18 февраля на сцене Дворца культуры имени Ленсовета состоялась театрально-зрелищная постановка с дерзким и интригующим названием «Хороший, плохой, злой», главным и единственным героем которой выступал заслуженный артист России, знаменитый актёр театра и кино, доказавший, что природа на детях талантливых родителей не отдыхает, Михаил Олегович Ефремов.
«Хороший, плохой, злой» — в трёх отрезках рассказанные с иронией истории из личной и творческой жизни артиста, дополняемые чтением трогательных и слезопровоцирующих стихотворений великих литераторов. Кроме того, Михаил Олегович откровенно и эмоционально поделился со зрителем также и своими рассуждениями «на злобу дня»: о нынешних тенденциях времени и об отношении к современной политике.
Пока сцена молчаливо ожидала появление своего героя, на две минуты проектор заговорил отрывком монолога Ефремова из драматического фильма Никиты Михалкова «12». Актёр, исполнявший роль одного из 12 присяжных, решающих судьбу юноши, произносит остросоциальную фразу: «Почему смеётесь? А потому что, когда серьёзно, вам страшно!» Стартовое видеовступление было выбрано не случайно: Михаил Олегович дал ясно понять, что «Хороший, плохой и злой» — не только развлекательная постановка, здесь также обсудят то, о чём другие предпочтут промолчать, насмешливо посмотрят в лицо окружающим абсурдизмам, наблюдая за которыми многие под маской серьёзности потупят взгляд. Впрочем, обо всём по порядку…
«Хороший»: Детство, отрочество, балагурная юность
«Здорова, Питер!», — по-свойски, словно старых друзей, поприветствовал публику Михаил Олегович, выйдя на сцену.
Читайте также
Светлая линия постановки началась с повествования о самой лёгкой и беззаботной поре актёра — его детстве. Ефремов зачитал стих Сергея Владимировича Михалкова «Когда мне было 8 лет…», поведал о своём дебютном актёрском появлении в трёхсерийной телевизионной драме 1976 года «Дни хирурга Мишкина», в которой главную роль сыграл его отец, Олег Николаевич Ефремов, а затем продолжил свой рассказ о семье, с особой теплотой вспоминая маму, Аллу Борисовну Покровскую, советскую актрису театра и кино, народную артистку РСФСР и педагога Школы-студии МХАТ.
Стоит отметить, что Михаил Олегович вырос среди поистине наикультурнейших людей: бабушка была балериной, дед — оперным режиссёром (хотя маленькому Михаилу, по его словам, на операх «было дико тоскливо»), а прапрадед артиста является основателем чувашского алфавита, к тому же он впервые перевёл Библию на чувашский язык. Но столь почтенное окружение не помешало Михаилу стать хулиганом. «Почему мама хороший человек? Потому что не отдала меня на английский или на музыку. Я вырос во дворе», — иронично оправдывает свою бунтарность Ефремов.
Вместе с тем, любовь к поэзии зародилась у Михаила Олеговича сызмальства, и в 10-11 лет он принял участие в литературном конкурсе. Торопливо произнеся отрывок из пушкинского романа «Евгений Онегин», будущий актёр занял лишь второе место, так как никто не сумел разобрать произнесённых им слов. Эта забавная история, а затем и наглядная демонстрация первых шагов на сцене вызвали безудержный смех у зрителей, сидящих в зале.
Продолжая разбирать по полочкам хорошее из своей жизни, фильм 1979 года «Когда я стану великаном» и роль школьника Пети Копейкина сам Ефремов отметил как лучшее, что случалось с ним за всю актёрскую карьеру. Именно во время съёмок этой киноленты о нём, юном балагуре, актриса и коллега Лия Меджидовна Ахеджакова прорицательно сказала: «Великий артист растёт!»
Будучи сыном руководителя МХАТа, о своём поступлении в Школу-студию Михаил, не скрывая иронии, говорил: «На удивление, прошёл конкурс!» И вновь публика хохотала. Объяснение, почему актёр решил пойти в армию, также вызвало нескрываемые эмоции слушателей: «У меня был выбор: либо в армию, либо в тюрьму».
Затем на смену рассказам о прошлом, с долей юмора приподнесённых публике, повествования Ефремова сменили настроенческую палитру, приняв пасмурные и грустные оттенки. Михаил Олегович процитировал стихотворение драматурга и общественного деятеля Гельмана Александра Исааковича, посвящённое памяти Олега Николаевича Ефремова; отдельные строчки произведения особенно наталкивали на социальные думы:
Ты уходишь всё дальше, всё дальше,
а время твоё возвращается, возвращается.
Ты знавал очаровательных дам:
Цензуру Никитичну,
Цензуру Леонидовну,
теперь у нас Цензура Владимировна.
Опять востребован твой лукавый талант
обращения с начальством,
опять надо притворяться шутом
или напиваться,
чтоб не видеть выражения
собственных трезвых глаз…
Далее Ефремов зачитал стих Геннадия Шпаликова «По несчастью или счастью, истина проста…», альтернативную версию стихотворения Твардовского «Я убит подо Ржевом» от Дмитрия Быкова, написанную после убийства бывшего полковника Юрия Буданова в 2011 году, и на этом часть «Хороший» была завершена.
«Плохой»: «Я знаю: истина в вине»
Упомянув сложные отношения России и Украины, Ефремов начал вторую линию постановки «Плохой» с «Экспромта», единственного стихотворения поэтессы и писательницы Леси Украинки, которое было написано на русском языке:
Когда цветёт никотиана,
Всё, всё тогда полно обмана,
Опасна ночи тишина,
Как то затишье роковое,
Когда коварная волна
Хранит молчанье гробовое…
Позже последовали отрывки из фильмов, снятые давним другом артиста, музыкантом и режиссёром Гариком Сукачёвым. «Я его талисман», — шутливо объяснял Михаил Олегович участие почти во всех кинокартинах своего товарища. Актёр смело критиковал неудачно исполненные им работы, например, упомянул свою игру в пьесе Ивана Охлобыстина «Злодейка, или Крик дельфина», а также оперный спектакль «Демон», самостоятельно поставленный Ефремовым в качестве театрального режиссёра.
Самоиронично актёр затронул и тему горячительных напитков, в распитии которых его уличали многие СМИ. «Образ алкоголика помогает мне неплохо зарабатывать», — говорит Ефремов, доказывая обширным видеорядом, как много ролей он исполнил, находясь в постановочно нетрезвом состоянии. «Я знаю: истина в вине», — гласят последние строчки стихотворения «Незнакомка», написанные Александром Блоком. Ими и заканчивается отрезок «Плохой».
«Злой»: Куда мы катимся?
Самую острую часть театрально-зрелищной постановки Михаил Олегович оставил на десерт. «Злой» — это отобранные стихотворения из литературных проектов продюсера Андрея Васильева «Господин Хороший» и «Гражданин Поэт», преподнесённые Ефремовым под едким соусом политической сатиры.
Аплодисментами и восторженными свистами встретила публика артиста, переодевшегося в Обеликса, популярного кинообраза французского актёра. В номере «Депардьё моё», поставленном на стихи Дмитрия Филатова, артист рассуждал о братстве и халяве:
Братва!
К вам обращается
месье Жерар!
Я получил недавно
типа в дар
Квартиру на
окраине Руси -
Гранмерси!...
Свой взгляд на нынешнюю власть Михаил Олегович продолжил раскрывать, опираясь на стихотворчество реакционных поэтов нашего времени: Дмитрия Быкова («Спасибо, что бухой», «Тандем профессионалов», «Путин и Мужик») и Орлуши («Пермская говнокультура», «Кривоногий и Хромой»).
Под вуалью сарказма и смеха с привкусом горечи каждому было дано время задуматься над тем, куда и с кем мы идём, а, быть может, уже и вовсе катимся? Хотим ли мы свободы, прославляемой в произведении Игоря Северянина «Гимн российской республики», которое Ефремов зачитал в финале выступления, или ещё посидим, подождём?
Накинув порцию тревожных размышлений о стране, её настоящем и возможном будущем, о себе же Михаил Олегович Ефремов не оставил никаких сомнений. На вопрос, какую из трёх ипостасей принять за истину, как и полагается, ответил улыбчивый зритель: «Хороший мужик! Мне понравился!»
Фото: Илья Покалякин
Понравился материал? Пожертвуйте любую сумму!
А также подпишитесь на нас в VK, Яндекс.Дзен и Telegram. Это поможет нам стать ещё лучше!