В открытый космос Камерного музыкального театра имени Бориса Покровского во всем великолепии вышел "Титий Безупречный". О том, как режиссер Владимир Мирзоев, композитор Александр Маноцков и художник Александр Лисянский воплотили в опере пьесу Максима Курочкина, читайте репортаж нашего корреспондента Екатерины Нечитайло.
"...Они никогда не взбунтуются, пока не станут сознательными,
а сознательными не станут, пока не взбунтуются".
Джордж Оруэлл, "1984".
Вы когда-нибудь убивали дельфинов бейсбольной битой? Бороздили просторы Вселенной в поисках существ, которые умнее зажигалки? Смотрели "оперу в опере" по мотивам пьесы Шекспира, в которой с XVI века притаилось 34 трупа? С момента вступления в свои права "Тития Безупречного" на сцене Камерного музыкальном театра имени Бориса Покровского стали возможны эти и многие другие аттракционы фантастического парка страшилок. Взяв за основу текст Максима Курочкина, режиссер Владимир Мирзоев и композитор Александр Маноцков постепенно приучают зрителя к различным вариациям на тему апокалипсиса, устраивают экскурсию в последствия неверного выбора, наглядно демонстрируют возможный облик будущего. Будущего, которое даже не стоит пытаться спасать.
Пьеса одного из любопытнейших современных драматургов Максима Курочкина была написана в 2008-м году, когда Королевский театр и Royal Court предложили российским и украинским драматургам попробовать свои силы на шекспировском поле, дали задание создать тексты по мотивам его опусов. В пространстве вольного пересказа "Тита Андроника" правит Локальное Бюро, люди полностью утратили способность к самостоятельным суждениям и мышлению, полеты в космос и завтраки в разных его уголках - обычное дело, цивилизация фактически изничтожила сама себя, но еще жива святая вера в спасительное искусство. В один прекрасный день Космонавту - Капитану, сохранившему зачатки мыслительной деятельности, которого этим самым искусством периодически накачивают, показывают спектакль по одноименной пьесе великого английского драматурга, чтобы в финале задать фундаментальный вопрос: так что же является главной опасностью для человеческой цивилизации?
"Титий..." - образцово-показательный ответ всем, кто при слове "опера" затыкает уши, изображает насмешливую гримасу, презрительно фыркает, тянется к подушке. Это эхо романа "451 градус по Фаренгейту, отзвук линчевской "Дюны", предвестник возможных исторических хроник, скажем, 3000-го года. Время действия - далекое будущее. Место действия - где - то в бескрайнем космосе. Над болезненно - зеленым пространством сцены, которое разбивается вкраплениями плитки и окон, нависает фигура пеликана, гаргулья, мужской торс, беспорядочно тянутся вены водопроводных труб (художник - Александр Лисянский). По правую руку выстроилась череда торшеров с медными плафонами, на которые нанесены иероглифы, а рядом с ними висит небольшой колокол - тревожный вестник опасности и перемен. Все действие оперы можно условно разделить на две части: в первой пришедших знакомят с героями, укладом жизни, способах выживания, а во второй, во время оперы для Капитана (Павел Паремузов) и зрителей, воссоздают безжалостную форму невероятных совпадений с сегодняшним днем.
Космическая эпопея мира эпохи упадка буквально пышет абсурдом, продолжает дело Владимира Сорокина. В ней практически нет ярких цветов, у Капитана спортивные штаны заправлены в кирзовые сапоги, в межпланетных капсулах забывают курицу, жена является "нерегулярной", поверх белых рубах с широкими рукавами Администратора - убийцы и Аналитика - убийцы надеты кожаные фартуки мясников, а трио, оно же Сгусток, состоящий из Ульяны Разумной, Алексея Сулимова, Кирилла Филина, у которых окровавлены пальцы, выбелены лицами, почернели от тоски глаза, постоянно комментирует происходящее. В этой части огромную роль занимает ритм, фоновые шумы, создающие ощущение накала и тревоги. Оркестр будто готовится к началу спектакля (так оно и есть), настраивается, разыгрывается, но в этом первобытном хаосе, который обычно сопровождает вход зрителей в зал перед началом оперы или балета, и спрятана музыка невероятной силы воздействия. Капитан Паремузова - человек сомневающийся, но при этом безукоризненно подчиняющийся системе. Безупречно. Густым звуком он уверенно выпевает - выговаривает пассажи, вглядывается в темноту зала, принимает решения внутри и голосово: то подвешивает интонации в сомнении, то смачно и зычно ругается, то наивно и тонкозвучно проясняет фронт работ на ближайшее время.
Ничуть не рациональнее обстоят дела во второй части, в этакой гамлетовской "Мышеловке", в опере в квадрате, по сюжету которой легендарный и страшный в своей безупречности колонизатор Титий (Александр Полковников) отказывается принимать власть после Генерального бюрократа Архитектона (Герман Юкавский) в пользу клерка Субурия (Борислав Молчанов). И во имя возможности иметь право на личную жизнь, быть невидимым для датчиков - камер - электронаблюдательных машин. Надо сказать, что здесь вступает в игру пародия на барочную оперу, в которой нередко присутствовало (как и в шекспировском театре) смешение высокого и низкого, патетического и фарсового, трагического и гротескного. Поэтика барокко, выстраивающаяся на противопоставлениях, парадоксах, символах, аллюзиях, аллегориях, дает огромные просторы для художника, отвергающего обыденность, возможность соединить и откровенную буффонаду, и текст, играющий на понижение, и вырванные глаза, и клоунский нос, и нежные звуки клавесина, и даже странную (надо признаться, что не всегда удачно выбранную) пластику.
Кажется, что музыка Маноцкова не о прошлом или будущем, не об одном вопросе или проблеме, а обо всем сразу. Ее сложно запомнить, но от нее нельзя оторваться. Здесь и тоска по барочной орнаментике, и врывающиеся в звуковую ткань узнаваемые мотивы, и мощные хоры, и острые речитативы, и шумовые эффекты, и мятежный дух Шенберга - Берга, и генделевская театральность. Он не выходит за пределы звуковых регистров, не оглушает, не запугивает, а тонко и иронично преподносит срез времени, застывший между вчерашним и новым. Под руководством дирижера Айрата Кашаева оркестр будто старательно изучает новый для себя язык, прислушивается, вдумывается, пробует на вкус, цвет и запах музыкальные разноплановые потоки.
Мирзоев создает атмосферу незримой, но изощренной тирании, при которой страшиться нужно и подлости, и ложной безукоризненности, и панибратства, и насилия, и даже надуманного домашнего удобства, псевдоуюта. Титий - Полковников, облаченный в широкие бордовые штаны и кожаные доспехи, схож с каким - то причудливым насекомым, восточным войном. Он смело разрезает воздух ребром ладони, зависает в статных позах, несколько пафосен и монументален, прорисован грубыми штрихами внешне, но тонко выведен вокально. Звонким тенором Борислав Молчанов рисует его личного врага Субурия - воплощение пресмыкания, цинизма, мелкости. Именно он уничтожит всех сыновей Тития, спровоцирует на проявление насилия, убив его жену Порк (пронзительная Екатерина Большакова), оставит бывшего Безупречного умирать на пороге собственного дома в полном одиночестве.
Кульминацией торжества безумия становится отчаянная финальная попытка хора выпытать у Капитана его мысли на тему увиденного, моментальное решение общих проблем, рецепт от всех болезней и апокалипсисов. Но заветного ответа на главный вопрос о том, кто же наш самый главный враг, так и не прозвучит. Потому что он совсем не из этой оперы, а всегда находится внутри каждого из нас. Вне зависимости от времени, состояния и места дислокации.
Фотографии Олега Хаимова
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!