В "Золотой маске" "Чаплин" Уоррена Карлайла посетил с визитом Театриум на Серпуховке. О том, как культурная столица зажигала огни Бродвея, рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.
У каждого из нас, даже если мы уверены в завтрашнем дне, хватает проблем, решение которых оказывается очень длительным и болезненным процессом. Вот уже не первый век большинство людей объединяет одна единственная и, вероятно, самая страшная проблема — безразличие, которое проявляется и по отношению к ближнему, и по отношению к самому себе. За счастливыми улыбками порой скрываются тяжелейшие внутренние конфликты, за статью и беззаботностью прячется ночное одиночество, а из - за плеча признанных шедевров часто выглядывают открытые душевные раны. В рамках фестиваля "Золотая Маска" состоялся показ спектакля о персоне и временах, наполненных одновременно и всепоглощающим безмолвием, и безостановочной каруселью звуков. В нежном мюзикле "Чаплин" Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии огни большого города манят, но не обласкивают, подмигивают, но ничего не обещают, светят, но не греют.
В переменчивом мире искусства звезды загораются и гаснут, но Чарли Чаплин и кинематограф - два синонима, скрепленные нерукотворной печатью. Сегодня фильмы, которым стукнуло почти 90 лет, вызывают подлинное восхищение без навороченных спецэффектов, гламурных интерьеров, заумных сценариев. О его гении писались книги, снимались картины, его именем назван астероид, а в 2012-м году на Бродвее состоялась премьера спектакля о жизни великого киноартиста и режиссера. Либретто и музыку бродвейского мюзикла «Чаплин» написал композитор Кристофер Кёртис на основе своей книги «История Чарли Чаплина», созданной в соавторстве с Томасом Мианом, трехкратным обладателем премии «Тони». Но Нью-йоркская критика встретила спектакль прохладно: вместе с превью мюзикл был показан на Бродвее всего 160 раз. С 2013-го года, после получения лицензии на постановку "великий немой" начал искать себя, отбивать чечетку, снимать кино уже на сцене Петербурга под руководством режиссера и хореографа Уоррена Карлайла и дирижера Юрия Крылова.
После открытия занавеса, на который проецируется знакомая каждому фигура комика в шляпе и с тростью, Чаплин (Евгений Зайцев), удерживая равновесие на узеньком канате, с легкой улыбкой слушает собравшихся внизу персонажей. Он подвижен и улыбчив, но в глазах будто застыли слезы. Весь спектакль он будет находиться в опасной балансировке между детством и зрелостью, мамой и фильмами, политическими высказываниями и желанием спокойствия. Мюзикл выстраивается музыкально - биографическим дайджестом, скоростной магистралью, по которой стремительно несется герой, подпрыгивая на ухабах, поднимая пыль, встречая события разной степени приятности. В черно - белом мире художника - постановщика Беовульфа Боритта, воссоздающего атмосферу кино начала ХХ века, постоянно происходят перемены, перемещения, кружения: то по сцене проскальзывают предметы быта, то нагромождаются примечательные особенности съемочной площадки, то сверху спускаются экраны, на которые выводятся фрагменты фильмов, газетные заметки, лицо главного героя.
Все начинается с детства: первая часть спектакля посвящена поискам мотивировок и причин, выявлению событий, повлиявших на формирование образа Чаплина. В противовес беспечной музыке и большой доле шуток на сцене кинокадрами мелькают драматичные картинки из прошлого. Неоднократно перед взрослым артистом возникает призрак его детства: мальчуган Чарли, заглядывающий в окна; рассматривающий красивых людей; подпевающий в мюзик - холле маме, которая вскоре будет помещена в психиатрическую клинику; отправленный вместе с братом Сидом в приют, но сумевший открыть окно в большой мир. События здесь несутся со скоростью реактивного самолета: вот Чарли лишен внимания женщин в Лондоне, а вот уже в центре событий в Голливуде; вот его брат стал его же менеджером, а вот они заключают миллионные контракты; вот он узнает, что станет отцом, а вот у него третья жена; вот он - нелепый неумеха в первый съемочный день, а вот он уже становится обладателем своей собственной киностудии. Во время показа на сцене периодически появляется человек с хлопушкой, объявляющий, что в данный момент идет съемка сцены из фильма "Чаплин". Фильма, второе название которого - "Жизнь", где Чарльз Спенсер является и режиссером, и актером, и автором сценария, и композитором, а прямо сейчас происходит дубль первый и единственный.
Чаплин здесь - не человек - праздник, не идеальный персонаж, не бронзовое изваяние, не памятник самому себе, а мужчина, оттачивающий мастерство, заводящий романы, разочаровывающийся, принимающий все близко к сердцу, достойно выдерживающий взлеты и падения, произносящий лозунги - речи, мечтающий о настоящей семье, которой был лишен почти с самого рождения. Он и выплясывает на столе, и вышагивает фирменной походкой, и пародирует Гитлера, и поднимается под сценой, и, конечно, поет тщательно ограненным звуком. Кажется, что Зайцеву, невероятно похожему на настоящего Чарли, эта роль дается с максимальной легкостью и изяществом: как умелый скрипач он играет на струнах человеческих душ, мгновенно влюбляет в себя, заряжает музыкальным и драматическим током, обволакивая медово - бархатным голосом. Главный соперник Чаплина - Хедда Хоппер (Мария Лагацкая - Зимина), которая всеми журналистическими силами старается его "потопить", - ни на секунду не отстает от своего недруга. Статная рыжеволосая актриса являет собой невероятную женскую манкость, приправленную цинизмом и чарующими переходами от вокала к тексту.
В кертисовской музыке строгой ритмичности лирические напевы скрипок легко сменяются на оглушительный призыв духовых, аккордеон задорствует, волны клавишных нагоняют драматичность, перкуссия задает притягательный настрой, танго, вальс, мотивы увертюры "Свадьбы Фигаро" Моцарта и джазовые переливы мирно соседствуют и переплетаются. Эти мелодии хорошо усваиваемы, они впечатываются в память, заставляют ногу неконтролируемо покачиваться в такт. Юрий Крылов с легкостью и азартом ведет за собой буйство мотивов, играюче сдерживая накатывающую порой звуковую лавину. Оркестр не перетягивает одеяло на себя, но при этом не является просто "аккомпанирующим" элементом, создает звуковое полотно устойчивой целостности и сдержанной красоты при весьма традиционной музыке. Каждая реплика и музыкальный номер, любое танцевальное па и комическая реприза вырастают из действия, укрупняют его, развивают и вычерпывают. Предельно условный, яркий театральный жанр непостижимым образом сочетается с естественностью, а поется в этой работе лишь тогда, когда слова уже не в силах помочь. Да, "Чаплин" явно поставлен для настоящих романтиков, чувствующих сердцем, но он не выглядит карамельно - лубочным, миленьким, притворно - слезным. В нем удивительным образом соединяются и досконально проработанное либретто, и точное вокальное исполнение, и зрелищность, и необходимая доля юмора, и масштаб личности.
Еще режиссер Григорий Козинцев считал, что маленький Чарли всегда сильнее большой свалившейся на него беды, потому, что он над ней смеется. И, смеясь вместе с ним, делаются сильнее зрители. В финале же, когда великий артист возвратится в Америку после 20 лет изгнания, он не будет никого обвинять, не станет паясничать, откажется от ненужных вопросов. Он просто посмотрит на собравшихся самым спокойным из своих многочисленных лиц. Посмотрит и уйдет в вечность застенчивым бродягой с неизменной тростью и грустной смущенной улыбкой, со шляпой и цветком в петлице, смешно оттопырив карманы, неуклюже переваливаясь, и, вероятно, обдумывая свой новый киношедевр.
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!