С 14 по 25 мая состоится Дягилевский фестиваль, программа которого обещает сделать его самым знаковым событием 2017 года. О том, что приготовила команда Пермского театра оперы и балета под управлением дирижера Теодора Курентзиса, рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло. Команда портала Субкультура только сохраняет надежду, что вы уже в рядах тех бесчиленных зрителей, что не имеют никаких дел в мае, как лететь в Пермь.
На него летят целыми самолетами, бегут в гордом одиночестве, едут через всю страну огромными семьями. Разговоры и обсуждения на многочисленных площадках не смолкают ни днем ни ночью, количество знакомых лиц с каждым часом растет в геометрической прогрессии, к финалу парада событий в режиме нон-стоп эмоциональный градус становится все ближе к критической отметке. Тут провожают священную весну и встречают долгожданное лето, исполняют самые смелые мечты и загадывают желания, сочиняют стихотворения и восторженно говорят фразы в духе «мама, я видела Курентзиса/ Десятникова /Осетинскую/ Терзопулоса». Отсюда почти две недели критики пишут свои самые эмоциональные тексты, с этих просторов летят в социальные сети многочисленные пронзительные посты, на этих берегах удивляют, очаровывают, увлекают, меняют навсегда. Здесь живет музыка. Достаточно бегло взглянуть на программу Дягилевского фестиваля - 2017, чтобы моментально сделать вывод: те, кто уже принял решение ехать в Пермь на международный праздник искусства, который в этом году пройдет с 14 по 25 мая, могут начинать сами себе завидовать прямо сейчас. Те же, кого все еще терзают смутные сомнения, касающиеся приобщения к прекрасному, имеют возможность сиюминутно посмотреть на расстановку сил еще раз, повторно вчитаться в фамилии, сделать правильный выбор. Ведь такого вам точно не покажут ни в YouTube, ни во сне, ни по телевидению. Потому что этот музыкальный смотр обладает силой обратить любой строгий и лимитированный prime - time в Perm - time, что не знает никаких границ.
Высокий старт
Завсегдатаи фестиваля прекрасно знают, что в самом конце культурного забега на всех выживших несколько лет подряд стабильно обрушивался пресловутый катарсис. Попросту говоря, одна из симфоний Густава Малера. В этом году традиции решили изменить, поставив исполнение Первой симфонии великого австрийца, что будет сыграна фестивальным оркестром, на начало марафона. На сцене более ста человек, вторым актом обещают представить Концерт для скрипки с оркестром Альбана Берга, в котором просолирует Айлен Притчин, дирижер - Теодор Курентзис, подзаголовок симфонии - «Титан». Думаю, что комментарии здесь излишни. Вечером следующего дня банкет продолжится: на 15 мая назначено вручение премии для молодых музыкальных критиков «Резонанс», сопряженное с выступлением «Ensemble Micrologus». Этот коллектив из Италии уже много лет исполняет старинную музыку, активно принимает участие в фестивалях, посвященных Средневековью, занимается реконструкцией аутентичного звучания. Немного выдохнуть после двух столь насыщенных дней появится возможность на концерте квартета имени Давида Ойстраха, что обещает исполнить нежного Чайковского, ритмичного Шостаковича и страстного Канчели. А дальше стихия окончательно выйдет из берегов: датские умельцы «Between Music» будут играть опусы на органе, скрипке, кристаллофоне, ротакорде, других занятных инструментах. В огромных аквариумах, что заполнены водой. И это не фигура речи: исполнители несколько лет осваивали специальную технику пения, проворачивали эксперименты с дайверами, изучали природу звука. Полного погружения, как говорится, здесь не избежать.
