Напишите нам

Есть интересная новость?

Хотите, чтобы мы о вас написали?

Хотите стать нашим автором?

Пишите на: main@sub-cult.ru

Хотите разместить статью или рекламу в нашем проекте? Пишите: main@sub-cult.ru

Спектакль «О-й. Поздняя любовь» Дмитрия Крымова и «Школы драматического искусства» был показан в рамках фестиваля «Золотая Маска» в Санкт-Петербурге. Всё смешалось в пьесе Островского: здесь, затянувшись папироской, делают трепанацию голосу совести, палят из всех орудий, устраивают поединки в стиле фильмов Тарантино. Виной тому – любовное настроение, проникшее в атмосферу дна. Препарировала нежное чувство наш корреспондент Екатерина Балуева.

ой поздняя любовь

Всё начинается с контраста: светлое, воздушное фойе белого храма ШДИ сменяется полумраком сцены, над которой низким потолком нависают осветительные приборы. Деформация повсюду: провода похожи на клубки нервов, а последний стул – и тот юродивый, с двумя спинками. Декораций – минимум, никаких мелодраматических «рюшечек»: режиссёр Дмитрий Крымов выпускает персонажей прямо на голую поверхность листа, расстрелянного гигантскими кляксами. Игроки на поле словно находятся под увеличительным стеклом – идёт лабораторный эксперимент, попытка «заострить» Островского. Благодаря сложному гриму персонажи как бы существуют внутренним миром – наружу. Карнавал наоборот, бал монстров. Мужчины с женскими душами, женщины – с мужскими. Решено буквально: большинство женских ролей отдано актёрам, мужских – актрисам. Герои слабы и безвольны, как тряпичные куклы. Героини вырабатывают характер и наращивают мускулатуру. Адвокат Маргаритов (Алина Ходжеванова) – «божий одуванчик» болезненной честности, долго не принимает роскошный взяточный окорок от купца Дороднова. А сам этот купец «с фантазиями» – ну чистый чёрт! Эти чёрные кожаные лапки! И попробуй угадать под инфернальной маской хрупкую Веронику Тимофееву. Когда благодарный клиент ковыряется перочинным ножичком в зубах – никаких вопросов о его душевных качествах не возникает. Речь персонажей искажена – шёпоты и крики, посвисты и плачи. Барышни мутировали ещё эффектней.

Спектакль Дмитрия Крымова

Фелицата Шаблова – «знойная женщина, мечта поэта»: с помощью толщинок Евгений Старцев приобретает «кустодиевские формы». Дух захватывает, когда видишь, как эта грандиозная дама с кошачьей лёгкостью и грацией переворачивается в воздухе, совершая смертельное сальто. Материнскую любовь демонстрирует сыновьям своеобразно: с младшим, Дормедонтом, играет в бои без правил; старшего, Николая, в воспитательных целях поднимает высоко над головой. Фелицата успешно имитирует юродство. Всё богатство семейства Шабловых – боекомплект советского нижнего белья необъятных размеров и зелёночные коленки Дормедонта. Другая «валькирия» – Варвара Лебёдкина (Константин Муханов). Эта чёрная вдова может и ножкой своей 43-го размера изящно махнуть (только тут жажда денег как основной инстинкт), и продемонстрировать бойцовские навыки майора ВДВ. Варвара Харитоновна отлично знает, что лучшие друзья девушек – это бриллианты, а не клерки, страдающие «карманной чахоткой». Соблюдает строгую диету из закладных, по которым не хочется платить.

Спектакль Дмитрия Крымова

Людмила Герасимовна в исполнении Марии Смольниковой – повзрослевшая Джульетта с окраины, «ангел с косой» (долгой, девичьей). Не только брови, но и интонации у неё – брежневские. Предмет её отчаянной страсти – старший сын Шабловой. Николай (Александр Кузнецов) выпадает откуда-то из райского Рулетенбурга, крылья свои проигравший, порастративший. У него нет ничего, кроме небесных глаз и красной ковровой дорожки, ведущей в долговую яму. Где-то за кадром, в предыдущей серии своей жизни, герой хватил радуги радости сполна и теперь испытывает бешеную ломку по прошлому. Он смотрит на мир с бессильной и злой улыбкой белого клоуна, потому что «как хочется жить, так нельзя; а как можно, так не хочется». Для юродивой Людмилы Николай особенного, «солнечного» цвета – луч света в чёрно-белом царстве (оформление сцены и костюмы – строгий, стильный монохром). Едва героиня понимает, что любовь – единственный способ переродиться из сумеречного существа в человека, она железной хваткой вцепляется в этот шанс. Она проделывает фантастический трюк: ныряет в платье, как в чёрную дыру, и откуда-то из её недр извлекает денежку на спасение любимого. В пьесе жертва уместна, это почти подвиг, а в спектакле такой поступок выглядит несколько идиотически. Людмила дожидается Шаблова в сумерках и устраивает ему любовный террор, басит: «Расскажите мне всё…» – получается своеобразное «интервью с вампиром». Она не замечает, что Шаблов не подходит ей так же, как её странный траурный наряд, который на три размера больше, чем нужно. Гораздо органичнее выглядят совместные этюды с Дормедонтом (Андрей Михалёв) – хоть тот болен ДЦП и подвержен припадкам эпилепсии.

Спектакль Дмитрия Крымова

Волшебник Крымов с помощью гротеска и клоунады превращает засушенную коллекционную бабочку в живую и обаятельную летучую мышку: полузабытая пьеса, звучащая монотонной дидактикой на магнитофон, вдруг трансформируется в остроактуальную историю о современном дне. Режиссёр ставит оглушительную точку, расползающуюся алым пятном на белоснежной рубашке Николая. Блаженные венчальные песнопения Людмилы срываются на волчью ноту. Зритель проваливается в целое море мурашек, а если считать мысли всей аудитории в этот момент – на экраны будет транслироваться коллективное бессознательное «Ой!». Николай не даёт маленькой женщине выиграть войну полов. Должно быть горько, а получается светло. Во-первых, его реквием по мечте уже сыгран. Во-вторых, герой не опускается до «замужества»: он выходит из игры в классики, оставляя шесть персонажей в поисках хэппи-энда...

«О-й. Поздняя любовь» – эмоциональный фейерверк, лекарство от меланхолии, театральное вино из одуванчиков, возвращающее в детство. Контрданс с Чеховым, танго с Достоевским, хип-хоп с Островским. Осторожно! Озорной Островский вызывает нешуточное привыкание. И окрыляет.

В статье использованы фотоматериалы с сайтов «Золотая Маска» и «Лаборатория Дмитрия Крымова».

Следующие показы спектакля «О-й. Поздняя любовь» – 15 и 17 января 2017 г., ШДИ (Москва).

Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!

А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!

 

Добавить комментарий

Для того, чтобы мы могли качественно предоставить Вам услуги, мы используем cookies, которые сохраняются на Вашем компьютере. Нажимая СОГЛАСЕН, Вы подтверждаете то, что Вы проинформированы об использовании cookies на нашем сайте. Отключить cookies Вы можете в настройках своего браузера.
Согласен

О проекте

© 2011 - 2024 Портал Субкультура. Онлайн-путеводитель по современной культуре. Св-во о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 66522. Проект предназначен для лиц старше 18 лет (18+).

E-mail: main@sub-cult.ru

Наши партнёры:

Приложение Фонбет на Андроид

Яндекс.Метрика