Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru
Дядюшкин сон

Ко дню рождения Федора Михайловича Достоевского Санкт-Петербургский государственный музыкально-драматический театр «АРТ» выпустил премьеру — «Дядюшкин сон» в постановке заслуженного артиста России Александра Исакова.

Эта комедийная повесть достаточно популярна в театре. Неудивительно: по самой своей структуре, по обилию ремарок она очень театральна. По мнению многих исследователей, она и задумывалась автором как пьеса: в тот период Достоевский интересовался водевилем и планировал написать «комедийку».

В ХХ веке в разное время образ Москалевой — «провинциального наполеона в юбке» — воплощали такие звезды, как, например, Ольга Книппер-Чехова в Московском художественном театре (режиссёр В. Немирович-Данченко, 1929 г.), намного позже — Фаина Раневская в театре им. Моссовета (руководитель постановки — Юрий Завадский, 1964 г.). В 2000 году в театре Вахтангова вышел «Дядюшкин сон» Владимира Иванова с Марией Ароновой в роли Москалевой и Владимиром Этушем в роли Князя.

В постановке театра «АРТ» в роли «светской львицы» выступает Вера Егорова — энергичная, изящная, с необходимыми нотками авантюризма и властности. Её желание «сделать карьеру», выдав замуж дочь за богатого старика, которого до сих пор все рассматривали больше как «свадебного генерала», очевидно и даже понятно. Есть в ней азарт. Её героиня, Марья Александровна Москалёва, страшна своей импровизацией. И при этом её домочадцы тоже достаточно активны и ей есть чего бояться — их инициативы. Встречались постановки, где исполнительница роли Москалевой-старшей становилась чуть ли не единственным «локомотивом» спектакля. Здесь же понятно, что ей расслабляться нельзя.

img_3306

Князь К. в исполнении заслуженного артиста России Мурада Султаниязова может прожить ещё долго. Он очарователен, его герой в склерозе живет в свое удовольствие. Этот «дядюшка» — прямой потомок древнего Панталоне из Комедии дель Арте. Их роднит и слабость к дамам «с формами», и хвастовство, попытки представить своё величие, когда от него нет и следа — если оно и было когда-то. Что интересно, этот персонаж, конечно, живёт в иллюзорном мире, легко путает сон и явь, но остальные, которые по древней традиции пытаются его обмануть, арлекины в образах «благородных» дам?.. Они где, в реальности? Ведь и их мир, сплетённый из наполеоновских войн в стакане воды, не менее фантастичен и иллюзорен. Каждый герой совершает свой «каминг-аут», разоблачая себя, свои планы и планы других, тоже под руководством внутренних идей и внутренних диалогов.

Отличается от традиционного, слабохарактерного, как описан у самого Достоевского, персонаж Павел Мозгляков в исполнении Никиты Брусова. Оригинальный текст несколько сокращён, поэтому интрига, затеянная Мозгляковым, получается лучше спланированной и быстрее реализованной, без лишней рефлексии. Таким образом, он здесь более сильная фигура на шахматной доске Мордасова, и весь сюжет мог бы развиться даже без участия остального «светского общества». Мозгляков раскаивается, когда видит страдания своей «возлюбленной», Зинаиды Москалёвой. Здесь эти двое оказываются реальным противопоставлением общественному болоту.

Зина в исполнении Анастасии Квитко — нежная барышня, но с внутренним стержнем. И вокал ее — актёрский, когда проживание текста говорит больше, чем слова.

img_3332

И при чтении книги, и при просмотре спектакля казалось, что будет логично, если при признании Зины Князь вдруг придёт в себя и предложит ей уехать с ним, несмотря на обман: они оба в этом обществе негласные изгои, они не встраиваются в него в силу своих особенностей. Но нет, это не сказка и не мелодрама, хотя финал и отличается от авторского. Эта история — провинциальный анекдот, поставленный в стиле времён прошедших. Нестрого выдержанные костюмы уводят куда-то в позапрошлый век, притом все дамы уездного Мордасова наряжены для разных мероприятий.

Стоит отметить сценографию спектакля. Художник-постановщик — народный художник России Вячеслав Окунев — соединил традиционные декорации с очень удачной проекцией. Эта проекция помогает менять и убранство комнаты, и демонстрировать сны Князя, и в финале, изменяясь, удаляет окончательно пасторальную атмосферу дворянского салона. Впрочем, передвижение порталов, которые время от времени закрывали заднюю часть сцены, можно было бы совершать открытым приёмом, без затемнения — «слуги» в масках, которые занимались перестановкой декораций под музыку, слегка напомнили своих «коллег» из великого спектакля Московского театра сатиры «Женитьба Фигаро».

Фотограф Артём Жданов

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика