Расскажи мне про пропасть, в которую ты летишь.
27 ноября в Санкт-Петербургском театре «За Черной речкой» прошёл спектакль по роману Джерома Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Доказательство простой истины о том, что выход есть всегда. Единственный роман классика, запрещенный для экранизации, но не для театральных постановок, и, таким образом в Санкт-Петербурге уже не первый год этот спектакль ставится (Режиссер-постановщик - Мария Мирош), и у зрителей есть возможность увидеть, а не только прочитать.
Перед спектаклем кто-то в шутку или нет ведёт себя так, как точно не стоит вести себя в театре: ругает сиденья, «Для детей? Ноги деть некуда. Не придем больше к вам!» Небольшая сцена, декораций практически нет, но это просто не важно, во всяком случае, понимание этого приходит во время спектакля. Не важно, что стул превращается в барную стойку или лестницу в пропасть. Не в этом дело, на это не стоит обращать внимания. Актёрская игра заставляет не думать о том, что вообще стоит за ними в тот или иной момент.
По сюжету у Холдена Колфилда (Сергей Барабаш) появляется воображаемый друг, которому герой вещает о своей жизни. Да нет, на самом деле это психоаналитик (Анатолий Журавин). По сюжету оригинального произведения главный герой лечится от туберкулеза в какой-то «треклятой» клинике, в которую его сплавили родители. Но в спектакле этого не поймешь, скорее, воспримешь доктора как личного психолога - в стиле американского кино, которое герой «терпеть ненавидел». Хороший ход: выкинь из романа рассуждения Холдена Колфилда наедине с собой, и в книге не осталось бы даже на памфлет. Поэтому появляется такой герой-функция, как Ватсон при Холмсе. Вообще со стороны кажется, что богатенькому подростку-самодуру купили очередную дорогую игрушку, знаете так… на пару раз в неделю, которая в бонус еще и мозги прочищает. Показано, будто все поступки героя неоправданны, не имеют под собой основы, просто метания подростка. И Бог знает, почему эта история выделилась среди тысячи подобных! Адаптация сюжета: никто не ждёт глубины личности там, где нет элементарной логики поступков, где присутствует лишь бесцельность. Переходный возраст – вот это каждому понятно.
В спектакле «Над пропастью во ржи» было много неожиданных, интересных интерпретаций того или иного эпизода. Например, отношения с Джейн Галахер (Анастасия Тюнина) или поход на каток вместе с Салли Хейс (Наталья Мызникова) - маленькие истории, очень точно и трогательно показанные без слов. К некоторым эпизодам отнеслись с долей юмора. Сцена с таксистом (Анатолий Журавин), который куда забавнее оригинального, особенно с английской версией «Дорогой длинною», вагон для некурящих, где миссис Морроу (Ирина Клюева) и Колфилд пытаются не попасться за курением, Салли Хейс -фанатка и монашка, любящая католиков - всё это оживляло постановку. Издевательства над Экли (Ярослав Соколов). Адаптация сюжета: если в романе к Экли проявляли терпение, в спектакле Холден Колфилд и Стрэдлейтер (Андрей Зарубин) не дают ему прохода, подкалывая и подшучивая. Куда проще объяснить такое отношение к тому, чего не понимаешь, а что люди могут знать о терпении в шестнадцать лет? Миссис Спенсер (Ирина Клюева), которая ничего не слышит, но думает, что слышит. Только эпизод, когда старик Спенсер (Сергей Заморев) обнимает главного героя романа кажется неоправданным.
Финал постановки вызывает смешанные чувства. С самого начала настораживает, что психоаналитик выполняет роль папочки. В жизни каждого подростка был такой диалог:
- Да я их всех презираю, они мне не нравятся!
- А ты думаешь, ты им нравишься?! Начни с себя.
Даются полезные советы, и по спектаклю психоаналитик спасает Холдена Колфилда от пропасти, хотя не совсем понятно, почему тот хотел в неё слететь, и почему психоаналитик из воображаемого друга, дорогой игрушки и саркастичной палочки-выручалочки вдруг превращается в молящего о благоразумии и радеющего. Странная метаморфоза. Впрочем, финал постановки однозначен. Фиби (Василиса Шакунова), сестрёнка главного героя, в знак некого примирения отдаёт игрушку психоаналитику как символ завершенности, некого согласия. Наверное, чтобы зрители уходили с ощущением приятной полноты. Практически уход в закат. Бывает ли так, было ли так в романе – остаётся риторическим вопросом для каждого зрителя.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!