Когда-то театральные афиши пытались привлекать зрителя громкими именами или оригинальными названиями. Однако сейчас подобным уже никого не удивишь, поэтому режиссёры и продюсеры пытаются предложить публике новые жанры: спектакль-променад, театрализованная экскурсия, гастро-спектакль. Кажется, такую тактику выбрал и «Театральный проект 27» (независимый театр для подростков из Санкт-Петербурга): в их репертуаре имеется и спектакль в ночном клубе, и фэнтези-концерт. А в этом сезоне театр порадовал зрителя ещё и рок-спектаклем Дмитрия Мулькова о подростковом бунте «Ключ от 505-й».
Рок-спектакль в нашем городе в последнее десятилетие, кажется, ещё никто не ставил. Рок-опера или даже рок-мюзикл — гораздо более понятные, устоявшиеся формы. Музыка определенного стиля является в них определяющей организационной силой. Здесь же, в спектакле «Ключ от 505-й» музыка и тексты песен важны, но лидирующие позиции всё же остаются за драматургией действия, а музыкальные композиции отвечают в основном за создание атмосферы и передачу настроения персонажей.
«Ключ от 505-й» — это спектакль о несогласии и противостоянии, затрагивающий проблемы самовыражения современных подростков. Об издержках системы образования, которая так или иначе оставила след в жизни каждого. О том, как сложно выстраивать взаимоотношения со взрослыми, когда моральных обязанностей у тебя хоть отбавляй, а права появятся только после выпуска из школы. О том, наконец, что вокруг тебя годами ничего не меняется, а внутри столько всего — стремления к выбору жизненного пути, первая влюбленность, желание не быть одиноким — что уже невозможно сдерживаться.
Сюжет развивается вокруг трех старшеклассников: Фила (Леши Филиппова), Аси (Анастасии Ковалевой) и Коня (Дениса Коняева). Двое друзей — отличник Фил и хулиган Конь — мечтают создать рок-группу и выступить на региональном музыкальном фестивале. Чтобы пользоваться школьными инструментами, ребята соглашаются выступить на школьном празднике, к ним присоединяется барабанщица Ася — ученица из параллельного класса, влюбленная в Фила. После несогласованного выступления Галина Владимировна, или Вобла, школьный завуч, запрещает им доступ к музыкальным инструментам. Учитель литературы Константин Николаевич по прозвищу Борода поддерживает ребят и помогает с репетициями, а также вносит залог за участие в фестивале. Параллельно мы узнаем о его былой симпатии к Вобле, которая всегда ставит правила выше людей. Еще раз это осознав, Константин Николаевич уходит из школы.
Конфликт отцов и детей — вечная тема в искусстве. Здесь он представлен глобально: отношениями героев-учеников как со своими родителями, которые выведены за рамки сцены, так и с учителями школы. В более широком смысле спектакль рассматривает конфликт системы и художника, то, как она влияет на его становление и развитие.
Читайте также
История, придуманная драматургом Ларой Бессмертной, отчасти автобиографическая: живший до 16 лет в селе Березовка Пермского края режиссер спектакля Дмитрий Мульков также создал в школе рок-группу и сталкивался с препятствиями на пути к своей музыкальной мечте. То, что Дмитрий — профессиональный музыкант, возможно, и определило жанр этого спектакля (ранее он работал с «Театральным проектом 27» в качестве композитора, хотя на этот раз отвечать за музыку он привлек своего друга и коллегу Андрея Платонова). Дмитрий, экспериментирующий с жанрами и формой современного театрального представления, никак не мог отойти от использования музыкального материала в спектакле, там тесно перекликающемся с его собственной судьбой. Как режиссер отметил в одном интервью, он даже нашел и использовал одну из мелодий, которая была написана во времена его участия в школьной рок-группе.
Драматические артисты, задействованные в постановке, не «переобуваются», пытаясь изображать из себя эстрадников, а просто выполняют поставленную перед ними задачу — достойно исполнить написанные для спектакля композиции. Они действительно неплохо подготовлены в плане владения музыкальными инструментами, но любой мало-мальски музыкально образованный человек поймет, что в партитурах нет сложных сольных гитарных партий, нетривиальных ритмов и оригинальных музыкальных рисунков. В то же время, эта простота очень точно соответствует выбранному музыкальному стилю, ведь русский рок в основном именно такой: предельно понятный, иногда даже однообразный и одновременно очень искренний.
Роли старшеклассников исполняют как уже знакомые зрителю «Театрального проекта 27» артисты Егор Строков (Трилле из «Вафельного сердца», режиссер Иван Пачин), Любовь Яковлева (Мать из «Принца в корзине», режиссер Владислав Тутак) и Алесь Снопковский (актер спектакля «Сочинение про Джобса», режиссер Иван Пачин). Учителей играют Игорь Головин и народная артистка России Антонина Введенская, которая впервые занята в спектакле театра. И ученики (несмотря на то, что визуально они больше похожи уже на студентов-старшекурсников), и учителя довольно органично смотрятся в своих амплуа.
Стоит отметить работу Любы Яковлевой: на ее долю выпали самые громкие вокальные партии, самые яркие ударные композиции и самые быстрые монологи, которые она зачитывала параллельно с игрой на барабанах. В эпизоде, где она рассказывает Филу о своих проблемах в вопросе самоопределения, о нелюбви к полному имени и желании быть настоящей, а не «удобной» дочерью, она задает себе темп на ударной установке, постоянно ускоряясь, балансируя на грани возможного, как канатоходец над пропастью. Находясь в зрительном зале, я будто шла вместе с ней, внутренне замирая и надеясь, что она не запнется, расслабившись только с последним ударом по тарелкам.
Интересно наблюдать и за игрой Игоря Головина: те, кто уже видел его в другой постановке «Театрального проекта 27» «Тетрадь мщения» заметят значительное отличие образов. И там, и здесь зритель встречает немолодого преподавателя, но в «Тетради» это неуверенный в своих действиях, зависимый от чужого мнения и поощрения матери неудачник, который боится и не любит своих учеников. В премьерном спектакле «Ключ от 505-й» это уверенный в себе, не потерявший любовь к преподаванию и детям, принимающий на себя весь груз ответственности человек.
Единственное, местами не вполне удаётся прочувствовать взаимоотношений между учителями и учениками в целом как между двумя противоположными социальными группами и кажется несколько удивительным, когда во второй половине спектакля возникает намек на некоторую любовную линию между ними.
Работа художника по свету Евгения Киуру получилась весьма необычной для драматического театра. Световая партитура, особенно в эпизодах, которые касались исполнения музыкальных композиций, была настолько непривычна для театральной сцены и так похожа на оформление клуба или концертной площадки, что у зрителя возникало ощущения присутствия на настоящем рок-концерте. Добиться такого эффекта, используя возможности площадки «Скороход», в целом для проведения концертов не предназначенной, было вдвойне сложной задачей.
Спектакль «Ключ от 505-й» стал еще одним ярким личностным высказыванием молодого и уже достаточно востребованного режиссера Дмитрия Мулькова и его не менее талантливой команды. До этого «Театральный проект 27» уже выпустил несколько подобных личностных работ: спектакль «Принц в корзине» вдохновлён реальными историями из жизни режиссера Владислава Тутака, чей отец действительно был известным спортсменом, а маленький Влад, которого бесконечно заставляли заниматься спортом, мечтал о театре; моноспектакль «Жирная Люба», основан на автобиографической повести известного российского режиссера Олега Липовецкого «Жизнь номер один» о непринятии, буллинге и возможности преодолеть все трудности при поддержке близких.
Вполне возможно, постановка «Ключ от 505-й» станет одной из самых удачных работ театра. Во-первых, потому что она с невероятной точностью попала в свою целевую аудиторию — подростков. Им дали возможность посетить на первый взгляд конвенциональный театр и — внезапно — проявить себя: не безмолвно сидеть на протяжении двух с половиной часов, а подпевать, кричать и поддерживать героев во время исполнения музыкальных композиций. Во-вторых, проблематика спектакля, так или иначе отзывается во всех без исключения зрителях: кто-то только будет выпускником, но уже понимает особенности системы образования, иные уже давно выпустились, но прекрасно помнят все положительные и отрицательные моменты, связанные со школой. И конечно, все без исключения любят качественную музыку и благополучные развязки.
А ещё было бы интересно посетить спектакль ещё раз через год-полтора, чтобы увидеть динамику его развития.
Спектакль создан при поддержке ООГО «Российский фонд культуры» и Президентского фонда культурных инициатив.
Фотографии предоставлены «Театральным проектом 27»
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!