Что: Открытие фестиваля/ Концерт фестивального оркестра
Где: Пермский театр оперы и балета
Стартовое время: 14 мая, 19:00
Что: Вручение премии «Резонанс»/ Концерт ансамбля старинной музыки «Ensemble Micrologus»
Где: Пермский театр оперы и балета
Стартовое время: 15 мая, 19:00
Что: Концерт квартета имени Давида Ойстраха
Где: Органный зал
Стартовое время: 16 мая, 19:00
Что: «Between Music», проект «Aqua sonic»
Где: Пермский академический Театр - Театр
Стартовое время: 16 мая, 21:00 / 17 мая, 19:00
Весь мир - театр
«Cantos» - проект, наделавший за три показа столько шума, что он уже просто не нуждается в представлении. Даже тот, кто не был в декабре в Перми, слышал, что этот спектакль композитора Алексея Сюмака, режиссера Семена Александровского, художника Ксении Перетрухиной, художника по свету Леши Лобанова, которых опытной рукой объединил Теодор Курентзис, основан на творчестве Эзры Паунда. А еще там есть огненное чудо, кругом пахнет ладаном, ежеминутно происходит визуальное пиршество, «там чудеса, там леший бродит». Сей Pound-trip - кубик Рубика, от вращения которого получаешь эстетическое удовольствие, соединенное с напряженными попытками во всем разобраться, найти логику, обнаружить потайные ходы. И «бездействие здесь было бы порочно, нерешительность подобна смерти». Если идти на подобный эксперимент с разбегу боязно, то можно попытаться подготовиться: в рамках фестиваля состоится перформанс труппы центра Ежи Гротовского «Hidden Sayings». В этой работе режиссер Марио Бьяджини изучает тексты, связанные с ранним христианством, песни юга США, традиции различных рас, их взаимодействие и взаимопроникновение друг в друга. Тему жизни и смерти поэтов подхватит спектакль Лилии Бурдинской «Распад атома» по антиэстетическому тексту Георгия Иванова, в котором автор откровенно спорит с витиеватостью и образностью Серебряного века. Любовь несчастна, мир ужасен, на парижском дворе 1938-й год. С 14 по 25 мая Пермь присоединится к череде променад - спектаклей немецкой команды «Rimini Protokoll» «Remote Х», где «Х» - название города, для которого адаптирован проект. Актеров здесь нет, зрители идут по улицам, следуя указаниям аудио-гида, все происходит в режиме реального времени. Декорации - городские артерии, актеры - все прохожие, реквизит - окружающая среда. 50 участников, 1 голос, 100 минут движения в неизвестном направлении. Прогулки прогулами, а праздник - по расписанию: в течение нескольких майских дней на фестивале будет петь и плясать долгожданная «Свадьба» Аны Соколович в постановке Антона Адасинского (премьера перенеслась с февраля на май). Шесть вокалисток, восемь танцовщиков, обряды, фантазии, страхи. Будем надеяться, что весной балканские песни, исполняемые без сопровождения, зазвучат еще пронзительнее, пыл не угаснет, а зрители подучат сербский язык. Ведь субтитров на этом празднике жизни не предполагается.
Что: Перформанс «Hidden Sayings»
Где: Дом Дягилева
Стартовое время: 17 мая, 21:00
Что: «Cantos»
Где: Пермский театр оперы и балета
Стартовое время: 18 мая, 1:00
Что: Проект «Remote Perm»
Где: Улицы города
Стартовое время: уточняется
Что: «Свадьба»
Где: Частная филармония «Триумф»
Стартовое время: 19 мая, 21:00/ 20 мая, 21:00, информация о дополнительных показах появится отдельно
Что: «Распад атома»
Где: Пермский академический Театр - Театр
Стартовое время: 21 мая, 20:00/ 22 мая, 19:00
Песни народов мира
Если мы не едем в какую - то страну, то музыка этой страны едет к нам. Здесь вам и азербайджанский певец - виртуоз Алим Хамза оглы Гасымов, мастерски владеющий искусством мугама; и индийский гость Пандит Харипрасад Чаурасия, считающийся лучшим бансуристом (исполнителем, играющим на бамбуковой флейте) современности; и сольный концерт группы из США «Three for silver», объединяющей рок, джаз и народную музыку; и вечер французского виолончелиста Бруно Коксе. Для романтиков - «Liederabend» - песенный вечер в исполнении меццо - сопрано Полы Муррихи и пианистки Тани Блайч; для реалистов - проект «Это (не)мечта», в котором Алексей Любимов и Луиз Моарти шустро сыграют произведения Джона Кейджа и Эрика Сати; для любителей камерного и тихого - концерт, где в полумраке исполнят Кшиштофа Пендерецкого и Эрнста фон Донаньи. А дополнительный билет в совершенно иной мир готов выписать всем желающим Антон Батагов, что впервые представит свой фортепианный цикл «Где нас нет», соединенный с отрывками из писем игуменьи Серафимы. О любви, об эмиграции, о сыне, что оказался за железным занавесом, о прощении, вере и времени.
