Театр «Буфф» им. И. Р. Штокбанта провёл конкурс рецензий «Трудный лёгкий жанр», предложив непрофессиональным авторам попробовать себя в качестве театрального критика. Участники были разделены на две группы: «Буфф Плюс» для зрителей старше 25 лет, а также «Буффомания» для более юных талантов. Наш театральный редактор Егор Куликов вошёл в состав жюри этого конкурса. Следуя договорённости с организаторами, мы публикуем работу Демида Щеглова, которая получила одно из призовых мест в номинации «Буффомания» и специальную номинацию портала «Субкультура».
На Первомай я побывал в театре «Буфф» на детском спектакле «Школа магии». Впервые он был показан 23-го марта 2016 года, его длительность – 2 часа 15 минут с одним антрактом.
Несмотря на то, что представление рассчитано в первую очередь на детей (стоит маркировка 6+), на нём было немало взрослых и подростков, что связано с хорошим сюжетом и мастерством актёров. Кроме того, поражает зрителей многообразие возможностей сцены: в ней есть механизмы, лифты, движущиеся вверх-вниз плиты. В один из этих лифтов в конце спектакля опускается, как в тартарары, главный злодей.
Давайте разберём те самые два фактора – актёрское мастерство и сюжет – которые привлекают зрителей в зал.
Гарри Поттер с друзьями едет в Хогвартс для сдачи Единого Магического Экзамена. Его злейший враг Волан-де-Морт говорит ему, что помешает сдать экзамен, захватит Хогвартс и так далее и в таком же духе. Это напоминает оригинал (спектакль создан по мотивам произведений Дж. К. Роулинг), но он легче в исполнении для театра. Любое произведение необходимо переделывать, чтобы оно смогло появиться в другом виде – книга на экране, фильм в театре. Поэтому многие фильмы непохожи на свои прототипы – книги. Ведь книга, кино и сцена – это три разных вида искусства.
По прибытии учеников в магическую школу начинается их взаимодействие со зрителями – в основном с теми, кто сидит на первых рядах. Начинается с того, что директор школы просит зал помочь с выставлением оценок экзаменуемым. Первый же ученик (знакомый почитателям Гарри Поттера – его неуклюжий рыжий друг) показывает фокусы с зеркалом под музыку «Cantina Band», не обделяя детей на первых рядах воздушными шариками.
Затем идёт выступление Гермионы – подруги Гарри. Она демонстрирует «заклинание подчинения», что-то похожее на гипноз. При этом все актёры на сцене танцуют, носят её на руках. Примечателен тот факт, что все актёры театра поют сами – никакой фонограммы и в помине нет.
Пожалуй, самым искромётным является урок зельеварения. На нём присутствуют каламбуры, колкости, в том числе и незапланированные. В некоторых сценах содержится изрядная доля импровизации.
Затем следует урок ясновидения, магической биологии. Всё это является как бы прелюдией к финальной сцене битвы Волан-де-Морта и Гарри Поттера. Причём если Гарри поддерживают друзья и учителя Хогвартса, то главного злодея (слегка напоминающего Фантомаса из-за синей маски на лице) – «Тёмный легион», «Легион злых сил». Звучит грозно, но за этими громкими названиями скрываются люди в разноцветных ярких трико, поющих такими голосами, будто они вдохнули пару литров гелия.
Сам сюжет спектакля, согласитесь, не так уж и комичен (как и оригинал – в книгах присутствуют убийства, призраки, отчасти элементы триллера). Тут главное не в самом сюжете, а в репликах персонажей, сдобренных взвешенной порцией импровизации, от которых зал падает с кресел от хохота. Это один из тех самых факторов, которые привлекают людей всех возрастов на спектакль. Если сюжет с классическим юмором понятен как раз детям, то отдельные реплики и импровизация актёров направлены на взрослых. Здесь и каламбуры, и ирония, и сатира. Но вряд ли эти шутки могут показаться кому-нибудь обидными.
Особого внимания заслуживает актёрское мастерство. В основном коллектив труппы молодой, но молодость вовсе не мешает им, а наоборот помогает – и шутки получаются естественными (всё же в сюжете фигурируют выпускники магической школы), и акробатические трюки – лёгкими. Это однако не значит, что и пожилого директора, и профессоров играют одни лишь молодые люди. Их роли предложены «ветеранам» театра «Буфф», умудрённым сценическим опытом. Это Денис Гладкий-Клевакин (Северус Снегг), Александр Кожевников (привидение Безголовый Ник), Николай Скоромников (Альбус Дамблдор). Но колкости и шутки летят как от тех, так и от других.
Важное место занимает хореография и вокал – по ходу сюжета исполняется много песен, под которые актёры танцуют, выполняют трюки, жонглируют в темноте светящимися шариками. Все эти танцевальные, вокальные и акробатические вставки своевременны, вписываются в общую канву спектакля и выполняются безукоризненно.
Достойна особого внимания сцена игры в квидич. Свет на сцене гаснет. Выходят люди в светящихся трико и «летают» при помощи людей в обычной чёрной одежде, поднимающих их. Выглядит эффектно и завораживающе. Есть и другая интересная по замыслу сцена – актёры в масках и с огоньками на голове танцуют вокруг Поттера в полной темноте, в которой огоньки выглядят ещё более зрелищно. Секрет этих огней попробуйте разгадать сами, когда побываете на спектакле.
Отдельно хочется упомянуть декорации. Их немного, но они массивные, колоритные, как раз под стать магической школе, расположенной в старинном замке. Деревянные стол и скамьи, характерные, под старину, большой говорящий дневник и магическая шляпа – всё подобрано удачно.
Есть персонаж, который не выходит на сцену, а прямо въезжает на нее на роликах – это плачущее туалетное привидение Миртл (Юлия Ваганова). Оно действительно плачет – водой из пульверизатора. Интересен ещё один персонаж – Амур, который влетает в зал со стрелой любви.
Думаю, вам будет небезынтересно узнать, что Гарри умеет играть на гитаре. Об этом можно узнать, только сходив на спектакль – ни в книгах, ни в фильмах об этом не говорится. Вообще же Гарри – главный герой спектакля, но он как будто теряется среди множества персонажей и событий, что обусловлено желанием сценаристов рассказать не только историю Поттера, а ещё и передать дух экзамена, атмосферу магии, соперничества факультетов. Даже название «Школа магии» (в отличие от названий книг и фильмов – «Гарри Поттер и …») говорит о том, что мальчик со шрамом не является здесь (на сцене театра) главным объектом рассказа. Речь пойдет о «вечном»: дружбе, семье, любви, взаимовыручке.
Но в эффектном финале зрителей ждёт битва со злодеем. На сцене остаются только они – Гарри и Волан-де-Морт. Этой сцене предшествует другая, более смешная и знакомая многим по одной компьютерной игре. Волан-де-Морт, стремясь ослабить Гарри, похитил его подругу Гермиону, заточив её в подземелье. «Супер Гаррио» отправляется её спасать. Талантливые сценаристы переделали эту сцену, не меняя главных и самых узнаваемых деталей, добавив к ним порцию юмора. Это ещё один фактор, обеспечивающий приток взрослых в зал.
Скажу напоследок, что ни одна «Школа магии» не похожа на предыдущую. Можно приходить на неё хоть сотни раз, но всё равно каждый последующий будет по-своему интересным и задорным. От всей души желаю всем, кто участвовал в создании спектакля, оставаться такими же энергичными, смекалистыми и талантливыми!
И помните, что даже в самые темные времена нужно обращаться к свету.
Фотографии предоставлены театром «Буфф»
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!