Театральная мастерская «АСБ», Продюсерская команда MAD и Арт-кластер ThirdPlace в течение октября-декабря 2023 года проводят театральный фестиваль «Достоевский VS Станиславский», вдохновляющий познавать себя через искусство. На эти несколько месяцев мероприятия фестиваля ― мастер-классы, лекции, встречи с артистами и спектакли ― станут точкой притяжения осознанных людей Петербурга.
Философия фестиваля родилась из нравственно-философской позиции и художественных принципов Ф.М. Достоевского и К.С. Станиславского, которую кратко можно сформулировать как «Работа над собой». Участники и зрители фестиваля с одной стороны познакомятся с работой актера над ролью, а с другой стороны им предстоит самим поработать над собой, совершить духовный акт преображения, самосовершенствования, расширения границ сознания. Эмоциональное переживание героя станет личным переживанием человека, и этот путь зритель и артист пройдут вместе. Фестиваль «Достоевский VS Станиславский» создан для тех, кто задумывается о своём призвании и предназначении. Он призван через искусство сцены вывести зрителя на разговор, который продолжится на лекциях психологов, а ещё ― открыть в себе новые чувства, ощущения и эмоции, обсудить их появление и проработать на серии мастер-классов.
В программу фестиваля войдут:
- 6 психологических спектаклей (12 показов)
- 3 лекции с психологами на темы, поднимаемые в спектаклях
- 1 творческая встреча с поэтом/писателем
- 3+ обсуждения с артистами после спектаклей
Все спектакли фестиваля объединяют несколько фактов:
- один автор – KLIM
- один режиссер – Алексей Янковский
- драматургия – роман Ф.М. Достоевского «Идиот» и немного философии
- один актер на сцене
- обращение к Человеку, его внутренней незаинтересованной сути
Спектакли, которые будут показаны в рамках фестиваля, входят в цикл «8 из числа 7 или 7 дней с Идиотом», созданный драматургом, режиссером, лауреатом премии ЮНЕСКО KLIMом. Основной организующий принцип цикла ― евангелический. Перед нами как бы серия Евангелий, написанных от лица разных персонажей романа (Аглая, Настасья Филипповна, Мышкин, Рогожин и других). Каждый из персонажей представляет нам свою версию происходящего в романе, и речь в первую очередь идет о человеке, его внутреннем мире, его постоянной ежедневной борьбе с демонами. Мысли, заложенные в текст пьес, обсуждающиеся в них, гораздо шире и значимее узко-театральной проблематики.
Название цикла «8 из числа 7» записывается цифрами, а не словами, потому что, с одной стороны читается как «восемь (пьес) из числа семи (дней)», а с другой ― отсылает к цитате из Апокалипсиса («И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи и пойдёт в погибель» ― Откр.17:11) с идеей того, что апокалипсис это то, что происходит здесь и сейчас (причем здесь и сейчас всегда, не только в наше время).
Читайте также
Программа фестиваля:
- 22 октября, «Нежный возраст или странная история моей любви», Театральный музей
- 29 октября, «Падший ангел», Театральный музей
- 3 ноября, «Злой спектакль», Арт-кластер ThirdPlace
- 10 ноября, «Бес-Сон-Ницца», Арт-кластер ThirdPlace
- 13 ноября, «ДАО / Соблюдайте пустоту», ЦЕХЪ. Театр
- 18 ноября, «Падший ангел», Арт-кластер ThirdPlace
- 10 декабря, «Нежный возраст или странная история моей любви», Арт-кластер ThirdPlace
- 14 декабря, «Звезда моя Аделаида...», Арт-кластер ThirdPlace
- 22 декабря, «Нежный возраст или странная история моей любви», Театральный музей
- 24 декабря, «ДАО / Соблюдайте пустоту», Арт-кластер ThirdPlace
Автор пьес – KLIM. Драматург, режиссёр, лауреат премии ЮНЕСКО и фестиваля «Золотая маска». Автор более 50 пьес и работ в театре. Спектакли по его пьесам поставлены во многих городах страны и за рубежом.
Режиссер – Алексей Янковский. Театральный режиссер, педагог, основатель и художественный руководитель «Театральной мастерской АСБ». Лауреат премий «Золотой софит», «Новая драма», Международных фестивалей «Монокль», LUDI, «Один. Два. Три», «МОНОfest», «Сотоварищи», «Рождественский парад» и других. Поставил более 50 спектаклей на профессиональной сцене в России и за рубежом.
«Звезда моя, Аделаида…»
45-минутный монолог подвыпившей героини в буфете железнодорожной станции становится новым опытом существования образа, когда из множественности его характеристик, названий, форм прорывается настоящая природа Аделаиды. В хронологическом порядке, в причинно-следственной последовательности приходит героиня к оправданию собственного существования. За точку отсчета принимается детство, безоблачное, райское, тот исходный Эдем, из которого возможен только один путь ― вниз, поскольку все высоты уже достигнуты. Монолог ее ― не тоска обреченной души по лучшим временам, а утверждение начал, не конечный итог, а первый шаг на пути к спасению человечества.
Актриса ― Анна Прохорова. В 2007 году с отличием окончила «Школу русской драмы» им. И.О. Горбачева. Актриса театра Lusores. Занята в ведущих ролях в спектаклях режиссера А.Савчука «Гильгамеш», «Зангези» по Хлебникову, «Симфония №2» по Хармсу, «Игры в бисер» по Гессе, «Вафельное сердце» по М. Парр. В составе театра Lusores лауреат множества премий и фестивалей за лучший актерский ансамбль.
«Бес-Сон-Ницца»
Монолог Тоцкого, который вспоминает события своей жизни, получившие совершенно иное освещение в результате получения известия об убийстве Настасьи Филипповны. В основе пьесы ― история второстепенного героя «Идиота» Афанасия Тоцкого. Тоцкий находится в лечебнице для умалишённых в Ницце, мучается от бессонницы и мало-помалу впадает в тягучий и болезненный монолог. Тоцкий предстаёт как самостоятельная, цельная фигура. Следуя за текстом пьесы, Александр Кошкидько создаёт измученного душевной болью героя, чудака и лирика, странного человека, у которого как будто бы нет кожи, нет защитного барьера.
Актер ― Александр Кошкидько. Выпускник актёрско-режиссерского курса народного артиста РФ профессора Р.Б. Громадского. Актер театра и кино, актер Санкт-Петербургских театров Lusores, Театра «На Литейном», Teatro di Capua, Инженерного театра АХЕ, Такого театра, Театральной лаборатории Яны Туминой, «Театра Поколений».
«Злой спектакль»
В «Злом спектакле» актриса, драматург и режиссер исследуют тему предательства как основы зла. Точкой отсчета становится вечный образ Иуды, который актриса примеряет на себя, пропуская его через метафизику героев Достоевского. Эта постановка ― для думающего зрителя, ищущего в театре не развлечения, а серьезной душевной работы. Он для того, кто не боится встречи с собой, с тьмой внутри себя, не боится отвечать на самые страшные вопросы, которые ставит перед ним современное общество с его девальвацией понятий о добре и зле. Играя мужскую роль Иуды, Татьяна Мариничева, признанная, кстати, одной из самых красивых и стильных женщин Латвии, решается на тот же эксперимент над собой, какой, например, ставила Мерил Стрип в «Ангелах в Америке». Но Мариничева не просто превращается на сцене в мужчину и не только примеряет на себя образ самого противоречивого библейского персонажа. Как будто бы сбрасывая материальную оболочку, она становится проекцией подсознания своего героя, детально транслируя на сцене состояние внутреннего хаоса, агрессии, ненависти к себе. Актриса проецирует эти эмоции на каждого зрителя в зале, давая прочувствовать, что текст Клима не про ключевых персонажей Нового Завета, а про каждого из нас, вынуждаемого ежедневно отвечать на вопрос: что есть предательство и какова его цена?
Актриса ― Татьяна Мариничева. Актриса «Электротеатра Станиславский». Участвовала в ряде международных театральных фестивалей в Мюнхене, Кракове, Люблине, Бресте, Москве и Санкт-Петербурге. Соискательница латвийской национальной театральной премии Spelmanu nakts в номинации «Лучшая актриса года». В 2004 году по опросу латвийских СМИ удостоена звания «Самая стильная женщина Латвии». Лауреат международных театральных фестивалей «Камерата», Monofest.
«Нежный возраст или странная история моей любви»
Спектакль-путешествие в сторону опасной свободы, где актер и зритель остаются наедине друг с другом и с самими собой ― такими, какими они себя еще не знали или боялись узнать. Откровенный, нежный, пронзительный моноспектакль Натальи Свешниковой, о котором можно сказать, что это разговор души, прощающейся с телом. Только понимаем мы это постепенно, наблюдая то актрису, играющую роль, то героиню романа ― Настасью Филипповну. Перед нами душа, никак не решающаяся отлететь, уйти, расстаться (с этим телом, миром, жизнью), страшащаяся того, что должно наступить, и никак не желающая уходить, цепляющаяся за возможность побыть еще немного ― за нас, тех кому ей ну просто необходимо вот все это вот рассказать.
Актриса ― Наталья Свешникова. Выпускница Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова. Мастер спорта России по художественной гимнастике. Абсолютная чемпионка Карелии по художественной гимнастике. Актриса театра и кино. Лауреат Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой Софит», Международного театрального фестиваля Ф.М. Достоевского, Международного фестиваля камерных спектаклей LUDI.
«Падший ангел»
Монолог-воспоминание, в котором перед глазами Настасьи Филипповны, героини романа «Идиот», проходит вся ее жизнь за несколько мгновений до смерти. KLIM, автор пьесы, говорит, что «место действия «Падшего ангела» — время между мгновением, когда некто Рогожин взял книгу с закладкой в виде ножа для разрезания страниц, до мгновения сами понимаете чего». И героиня, с которой мы встречаемся в этой пьесе, также знает об этом. Знает, что сейчас произойдет. И ничего не делает для того, чтобы избежать этого.
Актриса — Кристина Бойцова. Выпускница РГИСИ (курс Г.М. Козлова). Актриса театра и кино, актриса Театра «Мастерская» и Театральной мастерской «АСБ». Играет Анну Каренину в одноименном спектакле в постановке Алексея Янковского по пьесе Клима. Преподаватель актерского курса в Санкт-Петербургском гуманитарном университете профсоюзов.
«ДАО или Соблюдайте пустоту»
Моноспектакль по китайскому трактату «Дао-Дэ Цзин». Текст Дао — это карта для человека, очнувшегося в определенный момент своей жизни и задавшегося вопросом: «зачем я здесь?». Вместе со зрителем актёр отправляется в путешествие, в путь от пестрого многообразия жизни к основам Бытия. Это Путь против часовой стрелки, а значит — Возвращение. Это тройное сальто-мортале назад. И этот трюк нужно совершить в реальном времени на глазах у публики, чтобы встретиться с самим собой таким, каким ты изначально был задуман. Текст Клима, который перевел Дао на язык театра,— многоуровневая конструкция с подвалом и вертолётной площадкой. По нему можно бродить бесконечно в поисках своих утраченных «Я». Или наоборот — теряя последние иллюзии относительно жизни, профессии и оставаясь один на один с «Божественным Нечто». Это «Нечто», как символ русского Пути, переплетаясь с китайским Дао по закону повторения от последней строфы к первой, образует круг, в центре которого Пустота. Или пустотно-отсутствующее, объединяющее Небо и Землю и составляющее одно великое отверстие.
Актриса — Ася Ширшина. Окончила Санкт-Петербургскую государственную академию театрального искусства в 2006 году (мастерская В. М. Фильштинского). Актриса театра и кино, актриса Театра «На Литейном», Театра «Приют Комедианта» и других театров Санкт-Петербурга. Лауреат Международных театральных фестивалей: «Монокль», «Театральный круг», «Камерата».
Нас ждут три месяца самопознания, самоопределения и самореализации.
До встречи!
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!