Что: Концерт этнической музыки (Алим Хамза оглы Гасымов и Пандит Харипрасад Чаурасия)
Где: Пермский театр опера и балета
Стартовое время: 18 мая, 19:00
Что: Сольный концерт Бруно Коксе
Где: Органный зал
Стартовое время: 19 мая, 19:00
Что: Концерт группы «Three for silver»
Где: Органный зал
Стартовое время: 20 мая, 19:00
Что: «Где нас нет»
Где: Органный зал
Стартовое время: 21 мая, 18:00
Что: «Liederabend»
Где: Органный зал
Стартовое время: 22 мая, 19:00
Что: Камерный концерт
Где: Органный зал
Стартовое время: 23 мая, 21:00
Что: «Это (не)мечта»
Где: Частная филармония «Триумф»
Стартовое время: 24 мая, 19:00
Эта музыка будет вечной
Уже на третий день фестиваля не в шутку кажется, что звук витает в воздухе с утра до ночи. К вечеру пятых суток мерещится, что это уже не кажется. К седьмому фестивальному рассвету же и вовсе складывается ощущение, что музыка звучит круглосуточно. Без перерыва на обед и сон. Пожалуй, самыми ожидаемыми проектами этого года по праву могут считаться утренние концерты, что впервые появились в программе фестиваля. Представьте: четыре утра (и вы, вероятно, еще не ложились после бесед о спектакле, что прошел накануне), май, птицы, тепло, Пермская художественная галерея. Антон Батагов играет импровизации, первые солнечные лучи окутывают голоса хора MusicAeterna, благость льется с небес. Если ранний подъем - невыполнимая миссия, то можно попробовать погрузиться в музыку ночью: в этом году в программе традиционно присутствуют всеми любимые «Piano - gala» и «Cello - gala». Попробуем еще раз: 23-00 (вы, думаю, только что пришли с фестивального события), полумрак, Дом Дягилева, редкая возможность в момент прослушивания лежать на полу, программа не объявляется заранее. Бруно Коксе и Натали Клейн играют на виолончелях, а Антон Батагов, Алексей Любимов, Алексей Зуев - на рояле. «Что - то важное между» - концерт Московского ансамбля современной музыки, который представит произведения Жерара Гризе и Алексея Сюмака. Эту самую, современную, можно не любить, обожать, не понимать, игнорировать в будущем, не принимать до хруста пальцев, но для составления своего мнения необходимо хотя бы раз услышать. А финальным аккордом Одиннадцатого Международного Дягилевского фестиваля станет аттракцион невиданной и неслыханной щедрости: три хореографа представят премьеры трех балетов Стравинского. Владимир Варнава отвечает за «Петрушку», Алексей Мирошниченко ловит «Жар - птицу», Вячеслав Самодуров находится в поиске «Поцелуя феи». И все это на двенадцатый день музыкального каскада, в исполнении артистов Пермского балета и оркестра MusicAeterna, под руководством Теодора Курентзиса. Думается мне, что такому раскладу сам Дягилев мог бы позавидовать.
Что: Концерт хора MusicAeterna
Где: Пермская художественная галерея
Стартовое время: 18 мая, 4:00
Что: «Cello-gala»
Где: Дом Дягилева
Стартовое время: 20 мая, 23:00
Что: Концерт - импровизация Антона Батагова
Где: Пермская художественная галерея
Стартовое время: 22 мая, 4:00
Что: «Piano - gala»
Где: Дом Дягилева
Стартовое время: 23 мая, 23:00
Что: Закрытие фестиваля/ «Петрушка», «Жар - птица», «Поцелуй феи»
Где: Пермский театр оперы и балета
Стартовое время: 25 мая, 19:00
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!