начала века. Законченное в 1903 году, в год рождения моего отца, оно стало архитектурной сенсацией Санкт-Петербурга того времени, и Ахматова однажды рассказала мне, как она с родителями ездила в пролетке смотреть на это чудо. В западном его крыле, что обращено к одной из самых славных в российской словесности улиц — Литейному проспекту, некогда снимал квартиру Александр Блок. Что до нашей анфилады, то ее занимала чета, чье главенство было ощутимым как на предреволюционной русской литературной сцене, так и позднее в Париже в интеллектуальном климате русской эмиграции двадцатых и тридцатых годов: Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус. И как раз с балкона наших полутора комнат, изогнувшись гусеницей, Зинка выкрикивала оскорбления революционным матросам».
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!