Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

В Перми премьерами произведений Дмитрия Шостаковича «Оранго» и «Условно убитый» открылся Дягилевский фестиваль. О совместно созданном Теодором Курентзисом и Алексеем Мирошниченко антиформалистическом райке рассказывает наш корреспондент Екатерина Нечитайло.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

«..По горну вставать, по свистку купаться, под барабан строем шагать, под баян обедать. А если все это будешь делать хорошо, то в гробу будешь лежать под оркестр...»

- "Утомленные солнцем»(1994)

Сегодня в репертуарах многих театров в первых строчках и большими буквами прописываются имена создателей, которые были существенно недооценены в свое время. Самыми ожидаемыми премьерами порой становятся названия, снятые когда-либо после первого показа. Нельзя забывать о ставших классикой постановках, вызывавших сто лет назад крупные международные скандалы. К ним возвращаются, о них пишут, их переосмысливают, открывают, признают. Но и по сей день существуют тексты и партитуры, забытые заживо. На открытии Девятого Международного Дягилевского фестиваля в Пермском академическом театре оперы и балета им. П.И. Чайковского прошел антиформалистический праздник имени Дмитрия Шостаковича. В парадоксальном конструктивистски-карикатурном гибриде оперы «Оранго» и балета «Условно убитый» хореографа и режиссера-постановщика Алексея Мирошниченко и дирижера Теодора Курентзиса, ходят строем, сооружают спортивные пирамиды, катаются на велосипеде, играют на гармошке, поют с флажками, досконально и публично учат надевать противогаз, преподнося горькие истины под чудовищным слоем сатиры.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

Человек человеку - примат

В булгаковском «Собачьем сердце» профессор Преображенский делает из собаки пролетария с помощью пересадки гипофиза и семенников; Ивана-Пьера Присыпкина-Скрипкина из «Клопа» Маяковского выводят из заморозки через 50 лет после НЭПа; Ихтиандр Беляева - мальчик с легкими акулы. Незаконченная опера - буфф одного из последних великих композиторов ХХ века с причудливым названием «Оранго», за либретто которой отвечали писатель Алексей Толстой и журналист Александр Старчаков, была заказана Большим театром в 1932 году, но в определенный момент работа над ней была прервана. Рукопись считалась безнадежно утерянной, но в 2004-м году она обнаружилась в архивах Музея имени Глинки, после чего ее оркестровкой занялся английский музыковед и композитор Джерард Макберни.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

В современной интерпретации задники сцены герметичны, геометричны, супрематичны, выполнены на стыке живописи, архитектуры и дизайна, продолжая традиции Малевича, Татлина, Лисицкого, Экстер. Пространство, оформленное художником Андреем Войтенко, обрамляет череда порталов цвета морской волны. Все насыщенное, густое, пестрое, но урегулированное и систематизированное. Место действия - эстрада у Дворца Советов. Время действия - светлое настоящее. Причина собрания - коллективный праздник. Кажется, что хор MusicAeterna в кедах, футболках цвета цыпленка, рабочих комбинезонах, с платками и иными головными уборами вот-вот запоет какую-то бравую советскую песню. Они готовятся к старту, маршируют первомайским торжественным шествием, ходят стройной толпой, усаживаются на пол, по-пионерски прикладывают руку ко лбу, жаждут зрелищ. Это не то ожившая фотография Родченко с культмассовых праздненств, не то агитационный фильм, в котором двигаются, танцуют, поют густым и осознанным звуком (хормейстер - Виталий Полонский). Неутомимый конферансье Весельчак (Олег Иванов) в голифе и с языком без кости обещает массам и приезжим иностранцам скорый выход Оранго (Павел Рейман) - деклассированного элемента в шароварах и с обилием волос на руках, среднего звена между человеком и обезьяной, которое играет на ксилофоне, ест при помощи вилки, смешно передвигается, расслабив верхние конечности и сместив точку опоры. Проносятся культуристы в коротеньких штанишках и беленьких футболочках, выделывает кренделя ногами хор, кружится в пируэтах «восьмое чудо света" Настя Терпсихорова (Инна Билаш), всячески демонстрируется, что Советский Союз впереди планеты всей и в спорте, и в балете, и в труде. Существо же под шкурой зверя, узнав среди пришедших одну из женщин из прошлого, провоцирует создателей гибрида на рассказ о его зарождении и существовании: жил в Париже, был на войне, ездил в СССР, был разоблачен, женился. Сейчас же его выводят на поводке всем на смех.

В этих веселых советских картинках на передовой позиции находятся медные и ударные, четкость и резкость, дрессура и муштра, а главным оружием становится смех. Делай - раз, делай - два, делай - три. Хором, строем, одновременно. Именно в этой механистичности финальное "посмеемся-посмеемся над бесплодною попыткой управлять штурвалом жизни обезьяньими руками» звучит призывом, проявляющим слепость, инертность и замену индивидуального на коллективное.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

Безвоздушная тревога

Во втором акте аттракционы приобретают уже серьезный окрас. «Условно убитый» начинается со знакомых призывных звуков барабана и трубы, с увертюры, которую зритель уже слышал в «Оранго". Шутки кончились - в игру вступают учения Осоаваихима, в которых подробно по полочкам раскладывают различные виды отравляющих веществ. В основу эстрадно - циркового ревю, созданного в 1931 году, была положена тема обороноспособности страны: во время учений кто - то обязательно должен был стать «условно раненым», «условно выжившим», «условно убитым». В прежнем спектакле, который шел на сцене Ленинградского мюзик-холла пять месяцев, в главных ролях блистали молодые Клавдия Шульженко и Леонид Утесов. В одноактном балете образца 2015 года, поставленном Алексеем Мирошниченко по мотивам прежнего, мороженщица Маша Фунтикова (Наталья де Фробервиль (Домрачева)), перемещаясь с улицы в газоубежище, из газоубежища в ресторан, из ресторана в рай, из рая в дурман, крутит пируэты, натягивает противогаз, спасается от ревности, учится выдержке, сноровке и скорости. Здесь и велосипедист, и детская коляска, и овчарка, и гармошка, и гитара, и агитационные плакаты, и милиционеры, и дворник, и дворовая шпана с гитаркой и сигаретками за ушами, и предводитель пионерского отряда с горном, вышагивающий на пуантах, и ситуации, пародийно высмеивающие реалии советской действительности. Главное - запомнить, что без противогаза нельзя пойти даже в ресторан.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

Одним из самых комичных моментов вечера становится сцена попадания Фунтиковой и начальника маневров Бейбуржуева (Сергей Мершин) в ресторан, где трехъярусная конструкция со столиками, лестницами и вывеской "буфет» призывно заманивает в свои двери. В этих стенах вниманию отдыхающих будет представлена танцующая пара, схожая с Лайзой Минелли и Джоэлом Греем из «Кабаре» Боба Фосса, которая позже превратится в демонических существ. Беззаботный Рай, советская действительность, в которой кругом семенят балерины в белых пачках-снежинках, а за плечами и на головах ангелочков-жителей красные или золотистые крылья, будет заменен на булгаковское варьете, наполненное болезненностью, сарказмом и ухмылками.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

Музыка

Музыка «Оранго» и «Условно убитого» говорит, кричит, болтает, агитирует, выкрикивает. Она и похожа на уже написанный к тому моменту «Нос», и переплетается с «Клопом», и уходит в третий акт «Леди Макбет Мценского уезда». Бодрый галоп сменяется то на вальс, то на марш, то на лирику, то на гимн, то на чижика-пыжика. Группы оркестра лихо передразнивают друг друга, подшучивают, иронизируют. Курентзис стальными отточенными жестами выстраивает жесткие ритмические конструкции, практически сметает рукой звук в момент необходимости паузы. Его Шостакович колок и остер, зорок и проницателен, язвителен, но не зол. Здесь не осталось ни капли прежней текучести и романтичности, представленной дирижером несколько лет назад в Четырнадцатой симфонии. Один промах - машина даст сбой. Одна неверная доля - разрушится весь механизм. Одно послабление - гайки полетят в разные стороны. Сами же сцены с музыкой и танцами от Мирошниченко не похожи на музыкальный капустник, не отдают дешевой пошлятинкой, не гонятся за преднамеренным вызовом реакции публики. При просмотре, захлебываясь от смеха, хочется прищелкивать в ритм, двигаться в такт, беззаботно выделывать па, вернуться к старым советским фильмам. Это разудалый раскардаш, изящный фельетон, тарарам, балаганчик, где сам черт сломит ногу, пустившись в перепляс.

"Оранго" и "Условно убитый": парк советского периода

Ловцы забытых голосов Пермского оперного отказываются от сравнения избыточной морали прошлого и аморальности настоящего, создают свой безусловно живой антиформалистический раек. Раек, где на прошлое смотрят с доброй улыбкой, где светло иронизируют, где нет места излишней монументальности и напыщенному серьезу. Ведь от него остались только портреты, шедевры, плакаты, фотографии да неизвестные партитуры.

Фотографии Антона Завьялова

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика